МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и Синтеза»

Анастасия Бузинова
Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и Синтеза»

Консультация для родителей

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»

Публикация «Консультация для родителей „Развитие навыков звукового анализа и Синтеза“» размещена в разделах

Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.

Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый - мягкий).

Основная трудность, которую испытывают дети при разделении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Чтобы развить это восприятие, родителям следует играть с ребенком в следующие игры.

Игра 1. «Повтори за мной».

Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребенок повторяет (ннннос, машинннна, тонннн). Необходимо, чтобы ребенок научился выделять звук при произнесении слова.

Игра 2. «Найди место звука в слове».

Чтобы ребенку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите ее на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы будете передвигать вместе с ребенком по дорожке. Определитесь, место какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссссутки, волоссс). Если звук слышится вначале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

Игра 3. «Поймай мяч»

Задание для ребё нка: «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С»».

Затем взрослый говорит: «А теперь новые правила игры. Ты будешь называть слова. В конце слова должен быть звук «К».

Игра 4. «Назови слово на заданный звук».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

Игра 5.«Цепочка»

Придумать слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

Например: сок — карандаш — шарик — кот.

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове.

Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Что это значит? Если Вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово кит, а он отвечает вам: «В слове кит есть звук [и], звук [к] и звук [т]», это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ - основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности! Новый этап обучения - новые задачи. Значит, мы должны дать ребенку новые средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда мы учили детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении ребенка звуковому анализу слов этого недостаточно.

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова : в слове дом три звука - нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом - схема этого слова: малыш наш уже знает, что слова состоят из звуков.

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?»«Три». — «А сколько звуков в слове - «Тоже три». - «Давай будем эти звуки искать. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук». Это наш ребенок уже умеет — научился на первом этапе обучения. «Д-дом», - старательно произносит малыш. - «Какой первый звук - «Звук [д]». - «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой. Это будет какой звук?» -

«Звук [д]».

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые - они еще понадобятся.

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова дом. Первая клеточка уже закрыта; найден первый звук в слове. Можно двигаться дальше. «Давай теперь произнесем слово дом так, чтобы услышать в нем второй звук, первый звук [д] - мы уже знаем». Помогите ребенку для первого раза, произнесите вместе с ним: «До-о-ом».

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова : нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете: «До-о-ом».

- «Какой же второй звук в этом слове - «[о]!» - «Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.

«Видишь, - продолжаете вы, - мы уже знаем два звука в слове дом. Давай найдем последний звук в этом слове. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем последний звук».

И снова вы ведете указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «Дом-м-м». «Какой последний звук в слове дом-м-м«Звук [м]», - отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью, фишку. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет «терять» звуки.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный?». «А теперь, - говорите вы, - я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук [д]».

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове весна? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом : вь-вь-вьеспа — первый звук [в']. А второй? Вьэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове - [э]. А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове весна — [йэ].

В подготовительной группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие — согласные. Давайте вспомним, что гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребенком: [а], [о], [у], [ы], [э], [йу], [иа], [иэ], [йо]. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки — звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и небо. Произнесите эти звуки вместе с ребенком : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные - синим.

Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребенок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру будет в том случае, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно. Можно самостоятельно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить ее жетонами. Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.

Выберите понравившиеся Вам предметы и сделайте с ребенком звуковой анализ слова по следующему плану: МАК

• Мммак - скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его под картинкой.

• Мааак - скажи, как я. Какой звук ты слышишь после [м]? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук, и положи его после [м].

• Маккк (подчеркнуто артикулируется звук [к]) - какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его после звука [а].

• Назови все звуки в слове мак по порядку.

• Где находится звук [а] : в начале, в конце или в середине слова?

• Какой первый звук в слове мак? А какой в этом слове последний звук?

• Назови гласный звук в слове.

• Назови согласные звуки в слове.

• Сколько всего звуков в слове мак?

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь Вы можете предложить ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и еще раз предложить ребенку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления, играйте с ребенком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребенок отгадывает слово ([р], [а], [к] -рак).

Работу по формированию у дошкольников навыков фонематического анализа и синтеза нужно проводить постепенно, отмечая, усвоил ли ребёнок данное направление работы или нет. Если определённый этап усвоен ребёнком, необходимо переходить к работе над следующим направлением. Только таким образом, поэтапно, постепенно, маленькими шагами можно добиться от ребёнка высокого уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза и в дальнейшем, грамотного чтения и письма.

Помните, в ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребенку успешно учиться в школе!

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов на материале рабочих тетрадей «Где звук живет?» Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематических.

Игры и упражнения для формирования навыков звукового анализа у детей с нарушениями речи Одной из важнейших задач при подготовке к школе является формирование у детей звукового анализа и синтеза, т. к. его несформированность влечет.

Конспект занятия по разделу «Совершенствование звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте» Конспект занятия по разделу: «Совершенствование звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте» в подготовительной к школе группе.

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза» РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между.

Разработка игр на развитие и усвоение навыков полного звукового анализаРазработка игр на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Колокольчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа Упражнение 1. На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Педагог предлагает.

Упражнения по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 4–7 лет .

В помощь родителям. Игры, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ Игры способствующие развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа Современная школа требует от детей.

Занятие по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте Звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ Цель: Закрепить навыки различения звуков р, р'~ л, л ' в слогах, словах и фразах; Задачи: Учить различать и называть.

Занятие по формированию навыков звукового анализа и синтеза, дифференциации свистящих и шипящих посредством игр Воскобовича "Малыш Гео в цирке" Цель: развивать внимание, память, логическое и творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, ориентировку в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и Синтеза»
Опубликовано: 21 декабря 2018 в 19:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД