Консультация для родителей: «Работа со слогом»

Марина Гетьман
Консультация для родителей: «Работа со слогом»

Знакомство со слогом

Слоговой анализ- это ступень к ознакомлению ребенка со звуковой стороной слова.

(Термин «слог» вводится несколько позже, на первых порах обучения говорят «часть слова»)

Сначала взрослые знакомят ребенка с тем, что слово может состоять из нескольких частей. Вы предлагаете ему вслушаться, как будут произноситься некоторые слова: не как обычно, а по частям: Са-ша, ры-ба, ру-ка, ко-за. Множество игр и упражнений можно проводить, используя картинки (особенно предметные).

- Что нарисовано на этой картинке? (Сани). Произнеси это слово по частям. (Са-ни).

На сколько частей делится это слово? (На две). Назови первую часть. (Са) А как звучит следующая, вторая часть? (Ни). Какие предметы, в названии которых также две части, нарисованы на этих картинках? (Часы, ваза, книга, лиса ….) Произнеси слово «часы» по частям. Скажи это слово шепотом в ладошку. Заметь: сколько раз твое дыхание коснется ладошки, столько частей и будет в слове «часы».

В свободный вечер можно устроить общие «занятия по рисованию»: один из взрослых рисует предметы, именуемые словами из двух частей, другой – предметы, именуемые словами из трех частей, ребенок – из одной части. Затем все вместе проверяют правильность выполнения задания.

Иногда взрослые могут умышленно нарисовать один и тот же предмет: дом, гриб, флаг. Но один из них рисует дом (или гриб, или флаг, второй маленький до – мик,

(или гри-бок, или фла-жок, а третий – высотный дом, до-ми-ще (или малюсенький гри-бо-чек, или крохотный фла-жо-чек). При «проверке» всем предлагается подумать и объяснить (инициативу предоставляют ребенку, почему нарисованы одинаковые предметы, и кто же справился с заданием.

К одним и тем же картинкам можно возвращаться неоднократно, каждый раз предлагая новое задание. Как это примерно происходит? На картинке изображен кот.

-Кто это? Cкажите одним словом, состоящим из двух частей. («Кош-ка, ко-тик, ки-са, кис-ка, ко-тя») Какая первая часть в слове «котик»? Какая следует за ней вторая? Сколько всего частей? Кто догадается, можно ли изменить слово, чтобы того, кто нарисован на картинке назвать словом из трех частей? («Ко-те-нок, ки-сонь-ка, ко-шеч-ка, ки-су-ля») Какая первая часть в слове «котенок»? Какая следует за ней вторая? Сколько всего частей? Кто назовет третью часть в слове «Котофей»? Какая часть в этом слове первая? Кто назовет вторую? А кто догадается и скажет про кошку словом, в котором будет только одна часть? (Кот)

Затем можно вместе с ребенком подбирать клички коту. Вначале, состоящие их двух частей («Пу-шок, Вась-ка, Мур-ка», затем из трех частей («Му-роч-ка, У-са-тик, Ва-си-лий»). Трудности у детей могут возникнуть в подборе кличек состоящих из одной («Барс, Пиф, Мур») и четырех частей «Ба-зи-ли-о, Ко-то-фе-ич). Такую работу можно проводить, рисуя на листе бумаги клеточки или кружочки, соответствующие количеству частей в слове.

Ребенку будет приятно «получать письма» с заданиями от какого-нибудь литературного героя. Предлагаемые в них задачи решают все вместе. Какие же это могут быть задания?

1. Вспомните, пожалуйста, названия птиц, в названиях которых только две части («Ут-ка, гал-ка, три части («Со-ло-вей, по-пу-гай….», одна часть («Грач, гусь»). В этом задании можно использовать такие темы, как «Перелетные птицы», «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные» и т. д.)

2. Угадайте слово, если первая его часть ша. («Ша-рик, ша-лун, ша-шки».)А если первая часть слова бу? («Бул-ка, бу-сы, бу-кет».)

3. Отгадайте слово, последняя часть у него ка. Какое слово задумано? («Пружинка, матрешка, книжка и т. д».)

4. Отгадаете слово, которое начинается со слога ма, но в этом слове есть звук [ш]. («Машина, малышка, матрешка, Маша)

5. Очень трудное задание: придумать такие слова, чтобы получились смешные стихи:до-ду-да («Иди сюда») ,ру-ро-ра («Веселится детвора») и т. д.

После того как ребенок хорошо освоит произнесение слова по слогам, научится определять, какие именно части в данном слове, какова последовательность их звучания, сколько их в слове, полезно научить его самого правильно формулировать свои задания окружающим, самостоятельно производить анализ разных ответов -решений и обосновывать выбор правильного решения. Особенно внимательно следует отнестись к заданиям, которые ребенок придумывает сам по предложенной ему картинке. Их может быть немного, но родители должны поощрять самые простейшие вопросы, даже если они являются прямым повторением вопросов взрослого. Умение сформулировать и повторить задание

- нелегкое дело для каждого дошкольника.

Публикации по теме:

Артикуляционные модулиАртикуляционные модули Применение моделирования при постановке звуков помогают ребенку осмыслить этот процесс. Модель служит наглядной опорой,постоянно напоминая.

Дидактическая игра «Звуковой экран» для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Звуковой экран» (для детей старшей и подготовительной группы) Цели: • Автоматизация изолированного звука; формирование звуковой культуры.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Консультация для родителей: «Работа со слогом»
Опубликовано: 21 сентября 2013 в 21:28
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...