Папки-передвижки

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников в семье»

Мария Хромова
Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников в семье»

Важным компонентом интеллектуальной готовности к овладению школьной образовательной программой является наличие сформированной связной монологической и диалогической речи, так как она включает в себя все необходимые для присвоения общественного опыта этапы: восприятие, осмысление, передачу усвоенного смысла посредством собственного связного высказывания. Все школьные предметы основаны на пересказе (прочёл – пересказал). Если дошкольник будет свободно и понятно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная связная речь, но и письменная.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи дошкольников в семье“» размещена в разделах

Довольно часто у старших дошкольников наблюдаются трудности в понимании смысла услышанного рассказа, в самостоятельном планировании сюжета, в грамматическом оформлении речевого материала. Развернутые смысловые высказывания детей характеризуются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения действующих лиц.

По мнению большинства педагогов, навыки связной речи при самостоятельном, спонтанном их развитии не достигают желаемого уровня, который бы позволил ребёнку полноценно учиться в школе. Этому ребёнка нужно обучать специально.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных качеств воспитанника, особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса. Безусловно, главными воспитателями детей являются их родители. Поэтому усилия педагогов дошкольных учреждений по развитию связной речи дошкольников обязательно должны подкрепляться домашними занятиями.

Однако в современных условиях при напряженном ритме жизни в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

Как же родители могут помочь своему ребёнку овладеть навыками связной речи?

Очень важно направлять внимание ребёнка на всё, что он видит вокруг себя дома и на прогулке; и не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребё нку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите за тем, чтобы ребёнок отвечал полным, развёрнутым предложением.

Уважаемые родители, вот игры и упражнения, которые вы можете использовать в домашних условиях для развития связной речи детей :

Игра «Что мы видим во дворе?»

Вместе с ребёнком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребёнку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Игра «Что мы видели вчера?»

Вместе с ребёнком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чём разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Аналогично проводится игра «Что мы будем делать завтра?»

Игра "Профессии"

Покажите малышу, как с помощью разнообразных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: "Кто ты?" Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: "Я врач". Уточните у ребёнка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.

Чтобы помочь ребёнку рассказать о профессиях, необходимо задавать

наводящие вопросы об этих профессиях, например:

- Как одет человек на работе? Носит ли он специальную форму?

- Чем занимается человек на этой работе?

- Где он работает?

- Какие инструменты ему необходимы?

- Зачем нужна эта профессия? Какую пользу приносит людям? Например, можно рассказать о профессии врача: врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице или поликлинике, он лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты: шприц, градусник, фонендоскоп. Профессия врач нужна для того, чтобы лечить людей от различных болезней.

Игра "Коллекция"

Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно

применять коллекции маленьких игрушек, к примеру:

- подбери все машины;

- подбери всех кукол.

Затем - геометрические фигуры:

- подбери все шарики;

- принеси все кружки.

Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).

Упражнение "Давай поговорим"

Является обычной беседой на бытовые темы.

- Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной? Упражнение "Назови действие"

Ребёнок называет слова, обозначающие действия.

Ребё нку задают вопросы:

- Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).

- Какими словами можно сказать о том, что делает кошка?

(Царапается, играет, мурлычет, мяукает).

- Что делает щенок?

- Что делает птичка?

Упражнение " Выучи стихотворение"

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая

стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребёнка. Сначала

нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать

стихотворение с опорой на картинки.

Упражнение "Загадки"

Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребёнок учится

выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Упражнение "Посмотри, что увидел - расскажи"

Ребёнку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают, а ребё нку предлагают ответить на вопросы: "Кто изображён на картинке?", "Во что одета девочка?" Затем следует попросить рассказать, что он видел на картинке. Конечно, сначала ребё нок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить развёрнутый ответ, то можно предложить ребёнку снова посмотреть на картинку. Если ребёнок и теперь затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании картинку следует раскрасить, что позволит вашему ребёнку рассмотреть детали. Когда ребёнок раскрасил картинку, следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок:

Какого цвета у мальчика брюки? Во что ещё он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч?

Игра "Угадай по описанию"

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт жёлтого цвета. По форме он продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус - кислый. С ним чай становится вкуснее и полезнее".

Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого описывает ребёнок.

Упражнение "Рисуем словами"

Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его главные признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение, затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета. Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета.

Игра "А что было дальше?"

Можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:

— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!

— Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше)

Итак, ежедневное общение родителей с ребёнком создаёт условия для

развития связной речи дошкольника. Немного терпения и настойчивости,

немного изобретательности и родительского внимания, и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи у дошкольников 4–5 лет» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие речи у дошкольников 4-5 лет» Формирование и развитие связной речи происходит прежде всего, в процессе.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию связной речи у дошкольников» Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 г. Йошкар-Олы «Изюминка» Консультация для родителей.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Родители имеют большие возможности развивать связную.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в семье» Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей» Развитие грамматически правильной связной речи и мышления у детей являются одной из центральных задач речевого воспитания. Учить ребенка.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у дошкольников» Связная речь представляет собой развернутое, законченное, грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и мышления дошкольников» «Речь – это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Г. Гегель Развитие речи теснейшим образом.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 2–3 лет в семье» После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников в семье»
Опубликовано: 18 марта 2018 в 19:05
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД