Получи документы

Консультация для родителей «Первые шаги ребёнка в детском саду»

Анна Савчук
Консультация для родителей «Первые шаги ребёнка в детском саду»

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Для ребенка детский сад является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями, к которому необходимо привыкнуть, адаптироваться. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении, т. е. каждый ребенок привыкает по-своему.

По тому, как дети приспосабливаются к саду, их можно разделить на три основные группы.

Публикация «Консультация для родителей „Первые шаги ребёнка в детском саду“» размещена в разделах

Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Во вторую группу попадают дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть (происходит "обмен" всевозможными инфекциями).

Наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.

Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада, в семье необходимо готовить его к поступлению в учреждение.

Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.

Одни родители все прощают ребенку, другие — наказывают, третьи — внимательно анализируют причины его поведения. При этом каждый рад и готов забыть все прегрешения ребенка, если он проявит какое-то новое умение, навык, хотя это является закономерным для развития малыша.

Коллектив семьи очень редко насчитывает более 5—6 человек. В детском саду в группе, как правило, 20—25 и более детей да еще взрослые. Ребенок, тем более раннего возраста, не может быстро и безболезненно принять все эти изменения, особенно если ему не помогают взрослые. Следовательно, единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания — непременное условие его благополучной адаптации.

Кроме того, родители должны знать некоторые психологические особенности детей 2-3 лет, осложняющие адаптацию:

До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года, тем более успешно он пройдёт адаптацию к детскому саду. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом.

Чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация, т. к. повышенная нервозность и отсутствие у мамы доверия к персоналу детского сада передается ребенку. Придя в группу, родителям необходимо с улыбкой здороваться с воспитателем, демонстрируя ребенку добрые и доверительные взаимоотношения. Дома важно говорить о воспитательнице только в хорошем тоне.

В чем же конкретно должна заключаться подготовка малыша к детскому саду?

Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему. Привычка к соблюдению режима дня помогает ребенку быстрее освоиться при поступлении в детский сад, облегчает привыкание к новым условиям.

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.). Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух-трёх лет приходят в детский сад, не умея самостоятельно кушать, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и т. п. Проводя беседы с родителями, педагог должен обращать их внимание на эту сторону воспитания.

Вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Неправильные приемы воспитателя могут вызвать у ребенка отрицательное отношение ко всем режимным процессам, у него пропадет аппетит, станет беспокойным сон, может наступить частое мочеиспускание.

Приемы и методы педагогического воздействия по отношению к вновь поступившим детям имеют свои отличия. Если им просто сказать «Идите умываться!», «Давайте играть вместе», они не будут выполнять эти указания, так как в семье привыкли к индивидуальному обращению и общих указаний не воспринимают.

Если даже воспитатель обращается непосредственно к ребенку: «Саша, иди мой ручки», он не всегда может выполнить указание, так как не знает, где и как это сделать. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии в новых условиях, а затем уже давать соответствующие указания.

Особое значение при поступлении ребенка в детский сад имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни в большей мере, чем в старшем возрасте, подвержен заболеваниям, и родители должны закалять их. Необходимо уделять внимание и одежде маленького ребенка. Вследствие несовершенства терморегуляции малыш легко может вспотеть, если его излишне кутают, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям. Слишком легкая одежда, не защищающая от холода, в которой ребенок зябнет, также может стать причиной заболевания, как и мокрая обувь.

Однако главной и основной причиной затруднений при адаптации детей в детском саду является отсутствие у них опыта общения со взрослыми и детьми. Чем уже круг общения ребенка до поступления в детское учреждение, тем дольше формируются у него отношения с воспитателем и со сверстниками. Безусловно, в семье возможно и необходимо формировать у ребенка опыт общения не только с близкими, но и другими взрослыми, а также со сверстниками. Однако практика показывает, что родители довольно редко учат умению общаться.

Воспитатель, методист должны объяснить родителям, как развивать у детей потребность в общении. Родители должны вовлекать ребенка в контакты со взрослыми и детьми, не являющимися членами семьи, учить, как обратиться к взрослому, что сказать, как вежливо попросить что-то и т. п. Например, мать предлагает своему маленькому сыну, еще не умеющему говорить: «Отнеси тете книжку», «Покажи дяде машинку». Ребенку, уже владеющему речью, предлагают: «Подойди к тете Лене, дай ручку и скажи «Здравствуйте» или дают поручение: «Попроси у Вовы машину, скажи «Дай, пожалуйста, машину» и т. п.

Приучая ребенка к совместным действиям со взрослыми и детьми, родители словами, мимикой, всеми понятными ему средствами выражают свое дружественное расположение к тем людям, в общение с которыми хотят вовлечь малыша, помогают ему преодолеть боязнь, неуверенность. Вместе с ребенком наблюдают за действиями взрослых и детей, подчеркивая свое одобрительное к ним отношение.

Расширять круг общения ребенка надо постепенно, привлекая для этого отзывчивых людей, способных расположить его к себе. Если ребенок в первые минуты теряется, прижимается к матери, не надо настаивать на том, чтобы он подошел к незнакомому человеку,— пусть сначала разглядит его. Затем можно найти и интересный повод для общения: втроем рассматривать игрушку или затеять общую игру.

На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. Игра с ними все больше и больше привлекает ребенка. И здесь родители должны показать ему пример общения, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его и т. п.

Для того чтобы ребенок мог общаться с окружающими взрослыми и детьми, он должен иметь некоторую речевую подготовку, игровые умения. Правила взаимоотношений усваиваются труднее, чем бытовые, и родителям необходимо обратить на это особое внимание.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми - одна из основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей.

Приспособление к детскому саду может осложниться также из-за таких мелочей, как отсутствие любимой игрушки, с которой привык играть и засыпать ребенок, подушки, отсутствие "своего" места за столом и т. д. Стоит за несколько дней до поступления в сад познакомить с ним ребенка: показать игровую комнату, спальню, игрушки, продемонстрировать, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком, лазать по шведской стенке и т. д. Это "первое свидание" непременно должно быть окрашено теплым, участливым вниманием к новичку, уверенностью в его положительных качествах, умениях, знаниях и в том, что ребенок со всеми новыми заботами непременно справится и будет чувствовать себя в саду как дома. Стоит некоторое время давать ребенку с собой в садик его любимую игрушку или другой "реквизит", помогающий ему справиться с психологическими нагрузками первых дней. Это может быть его любимое одеяло, которым он укрывается, засыпая дома, в своей кроватке. Или мягкая игрушка, которой малыш жалуется на трудности его "тяжелой" садовской жизни.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Рано или поздно возникает вопрос, который ставит перед собой каждая семья, куда и когда отдать свое чадо? Если ребенок страдает нервным.

Сопровождение адаптации в ДОУ Когда ребенок впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Первые шаги ребёнка в детском саду»
Опубликовано: 23 февраля 2015 в 19:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД