«Ориентировка в пространстве»

Светлана Шкирандо
«Ориентировка в пространстве»

«Ориентировка в пространстве» - один из разделов «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений. Но это не говорит о том, что тема «Пространственные представления, навыки ориентации» сугубо математическая.

Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности - продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность - симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнений - музыкально-ритмических, физкультурных. Элементарные знания об ориентации необходимы для подготовки детей к школе. И последнее: освоение правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве. Поэтому целенаправленную работу по развитию у детей пространственных навыков ориентировки следует начинать уже в раннем возрасте. Возраст до 3-х лет - сугубо практическая ориентировка (домашняя обстановка).

В своей группе мы ведём целенаправленную работу по ориентировке в пространстве. Наши дети более самостоятельны, знают места хранения игрушек, поддерживают установленный порядок. Учим выполнять обязанности дежурных по столовой и по подготовке материала к занятиям, так как выполнение обязанностей дежурных связано с освоением порядка пространственного размещения на столах - посуды, учебных принадлежностей.

Первоначальная задача - научить ребёнка освоить собственное тело как точку отсчёта пространственных направлений («на себе»): где правая рука, левая рука, правая нога, левая нога и т. п. Затем необходимо научить ребёнка ориентироваться «от себя». Например, кто стоит справа от тебя, а кто слева? Что находится впереди тебя, сзади, вверху, внизу?

Следующая задача - научить ребёнка ориентироваться от другого человека (предметов). Например, справа от матрёшки стоит пирамида, слева сидит мышка, сзади матрёшки стоит неваляшка. Что стоит между шкафом и стулом?

Также учим детей определять своё местоположение среди предметов: я стою за стулом, сзади Юры; встань так, чтобы Катя оказалась впереди, а Паша сзади тебя и т. д. Ориентировка от другого человека (предметов) основывается на умении ориентироваться «на самом себе», то есть ребёнок как бы мысленно представляет себя на месте того или иного объекта.

У детей старшего возраста обеспечивается дальнейшее совершенствование опыта ориентации в пространстве с учётом основных направлений. Например, в дидактических игра: «Пакет», «Разведчики» ребёнку даются конкретные задания: «иди вперёд до берёзы они направо, пройди 5 шагов, поверни налево, пройди ещё 3 шага» и т. п.

Следующей задачей является ориентировка на плоскости (это могут быть поверхности, лист бумаги, тетрадь, книга и т. п.). Учим детей находить середину (центр) листа бумаги, его нижний, левый, правый края, верхний правый и левый, нижний правый и левый углы, рассматриваем с детьми таблицу с геометрическими фигурами. Например, одна из фигур положена в центре, а вокруг неё (вверху, внизу, справа, слева) нарисованы другие фигуры. Даётся задание воспроизвести образец - эта игра называется «Зрительный диктант», в котором по указанию педагога дети должны положить, например, на середину листа синий квадрат, на нижний левый угол - жёлтый квадрат. Эта игра называется «Слуховой диктант». Ориентировка на плоскости стола осуществляется с помощью игрушек. Просим детей поставить на правый нижний угол пирамиду, а на левый верхний угол - куклу и т. д.

Ориентировка в клеточном или строчном «микропространстве». Это более сложная задачa. Ребёнок должен выделить «малое пространство», правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение цифры, буквы, рисунка. Например, нужно провести линии на листе: две клеточки вниз, шесть клеточек вправо, четыре клеточки вверх.

Работа над словарным запасом дошкольника по пространственному ориентированию – одна из важных задач. Будущие первоклассники должны овладеть смысловым значением разнообразных пространственных терминов, употреблять их в своей речи. Чем точнее взрослый делает словом направление или местоположение предмета, тем успешнее ребёнок ориентируется в пространстве.

Таким образом, наши дети должны овладеть определённым объёмом знаний и умений по ориентировке в пространстве.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГТ Тема «Человек и мир вещей»Цель: Расширять представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении, сезонности. Закреплять.

Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» 1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Наша армия
  • Пазлы
Автор публикации:
«Ориентировка в пространстве»
Опубликовано: 19 декабря 2013 в 16:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Эссе-экспромт «От всей души!», пусть как реклама, неожиданно и кратко.
Так обычно бывает: пишешь, пишешь и вдруг бац. и осенило. Так получилось и у меня. Надумала, решила по фоткам, что писать буду. Сижу, спокойно составляю...
Фотозарисовка «Сказочно очаровательный Серпухов» часть 2
Уважаемые коллеги! Побывав этой весной так неожиданно для себя в подмосковном городе Серпухов, я поняла, как не хватает мне той силы, что дают нам наши...
Традиционная народная кукла «Помощница на кухне»
Уютного вечера от души желаю в этот час всем, кто заглянул на огонёк! Нынче наткнулась в интернете на рецепт хорошего настроения! Если стало почему-то...
Экологический праздник «Мы в ответе за нашу планету».
Сценарий праздника «Мы в ответе за нашу планету» Цель: формировать навыки экологического поведения. Задачи: - закреплять представление о сезонных...
Фотоотчёт о незапланированных наблюдениях «Бабочка чудесная прилетела к нам!»
Как – то в дождливый день девочки из нашей группы заметили на окне красивую бабочку, залетевшую в комнату. Это была бабочка Павлиний глаз – самая...