МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»

Елизавета Костылева
Консультация для родителей «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»

Переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному – один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка. Именно в этот период формируется произвольное внимание, от которого зависит успешность его последующего обучения в школе. В связи с этим перед родителями и воспитателями стоит очень важная задача: с помощью игровых упражнений помочь дошкольнику стать внимательным.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Развитие человека проходит поэтапно. К определенному возрасту он должен иметь необходимый багаж знаний, умений и навыков. Для ребенка самым значимым моментом в жизни является переход из дошкольного детства на ступень более зрелую – школьную. От родителей в первую очередь и от педагогов, работающих с ребенком, - во вторую зависит, какие знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.

Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Сензитивность возрастная – присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным. Это неблагоприятно сказывается на развитии психики.

Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом обусловливает развитие всех остальных психических функций и, как следствие, успешное обучение в школе.

Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям навыков чтения и письма. Невнимательный ребенок плохо справляется или не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре, не слушает то, что ему говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.

Как известно, внимание бывает двух видов : произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное внимание – это вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе непроизвольного внимания лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, оно кратковременно, быстро переходит в произвольное.

Произвольное внимание – это вид внимания, при котором субъект сознательно выбирает объект внимания. Оно имеет в своей основе сознательные установки. О произвольном внимании, как правило, говорят там, где предмет, на который обращено внимание, сам по себе человека не привлекает. Произвольное внимание носит опосредованный характер (внутренне опосредованный характер). Оно опосредуется внутренними речевыми и интеллектуальными процессами.

Непроизвольное внимание привлекает данного человека в первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание, объект которого сам по себе не представляет интереса, но требует концентрации внимания. В этом случае проявляется «косвенный» интерес. Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех предметных уроках, а не только на любимых.

В то же время нельзя забывать о том, что в процессе работы косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным вниманием. Очевидно, что, для того, чтобы менее любимые предметы не стали для ребенка неприятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного и непроизвольного внимания. Поэтому взрослому следует опираться на ведущую деятельность дошкольников – игру (вызывающую у детей настоящий интерес).

Игровые упражнения на развитие внимания проводятся с учетом ряда принципов:

• целенаправленности;

• наглядности;

• систематичности и последовательности;

• доступности;

• активности детей.

Для развития устойчивости внимания можно использовать следующие упражнения и игры:

«Найди игрушку по описанию взрослого»;

«Найди отличия»;

«Найди одинаковые предметы в ряду»;

• Разнообразные упражнения на развитие мелкой мускулатуры рук (лабиринты, дорожки, дорисовывания, мозаика, шнуровка, нанизывание бусинок по образцу и т. п.);

• Различные по тематике корректурные пробы.

Развивая степень сосредоточенности, концентрации внимания, можно использовать:

«Графический диктант»;

«Внимательные ушки» (в различной интерпретации);

«Что перепутал художник?»;

«Найди пару»;

• Разнообразные игры для развития дыхания.

Развивать способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, переключаемость внимания можно с помощью следующих игр:

«Найди пропущенное число»;

«Найди пропущенную букву»;

«Найди пропущенный знак»;

«4-й лишний»;

«Съедобное – несъедобное»;

«Узнай себя»;

«Зеркало».

Трудности вызывает развитие распределения внимания, т. к. для этого необходимо, чтобы мозг ребенка находился на определенном уровне физиологического созревания. Кроме того, для достижения даже небольшого результата работа в этом направлении должна вестись систематично, кропотливо и в течение продолжительного времени. Хорошим подспорьем здесь станут:

• Игра «Посчитай одновременно»;

• Игра «Решай примеры»;

• Разнообразные игры по принципу таблиц Шульте.

И, наконец, для совершенствования такого свойства, как объем внимания, можно использовать следующие задания:

«Мое любимое блюдо»;

«Моя любимая игрушка»;

«Внимательные глазки»;

«Угадай, кто?»;

«Запомни как можно больше».

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста» .

Консультация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Современная социально-педагогическая ситуация в системе дошкольного образования позволяет говорить о его новом качественном состоянии. Главным.

Конспект занятия на развитие внимания и зрительно-моторной координации с детьми старшего дошкольного возраста Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на развитие внимания и зрительно – моторной координации. Занятие проходит с подгруппой.

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» В формировании развития речи.

Консультация для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» Эмоциональный интеллект На сегодняшний день высокий эмоциональный интеллект признан одной из самых важных способностей человека. Именно.

Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание.

Консультация «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Коррекция и развитие внимания у дошкольников с речевыми нарушениями Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем.

«Особенности восприятия мира у детей старшего дошкольного возраста. Развитие восприятия». Консультация для родителей Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр.

Консультация для воспитателей «Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста» Ключевые слова: социально-нравственное развитие, межличностные взаимоотношения, эмоциональный дискомфорт, социализирующие игры, коммуникативные.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей подготовительной группы «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Добрый вечер, я рада с вами нашей встрече. И тема сегодня нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 января 2016 в 18:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД