Ирина Евгеньевна Париева
Консультация для родителей «Помогите детям полюбить природу»
Консультация для родителей "Помогите детям полюбить природу".
«Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка,
не помявши на воле зеленой травы!
Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью,
к которой способна душа человеческая».
К. Д. Ушинский.
Вот и наступила долгожданная весна, а за ней уже совсем скоро придет всеми любимое лето. Конечно же, с пробуждением природы пробуждается и наше настроение: хочется в лес, на природу.
Публикация «Консультация для родителей „Помогите детям полюбить природу“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
И здесь вся надежда на вас, уважаемые родители! Ведь нам, педагогам, возможно дать детям только теоретические знания о лесе. Конечно, мы знакомим детей с природой на занятиях, дети знают растения и деревья, расположенные на территории детского сада и ближайшего парка. Но это, к сожалению, не заменит впечатлений от поездки в лес, прогулки по цветущему лугу, где запах трав и стрекот кузнечиков просто завораживают. А это очень важно для малышей, ведь впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
В связи с этим перед вами, уважаемые мамы и папы, стоит задача: помочь ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, научить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
В летнее время лес особенно живописен и привлекателен. На экскурсиях дети наблюдают лес во всем его многообразии, могут активно проявить свое бережное отношение к обитателям леса. Обратите внимание своего малыша на то, что в лесу много деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе с вами пусть он найдет знакомые деревья: ель, сосну, березу, осину; узнает, что в жаркую погоду в лесу прохладно, потому, что от деревьев падает тень.
Для сравнения разных пород деревьев (березы и липы, березы и клена, ели и сосны и др.) можно предложить игры типа: "Угадай, какое это дерево?", "От какого дерева эта ветка?", "С чьей ветки детки?". Детальное рассматривание и описание деревьев поможет подвести ребенка к их элементарной группировке: хвойные и лиственные.
Если вам повезет попасть в еловый или сосновый лес, следует обратить внимание малыша на то, что в еловом лесу темно, сумрачно, предложить подумать почему. Объяснить, что это явление связано с расположением ветвей у елей, с густой кроной. А вот в сосновом лесу все по-другому (под соснами растут разные деревья и кустарни-ки, ребенок может с вашей помощью сделать вывод : большинство растений развива-ется хорошо там, где много света. Например, через листву березы проходит много света, поэтому под ней растет так много различных трав и кустарников; а через листву липы света проходит меньше, поэтому под ней травянистых растений меньше.
Ребенку необходимо объяснить, что нельзя собирать грибы без помощи взрослых, ведь малыши еще не могут с уверенностью отличить съедобный гриб от несъедобного.
Гуляя с детьми в поле, на лугу, полезно познакомить их с некоторыми лекарственными растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полезных свойствах, о том, что летом происходит их массовый сбор. По-новому ребятишки смогут смотреть на привычный для них подорожник, пастушью сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.
Каждый раз, гуляя с ребенком на природе, старайтесь обращать внимание на любые, казалось бы, незначимые, мелочи. Понаблюдайте с малышом за муравьями. Его следует подвести к мысли о том, что муравьи полезны, они уничтожают вредителей леса, поэтому нельзя разорять муравейники. Поучите малыша хотя бы просто не наступать на муравьев.
На прогулке в лесопарке можно встретить и наблюдать белку, ежа, лягушку, ящерицу, которые делают окружающую среду более разнообразной. Внимание ребенка следует обратить на то, что в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются растениями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребятишки любят рассказы о животных.
Вы, уважаемые родители, должны понимать. как важно содействовать воспитанию у детей эмоционально положительного отношения к лесу, вызывать добрые чувства и побуждать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану леса. Важно, чтобы вы обращали внимание ребенка на следы некультурного поведения и небрежного отношения человека к лесу. Объясняйте каждый раз. как нужно вести себя на природе. Ведь дети должны понять, что и в естественных условиях состояние природы зависит от деятельности и поведения людей.
Вернувшись после увлекательной поездки на природу, обсудите с малышом, что ему запомнилось больше всего. Прочтите ему книжки о природе. Основоположниками советской детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» и т. д.
Было бы замечательно, если бы вы поддержали бы педагогов и продолжили бы знакомить детей с редкими охраняемыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Объясните ребенку, что Красная книга - это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Такие растения, встречающиеся в Ростовской области, как кувшинка белая, тюльпан Геснера, пион узколистный, василек русский стали сегодня редкостью. В Ростовской области произрастают около сорока видов деревьев. Это клен, береза, ива, ель, сосна, рябина, дуб, ясень, каштан, тополь, акация и т. д. Некоторые из них так же занесены в Красную книгу Ростовской области. Это: клен остролистный, полевой и татарский, копытень европейский, пролестник многолетний, клен платановидный, ильм. Обязательно отметьте. что несколько деревьев городского парка культуры и отдыха им. М. Горького в г. Таганроге являются уникальными памятниками природы - это два дуба черешчатого (они имеют возраст около 200 лет) и одно дерево гинкго-билоба. (Гинкго Билоба в переводе с японского — “серебряный абрикос”, или “серебряный плод”. Так называют съедобные плоды этого замечательного реликтового растения из Западного Китая. Гинкго — одно из немногих древнейших древесных растений, которые до сих пор сохранились на земле).
Расскажите ребенку о заповедниках; о том, что заповедник - особо охраняемая территория, там нельзя охотиться, ловить рыбу, строить фабрики, заводы, заниматься сельским хозяйством, нельзя ходить без дела и беспокоить его обитателей. В нашей области тоже есть заповедники. Один из них называется «Ростовский». Он располагается в Орловском и Ремонтненском районах. В этом заповеднике много разнообразных птиц. Здесь обитают редкие и исчезающие виды, занесенные в Красную книгу (это розовый пеликан, журавль Красавка - восстанавливающийся степной вид, филин, дятел, орел степной, утка Савка).
Напомните ребенку, почему Красная книга называется" КРАСНАЯ книга"? Потому, что красный - цвет опасности, тревоги, предостережения. И нам всем необходимо всегда помнить, что природу нужно беречь, заботиться о ней.
Даже простая поездка на дачу или в деревню к бабушке должна проходить с пользой, привлекайте малышей к выращиванию овощей и цветов, сбору ягод и фруктов. Даже самые маленькие дети будут с удовольствием поливать грядки. а более старшим дошкольникам будет интересно наблюдать, как появились новые листья, бутоны, цветы, плоды. Привлекайте детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, это воспитывает самостоятельность, укрепляет у них уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к интересной, так и не очень интересной работе. Главное, чтобы поставленная цель была посильна ребенку. Полезны и дидактические игры "Вершки и корешки", "Во саду ли, в огороде", "Со-ставь букет", "Что где растет?" и др. Из рисунков детей можно составить альбом "Наши цветы".
Работа в саду и огороде, прогулки в лес за ягодами, грибами, орехами научат детей правильно относиться к растениям, приносящим щедрые дары.
А самое главное - помогите вашему ребенку познать и полюбить природу! Ведь еще В. А. Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.