Консультация для родителей «Поговори со мною, мама!» Часть III: Учите говорить красиво!

Виктория Жихарева
Консультация для родителей «Поговори со мною, мама!» Часть III: Учите говорить красиво!

Учите говорить красиво!

Стремитесь не только к информационной насыщенности, но и к выразительности своей речи.

Объясняйте все, что происходит вокруг, а также причины и следствия.

"Солнце яркое, поэтому у нас светло", "Холодильник хранит продукты в холоде, чтобы они оставались вкусными и свежими", "Если ты порвешь книжку, то мы не сможем ее больше читать" и т. д. - Ваша задача расширить восприятие и понимание окружающего мира Вашим ребенком, чтобы научить его говорить, а не бессмысленно заучить с ним определенные слова. В разговоре с малышом Вам нужно следить за своим произношением, говорить неторопливо, чётко произносить все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Важно, чтобы все слова в вашей речи были хорошо различимы по звучанию и понятны ребенку по смыслу. Не ленитесь повторить сказанное, если Вам кажется, что ребенок чего-то не воспринял.

Концентрируйте внимание на понятиях. Многое из того, что вы воспринимаете как само собой разумеющееся, ваш ребенок еще должен научиться понимать. Вот несколько понятий, которые вы можете помочь усвоить своему ребенку. Проделывая то, что приводится ниже, обязательно комментируйте действия. Например: «Чашка у мамы горячая», «потрогай, какой холодный лед».

горячее и холодное: дайте ребенку потрогать внешнюю сторону вашей кофейной чашечки, а затем кубик льда; холодную воду, а затем горячую; горячую кашу, а затем холодное молоко;

вверх и вниз: поднимайте ребенка в воздух, а затем опустите его на землю; положите кубик на стол, а затем снимайте его на пол; поднимайте ребенка на качелях вверх, а затем опускайте вниз;

внутри и снаружи: сложите игрушку в коробку, а затем высыпьте их на пол; делайте то же самое с другими предметами;

пустой и полный: наполните емкость водой из-под крана, а затем опорожните ее; наполните песком ведерко и высыпьте его обратно;

стоять и сидеть: стойте рядом с ребенком, держа его за руку, а затем присядьте;

мокрый и сухой: сравните влажную губку с сухим полотенцем; только что вымытые волосы ребенка с вашими сухими волосами;

большой и маленький: положите большой мячик рядом с маленьким; покажите ребенку в зеркале, что мама большая, а малыш маленький.

Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок в итоге поймет, как формируется звук У.

  Не заменяйте сложные слова простыми.  Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте.   Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т. д., то и малыш начнет их различать.

Не забывайте про глаголы! Взрослые, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: «Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко!» Из-за этого у ребенка не накапливается глагольный словарь.

Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку). Побуждайте Вашего ребенка произносить слова, когда он использует невербальные средства общения (показывая, издавая неразборчивые звуки, чтобы выразить свое желание, говоря ему: "Скажи маме, что ты хочешь". Если ребенок снова мычит или показывает пальцем, предложите ему выбор, например: "Ты хочешь мячик или грузовик?" Если вы по-прежнему получаете невербальный ответ, назовите предмет сами: "Ах, ты хочешь мячик", а затем передайте его ему. Если он не может правильно назвать желаемую вещь, все равно дайте ему её, но постарайтесь, чтобы ребенок произнес название в следующий раз. Будьте последовательны и терпеливы!

Формирование разговорной речи происходит, прежде всего в реальных жизненных ситуациях. Например, после возращения малыша с прогулки Вы можете спросить его: «Кого (или что) мы с тобой видели на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у Тани) Что ты лепил из снега?». Вопросы побуждают ребенка к ответу. Добивайтесь, чтобы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог кратко описать её. Темы для разговора с ребенком могут быть самыми разнообразными – это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина, прогулки в лес, парк, поездка за город. Взрослый задает вопросы, направляет диалог, стремиться заинтересовать малыша.

Накапливайте признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).

Используйте противопоставления. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.

Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет подобрать нужное слово.

Научите ребенка управлять речевым дыханием. Когда ребенок начинает употреблять довольно сложные предложения, состоящие из 3-5 и более слов, для свободного и слитного их произнесения нужно уметь правильно производить выдох, чтобы воздуха хватило на часть фразы или на всю фразу. Для усиления и удлинения выдоха необходимо приучать ребенка правильно расходовать воздух. Для этого можно предложить ребенку дуть на небольшие полоски бумаги или ватку. Для развития речевого дыхания хорошо предложить ребенку произносить на одном выдохе несколько гласных звуков. Шутки – чистоговорки, скороговорки произнесенные на одном выдохе тоже способствуют выработке речевого дыхания: ха-ха-ха – поймали петуха, ко-ко-ко – мы едем далеко.

Научите ребенка управлять своим голосом. У маленького ребенка нужно сформировать умение управлять своим голосовым аппаратом, следить за своей речью. Сначала научите его слушать и отличать громкую речь окружающих от тихой. Произнесите одну и ту же фразу с различной громкостью и предложите ребенку определить, когда вы её произнесли очень громко, громко, тихо. Хороши использовать игры, которые помогут ребенку управлять собственным голосовым аппаратом, например, игра «Ветер и ветерок». Ребенок внимательно слушает, как воет сильный ветер (громко и протяжно произносить звук у, а затем как гудит небольшой ветерок (звук у произносить тихо).

Поправляйте осторожно!

Если ваш ребенок неправильно произносит слова, избыток критики приведет к тому, что ребенок прекратит попытки. Например, если ребенок посмотрел на небо и сказал: "Мама, уна", ответьте ему: "Верно. На небе луна и звезды". Исправляя дикцию, не стремитесь добиться хорошего произношения сразу: речевой аппарат малышей еще не готов к этому. Не следует передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Это чаще всего не приводит к положительному результату, а иногда даже ведет к тому, что малыш старается не употреблять его, заменяя другим, порой неудачным, или вообще отказывается говорить, замыкается. Лучше дать правильный образец для произношения.

Публикации по теме:

Анкета для родителей АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  №1 (логопедическая группа для детей с ОНР)1.  Кто дома из членов семьи чаще всего общается.

Посвящение воспитателям России Вам,воспитатель, в глазёнках детишекСтарится не суждено. С полной любовью на лицах счастливыхДетство прожить Вам ещё раз дано. [cut=Читать.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Поговори со мною, мама!» Часть III: Учите говорить красиво!
Опубликовано: 7 октября 2013 в 23:53
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоочет «Зимняя прогулка подготовительной группы».
Фотоочет «Зимняя прогулка подготовительной группы». Планирование прогулки с детьми подготовительной группы производится нами регулярно. Планируем...
Дед Мороз из ниток (мастер-класс)
Новый год все ближе, забот все больше, надо и оформление продумать , и к празднику подготовиться, и о костюмах позаботиться. А тут еще и выставка...
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....