Консультация для родителей подготовительных к школе групп

ирина иванцова
Консультация для родителей подготовительных к школе групп

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей.

Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.

ИГРЫ С БУКВАМИ

Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв. Например,буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.

Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы, можно, предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.

Можно использовать приём, когда взрослый на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить.

На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.

Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв», «Узнай буквы по зеркальному изображению».

«Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)

«Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3–4, взрослый предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определённой последовательности).

«Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.

Ребёнок пальчиком рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

ИГРЫ СО СЛОГАМИ И СЛОВАМИ

На начальном этапе овладения чтением, некоторые дети затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении слов на слоги. Это создаёт определённые трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать следующие приёмы:

Прохлопай, протопай, простучи слово, поставь ладонь под подбородок и отчётливо произнеси слово. Локоть должен быть на весу.

«Рассели игрушки по домикам» - постройте вместе с ребёнком домики из кубиков (из 1,2,3 и т. д., возьмите любые игрушки. Ребёнок называет игрушку, делит слово на части и селит её в тот домик, сколько частей в этом слове.

«Какой слог лишний» - перед ребёнком карточки со слогами, например: КА, ТА, НУ, ПА. Ребёнок объясняет, что лишний слог НУ, т. к все остальные с гласной А.

«Какого слога не стало» (проводится по аналогии с буквами).

«Подскажи конец слова» - перед ребёнком на столе 3–4 карточки со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок должен найти и прочитать конец слога (воро-ТА, боро-НА, кварти-РА, поло-СА).

Игра «Помоги Незнайке»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА-МУ (мука, ЛО-МО-КО (молоко) и т. д.

Чтение слов, отличающихся одной–двумя буквами.

Столбики таких слов легко прочитываются детьми, и так каждый раз слово изменяется только при помощи одной буквы. После чтения столбика нужно спросить у ребёнка, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки.

БУКВАРИ

«Букварь с пелёнок» – это один из двух базовых комплектов по методике Домана-Маниченко. Он обеспечивает развитие речи и обучение чтению целыми словами для малышей с рождения. Основная особенность Букваря в том, что он основан на русском народном фольклоре. Потешки, мирилочки, шагалочки, колыбельные – все эти любимые издавна игры гармонично вписаны в прогрессивную и эффективную методику занятий.

Ребус-метод Льва Владимировича Штернберга. Это настолько простой, изящный и (вроде бы) очевидный метод, что кажется совершенно невероятным, что он изобретен лишь совсем недавно. В рекламных целях иногда утверждается, что с его помощью ребенка можно научить читать за несколько минут. Это, конечно, весьма сильное преувеличение, если под умением читать подразумевать умение пользоваться книгами. Однако в некотором смысле это действительно так.

(Надо отметить, что во всех словах, которые я предлагаю ребенку, ударение непременно падает на первый слог. Это сильно облегчает ребенку задачу и избавляет нас от путаницы с гласными, которые в безударных слогах часто произносятся не так, как пишутся.)

Когда ребенок осваивает подобным образом все согласные буквы и мягкий знак, он, чисто теоретически, может самостоятельно прочитать любой текст — достаточно лишь записать в виде картинок все гласные буквы, а также все пары букв «согласная-гласная». Однако, на практике, мы сталкиваемся с тем, что далеко не всякую такую пару можно легко закодировать картинкой, поскольку в русском языке просто нет подходящих слов, начинающихся на данное буквосочетание. Сюда относятся не только всякие экзотические слоги, вроде ФЭ и БЁ, но и довольно распространенные ХУ, ЖО и СЯ. Из этого положения есть два возможных выхода. Во-первых, вовсе необязательно на этом этапе давать читать ребенку любые тексты. Ведь можно ограничиться лишь такими, в которых подобного рода трудности не встречаются. Во-вторых, мы можем оставить некодирующиеся слоги в виде букв и просто подсказывать ребенку, как они читаются, по мере надобности.

Следующая наша задача — постепенно, одну за другой, заменить картинки на буквы. Делается это, например, так:

Написав вместо картинки буквы, мы оставляем в поле зрения ребенка подсказку, по которой он может легко догадаться, как надо читать незнакомое буквосочетание. Тут важно отметить, что пара букв «согласная-гласная» воспринимается ребенком фактически как единый неделимый символ (подобно тому, как мы воспринимаем русскую букву «Ы», состоящую из двух отдельных знаков). Ребенку не приходится учиться сливать отдельные буквы в слоги, как того требуют традиционные методики. Вместе с тем он избавлен от необходимости тупо зазубривать двести с лишним складов, как это делают те, кто обучается по кубикам Зайцева. Всё, что составляет главные трудности других методик, в ребус-методе просто-напросто отсутствует.

После того, как ребенок полностью переходит от картинок к буквам, он, собственно, уже умеет почти полноценно читать по складам. Разве что мы еще должны рассказать ему про строчные и прописные буквы, про твердый знак и про то, как читаются некодируемые картинками слоги, вроде ФЭ и СЯ (если, конечно, мы не сделали этого раньше). Но к этому времени он уже обладает достаточно богатым опытом чтения, так что усвоение этой информации не может вызвать у него каких-либо затруднений.

Такова вкратце суть ребус-метода. Однако, при всех его достоинствах у него есть один серьезный недостаток (который, будем надеяться, носит временный характер): этот метод распространен значительно меньше, чем того заслуживает. Это значит, что с методическими пособиями и прочими наработками дела обстоят, прямо скажем, не густо.

Букварь, Жукова Н. С., 2009. При составлении Букваря автор использовал свой 30-летний опыт работы логопеда, что впервые позволило сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента - слога в качестве единицы чтения (в дальнейшем письма).

Букварь не имеет развлекательного или занимательного характера, его задача - обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения, что должно доставить детям радость и удовольствие в награду за труд. Надеемся, что наши дети, овладев без особых затруднений чтением, возьмут в руки книгу как орудие культуры и источник знаний.

Читаем буквы.

1) Учите читать в строчку и в столбик. Пальчик ребенка должен находиться под той буквой (потом слогом, которую он читает. Обращайте внимание на то, что пальчик движется от красной линии.

2) Приучайте ребенка вслушиваться в начальные звуки слов, начинающихся на а, у, о.

3) Поочередно сложив свои губы в немой артикуляции звуков а, у, о, попросите ребенка угадать, какую букву вы назвали. Затем попросите найти ее среди остальных букв.

1) Если дети хорошо запоминают буквы и хорошо ориентируются в прочтении их в строчке, нет необходимости задерживаться на упражнениях в чтении отдельных букв.

2) Спросите, на какой звук (букву) начинаются слова названия предметов, изображенных на стр. 4, 5, 6. Затем спросите, на какой звук заканчиваются слова дом, дым, ком.

3) Запомните: дошкольнику легче всего выделить из слов начальный гласный под ударением, затем конечный согласный. Труднее выделить начальный согласный и очень трудно конечный гласный.

1) Следите за тем, чтобы ребенок правильно читал и называл согласные буквы (коротко, без призвука э).

2) Если дети плохо запоминают буквы, продолжайте их читать. Предложите игру: закрыв глаза, ощупать магнитную букву и угадать, какая это буква.

3) Учите ребенка выделять в словах отдельный звук. Например, подними руку, если в слове услышишь звук с. Наряду со словами, содержащими заданный звук, предлагаются слова и без этого звука.

http://mersibo.ru

http://igraem.pro

http://multoigri.ru

http://logopeddoma.ru

http://log-center.ru

http://logoped-therapy.com

http://pochemu4ka.ru

http://metodist-mir.ru

http://poskladam.ru

http://mumskids.ru

Желаем успехов!

Прикреплённые файлы:

konsultacija-1_k9s97.pptx | 4421,65 Кб | Скачан: 35
 
Публикации по теме:

Фотоотчет со спортивного досуга для подготовительных к школе групп «Школа спасателей МЧС»Фотоотчет со спортивного досуга для подготовительных к школе групп «Школа спасателей МЧС» В рамках недели "Безопасность детей" был проведен спортивный досуг "Школа спасателей МЧС". Здесь мы с ребятами беседовали о том, кто же.

Конспект занятия для подготовительных групп (подготовка детей к обучению в школе) №9 Необходимый материал для занятия: Мяч, Демонстрационный материал с геометрическими фигурами, Бланки.

Сценарий мероприятия для подготовительных к школе групп «Россия — Родина моя»Сценарий мероприятия для подготовительных к школе групп «Россия — Родина моя» «Россия - родина моя» Сценарий мероприятия для подготовительных к школе групп В зале стоит домик садовницы, а в центре зала по кругу лежат.

Сценарий Нового года для подготовительных к школе групп «Звёздное путешествие» «Звёздное путешествие» Сценарий Нового года для подготовительных к школе групп Действующие лица: Звёздная фея, Коза, Баба – Яга, Унтик,.

Сценарий новогоднего праздника «Проделки Бабы-яги» для детей старших и подготовительных к школе групп Под музыку дети парами заходят в зал становятся полукругом перед елкой. 1. Зима укроет снегом Дома, деревья и кусты А там приходит праздник.

Сценарно-режиссерская разработка праздника к 8 Марта для подготовительных к школе групп Под музыку дети входят в зал и садятся на стульчики. Ведущий. Дорогие гости! Мы пригласили вас на праздник, чтобы вы сегодня отдохнули,.

Спортивный праздник «Цирк зажигает огни!» для детей подготовительных к школе группСпортивный праздник «Цирк зажигает огни!» для детей подготовительных к школе групп Программное содержание. Образовательные задачи:1. Закреплять знания детей по теме «Цирк». 2. Совершенствовать двигательные навыки у детей:.

Спортивный праздник для детей подготовительных к школе групп «Забавы казаков» Цель: военно-патриотическое воспитание детей. Задачи: • развитие у детей чувства патриотизма и любви к Родине; • воспитание дошкольников.

Экологическая викторина для подготовительных к школе групп «Природа вокруг нас» Экологическая викторина для подготовительных к школе групп "Природа вокруг нас" ___ Цель: Обобщить.

Зимний спортивный праздник «Веселые старты» для детей подготовительных к школе групп и их родителей Зимний спортивный праздник для детей подготовительных к школе групп и родителей «Веселые старты» МБДОУ «ДДС№21» г. Добрянка, Пермский край.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Осень
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Консультация для родителей подготовительных к школе групп
Опубликовано: 18 марта 2016 в 06:03
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Вот так мы жили в учебном 2017–2018 году.
Для малышей раннего возраста год пребывание в ясельной группе – это целая маленькая жизнь. Деток ждет и адаптация к новым условиям жизни, и новый режим дня,...
Рабочая программа подготовительная группа 2016–2017 г. Работа с родителями.
Взаимодействие с семьями воспитанников В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: ⦁ единый...
Приобщаем дошкольника к театральному искусству в среднем дошкольном возрасте
Ребёнок с рождения начинает приобщаться к напевности речи, мимике, движениям. С момента взросления у него формируется готовность к театрализованной игре,...
Фотоотчёт показа музыкально-театрализованного мини-спектакля по сказке Колобок
Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… ” ( Б. М....
Конспект НОД «Весеннее солнышко»
Конспект НОД "Весеннее солнышко" Цель: Создание радостного настроения у детей. Задачи: -закрепить представления детей о весенних явлениях природы...