Консультация для родителей «Первый раз в первый класс!» О психологической готовности детей к обучению в школе

Елена Боршова
Консультация для родителей «Первый раз в первый класс!» О психологической готовности детей к обучению в школе

«Первый раз в первый класс

Часто приходиться сталкиваться с вопросами родителей о том, каким образом проходит отбор детей в школы и что такое «готовность к школе». Прежде всего, давайте разберемся, что такое психологическая готовность к школе – это не отдельные знания умения (читать, писать, считать., а определенный набор, в котором должны присутствовать все эти элементы, хотя их уровень развития может быть разным. Это похоже на то, как мы готовим, например суп, его нельзя приготовить без определенных продуктов, они могут дополнять друг друга.

Какие составляющие входят в набор «школьной готовности»:

1. Мотивационная готовность – здесь, прежде всего надо понимать, желание пойти в школу и желание учиться. Часто дети хотят идти в школу, потому что все сверстники идут, в школе не надо спать, новый портфель, одежда. Ребенок 6 лет понимает, взрослый может отказать от покупки какой нибудь игрушки, но не может отказать в покупке ручки, портфеля, тетрадки, альбома. Также дети видят, что родители могут прервать интересную игру, но не могут мешать старшим братьям, сестрам, когда засиживается за уроками. Поэтому ваш ребенок стремиться в школу, так как хочет быть взрослым иметь определенные права на ранец, тетрадь и т. д. Это есть первый этап мотивационной готовности, но он как правило не долог 2-3 месяца. Именно тогда должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, познавательная мотивация, без такой мотивационной готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать, писать, он не сможет хорошо учиться. Так как многие родители мало обращают внимание на мотивацию, считая не очень важным. То сейчас я думаю, что многие поняли и постараетесь обратить серьезное внимание на формирование у вашего ребенка стремление к школе и школьным обязанностям.

2. Интеллектуальная готовность – что под этим понимается, многим родители думают читать, писать, считать, складывать и вычитать. На самом деле интеллектуальная готовность это произвольная регуляция внимания, памяти, мышления, что дает ребенку возможность читать и считать, решать задачи. Часто мы психологи называем это «знаковая функция сознания», т. е. для нормального развития ребенка нужно понять, что существуют определенные знаки (рисунки, буквы, цифры, чертежи, схемы, которые как бы замещают реальные предметы (например, вы можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать машинки, а можно их обозначить палочками, кружочками и т. д). Для решения более сложных задач предлагается чертежи, схемы. Постепенно такие чертежи-рисунки становятся все более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения в уме, в сознании, то есть возникает «знаковая функция сознания». Наличие этих внутренних опор, дает возможность ребенку решать более трудные задачи улучшать память, внимание, мышление, которые необходимы для успешной учебной деятельности. Для развития внимание и работоспособности можно попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать буквы, цифры, фигуры и т. д.

3. Волевая готовность, которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят слушать, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорят взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого ребенку необходимо сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение дома, давая ребенку разные задания, при этом обязательно попросить его повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что он услышал и правильно понял. Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружочки, квадраты и т. д.

4. Зрительно-моторная координация.

Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе, однако и для психологической готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку, карандаш, чтобы не уставала рука при письме. У него должно быть сформировано умение внимательно рассмотреть предмет и выделить отдельные детали. Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения руки и глаз, но на их координацию между собой, которая является одной из составляющих школьной готовности. Ребенку в процессе учебы надо одновременно смотреть на доску и списывать или срисовывать. Поэтому-то так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дает им глаз. Как же нам научить этому своего ребенка. Прежде всего помогут графические диктанты, только если для развития волевой готовности вам лучше диктовать, то для развития зрительно-моторной координации важно дать ребенку образец, который он должен копировать.

Вот такие специфические составляющие школьной готовности.

Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируя на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_g2dpl.ppt | 810 Кб | Скачан: 149
 
Публикации по теме:

Родителям будущих первоклассников (консультация для родителей) Родителям будущих первоклассников (консультация) Наступил сентябрь, и начался учебный год. Для кого-то он первый ещё, для кого-то уже последний,.

Родителям будущих первоклассников Ещё раз о готовности детей к школе (консультация для родителей) Наступил сентябрь, и начался учебный год. Для кого-то он первый ещё, для.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Цветы
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация для родителей «Первый раз в первый класс!» О психологической готовности детей к обучению в школе
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 21:45
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...