«Ориентировка в пространстве»

Светлана Шкирандо
«Ориентировка в пространстве»

«Ориентировка в пространстве» - один из разделов «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений. Но это не говорит о том, что тема «Пространственные представления, навыки ориентации» сугубо математическая.

Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности - продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность - симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнений - музыкально-ритмических, физкультурных. Элементарные знания об ориентации необходимы для подготовки детей к школе. И последнее: освоение правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве. Поэтому целенаправленную работу по развитию у детей пространственных навыков ориентировки следует начинать уже в раннем возрасте. Возраст до 3-х лет - сугубо практическая ориентировка (домашняя обстановка).

В своей группе мы ведём целенаправленную работу по ориентировке в пространстве. Наши дети более самостоятельны, знают места хранения игрушек, поддерживают установленный порядок. Учим выполнять обязанности дежурных по столовой и по подготовке материала к занятиям, так как выполнение обязанностей дежурных связано с освоением порядка пространственного размещения на столах - посуды, учебных принадлежностей.

Первоначальная задача - научить ребёнка освоить собственное тело как точку отсчёта пространственных направлений («на себе»): где правая рука, левая рука, правая нога, левая нога и т. п. Затем необходимо научить ребёнка ориентироваться «от себя». Например, кто стоит справа от тебя, а кто слева? Что находится впереди тебя, сзади, вверху, внизу?

Следующая задача - научить ребёнка ориентироваться от другого человека (предметов). Например, справа от матрёшки стоит пирамида, слева сидит мышка, сзади матрёшки стоит неваляшка. Что стоит между шкафом и стулом?

Также учим детей определять своё местоположение среди предметов: я стою за стулом, сзади Юры; встань так, чтобы Катя оказалась впереди, а Паша сзади тебя и т. д. Ориентировка от другого человека (предметов) основывается на умении ориентироваться «на самом себе», то есть ребёнок как бы мысленно представляет себя на месте того или иного объекта.

У детей старшего возраста обеспечивается дальнейшее совершенствование опыта ориентации в пространстве с учётом основных направлений. Например, в дидактических игра: «Пакет», «Разведчики» ребёнку даются конкретные задания: «иди вперёд до берёзы они направо, пройди 5 шагов, поверни налево, пройди ещё 3 шага» и т. п.

Следующей задачей является ориентировка на плоскости (это могут быть поверхности, лист бумаги, тетрадь, книга и т. п.). Учим детей находить середину (центр) листа бумаги, его нижний, левый, правый края, верхний правый и левый, нижний правый и левый углы, рассматриваем с детьми таблицу с геометрическими фигурами. Например, одна из фигур положена в центре, а вокруг неё (вверху, внизу, справа, слева) нарисованы другие фигуры. Даётся задание воспроизвести образец - эта игра называется «Зрительный диктант», в котором по указанию педагога дети должны положить, например, на середину листа синий квадрат, на нижний левый угол - жёлтый квадрат. Эта игра называется «Слуховой диктант». Ориентировка на плоскости стола осуществляется с помощью игрушек. Просим детей поставить на правый нижний угол пирамиду, а на левый верхний угол - куклу и т. д.

Ориентировка в клеточном или строчном «микропространстве». Это более сложная задачa. Ребёнок должен выделить «малое пространство», правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение цифры, буквы, рисунка. Например, нужно провести линии на листе: две клеточки вниз, шесть клеточек вправо, четыре клеточки вверх.

Работа над словарным запасом дошкольника по пространственному ориентированию – одна из важных задач. Будущие первоклассники должны овладеть смысловым значением разнообразных пространственных терминов, употреблять их в своей речи. Чем точнее взрослый делает словом направление или местоположение предмета, тем успешнее ребёнок ориентируется в пространстве.

Таким образом, наши дети должны овладеть определённым объёмом знаний и умений по ориентировке в пространстве.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГТ Тема «Человек и мир вещей»Цель: Расширять представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении, сезонности. Закреплять.

Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» 1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Наша армия
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
«Ориентировка в пространстве»
Опубликовано: 19 декабря 2013 в 16:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Друзей много не бывает! И снова о дружбе на МAAM!
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и мои друзья! Целую неделю я не была на сайте по ряду грустных причин, случившихся в моей семье. И все это...
Фотоотчет «Дошколята рисуют космос»
Задачи: закреплять полученные знания детей о космосе; учить детей рисовать при помощи трафаретов, располагать сюжет рисунка на листе бумаги А4;...
«Сюжетно-ролевые игры» — фотоотчёт
Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям поиграть в...
Наши космические путешествия. Фотоотчет
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Большое всем спасибо, что заходите ко мне на страничку! Извините за долгое отсутствие! Накопилось много событий, о...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос одуванчик - первый, молодой» Цель: учить детей передавать...