МААМ-картинки

Консультация для родителей «Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте»

Гузь Ольга Александровна
Консультация для родителей «Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте»

Консультация для родителей

Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте

Школа предъявляет к своим первоклассникам очень высокие требования. Без сформированности определенных навыков и умений ребенку очень трудно будет войти в ритм школьной жизни и не отстать от одноклассников. В понятие речевая готовность ребенка к школе входит:

Публикация «Консультация для родителей „Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте“» размещена в разделах

- сформированность звуковой стороны языка т. е. четкое произношение всех звуков речи;

- полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки;

- готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

- сформированность грамматического строя языка и умение пользоваться развернутой фразовой речью.

Наличие у будущих школьников даже незначительных отклонений в речевом развитии ведет к значительным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка. Готовность к обучению грамоте – это осознание ребенком звукового строя языка, переключение внимания от значения слова к его звуковому составу, т. е. к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности.

Звуковой анализ, как и синтез, вызывает значительные трудности у детей с нарушениями речи. Слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков, поэтому проблемы неизбежны, если при овладении материалом по математике дети не усвоили понятие ряд. Часто при логопедическом обследовании обнаруживается, что дети не умеют определять левую и правую стороны своего тела, не ориентируются в пространстве, не способны расположить предметы в соответствии с заданием, так как не понимают значений слов слева, справа, перед, за, над, между, в начале, в середине, в конце, не могут найти предмет в ряду.

Звуковой анализ развивается тем успешнее, чем лучше дети владеют пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.

Развитие фонематического восприятия, то есть умения слышать и различать звуки, происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. Уточним: четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении, то есть правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить.

Поскольку у детей с общим недоразвитием речи нарушены фонематическое восприятие и звукопроизношение, при обучении грамоте эти дети испытывают значительные затруднения. Поэтому обучение звуковому анализу детей с речевыми проблемами имеет свои особенности.

Необходимыми предпосылками для обучения дошкольника грамоте являются : сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если обучение грамоте ведется без учета этих факторов, то при чтении и письме у детей чаще всего возникают специфические ошибки чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает : определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, определение места звука в слове.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные можно петь голосом, при их произнесении воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Гласных звуков шесть: А, О,У,И,Ы,Э. На схемах мы обозначаем их красным цветом.

Согласные звуки нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие - зеленым цветом. Согласные звуки также бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации).

Звуковой анализ слова выполняется с помощью карточек (фишек) красного, синего и зеленого цвета. Выкладываем, например, звуковую схему слова мак. В слове мак три звука. Первый звук [м] - согласный, твердый. Обозначается синим квадратом (кружком) Второй звук [а] - гласный, обозначается красным цветом. Самый последний звук – [к]. Он согласный, твердый. Обозначается синим цветом.

Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Знает каждый из учеников: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Для анализа предлагаются только те слова, произношение которых не расходится с их написанием, и с теми звуками, которые ребенок произносит правильно.

Последовательность составления звукослоговой схемы слова следующая:

а) слово отхлопывается по слогам – определяется их количество;

б) выделяются гласные звуки;

в) определяется количество и последовательность звуков в каждом слоге, общее количество звуков и их последовательность;

г) схема выкладывается или зарисовывается.

Обучение грамоте детей, особенно детей с речевыми проблемами, должно строиться на основе максимального использования сохранных анализаторов – зрительного и двигательного. Именно поэтому предпочтительнее предлагать детям собственноручно изображать кружками звуковой состав слога (позже - слова) и собственноручно же писать слог (позже – слово) под кружками. Для детей с нарушением речи такой подход гораздо более эффективен, нежели манипулирование готовыми кружками и буквами разрезной азбуки. Собственноручное написание слогов и слов дает ребенку дополнительные возможности увидеть и кинестетически ощутить графические изображения выделяемых звуков. (Качество этих написаний, с точки зрения каллиграфии, совершенно несущественно).

Буквы являются графическим символом звуков и имеют свое название. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, то есть дети, видя букву, произносят не звук, а название буквы: бэ, мэ, не, пе, лэ. В итоге получается «дэомэ» вместо дом. Ребенок с трудом вникает в правила озвучивания букв и буквосочетаний, и это создает дополнительные трудности в коррекционном процессе. В методике обучения грамоте, предусмотрено называние букв их звуковым значением. Например [б], [п], [г], [д]. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

В результате одновременного изучения с первых же дней и звуков, и букв, обучения звуковому, затем слоговому анализу и синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребенка образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и соответствующей буквой. Это становится хорошим подспорьем ребенку в автоматизации и дифференциации звуков. Читая слова с автоматизируемыми звуками, ребенок, как правило, не допускает искажений этих звуков.

Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. Коррекционная работа ведется в детском саду систематически и поэтапно, с учетом специфики имеющихся у детей речевых нарушений.

Основная ваша задача - максимально интенсивно закреплять поставленные звуки и вводить их в речь. Не торопите своего ребенка в развитии, но и не тормозите. Не ставьте перед ним непосильных задач, но и не занижайте его возможности. Обязательно проявляйте интерес к занятиям, помогайте преодолеть трудности, объясните ему необходимость регулярных занятий. Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время - залог его успехов в будущем.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Путешествие с буквой Г. Баулина В. М., учитель-логопед МКДОУ детский сад «БЕЛОЧКА»г. Тайшета Тема: Звук и буква Г. Путешествие с буквой.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (ОВЗ) Коррекционная психолого-логопедическая страничка учителя-логопеда.

Консультация для родителей «Подготовка детей к чтению и письму» Консультация для родителей на тему «Подготовка детей к чтению и письму». Советы родителям: прежде чем показать ребёнку новую.

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте» Уважаемые мамы и папы, данная консультация поможет Вам самим еще раз вспомнить начальные знания о русском языке и будет хорошей «шпаргалкой».

Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте» Цель: повысить знания родителей о подготовке к обучению грамоте у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Задачи: - обучить.

НОД образовательной области «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе. Игротека НОД образовательной области «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе. Тема: Игротека Цель: - Закреплять.

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему:.

Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте» Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте» Цель: повышение педагогической грамотности в образовательной области.

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. «Мы солдаты» (подготовительная группа) Цель: Формировать навык звуковой культуры речи и развивать речевую активность. Задачи: 1. Упражнять в звуковом анализе слов. 2. Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте»
Опубликовано: 18 октября 2017 в 15:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД