Консультация для родителей: «Развиваем фонематический слух у ребенка»

Лариса Малышева
Консультация для родителей: «Развиваем фонематический слух у ребенка»

Консультация для родителей: «Развиваем фонематический слух у ребенка»

Звуки обрушиваются на новорожденного мощной волной. Когда он был в мамином животике, околоплодные воды смягчали и приглушали всю эту какофонию. Зато теперь. От испуга кроха разражается оглушительным криком и сам удивляется: он и не думал, что способен на подобное! Так начинается процесс слухового восприятия и активного участия малыша в познании окружающего звучащего мира. Большинство мам и пап думают, что этот процесс может происходить сам собой, без их непосредственного участия, и ошибаются.

Нередко на прием к отоларингологу и сурдопедагогу приходят мамы с малышами 2-5 лет и примерно такими жалобами: «Он меня не слышит! Я ему сто раз говорю одно и то же, а он не понимает! Может быть, он глухой?» В ходе проверки выясняется, что со слухом у крохи все в порядке. Отчего же возникает подобная ситуация? Порой ребенок не может сосредоточиться и воспринять звуковую информацию. Подобные явления встречаются в семьях, где постоянно слышна громкая музыка, телевизор работает без перерыва, взрослые разговаривают на повышенных тонах. Ребенок просто вынужден выработать своего рода защитную реакцию. Иначе не миновать проблем с нервной системой. А так — отключился и здоровье сохранил. Некоторые дети не улавливают смысла высказываний. Это означает, что у ребенка не сформировано понимание звуковых образов слов.

Упражнения на развитие слухового внимания

«Различаем интенсивность звучании»

Предложите ребенку найти барабан. Объясните: чем ближе малыш будет подходить к спрятанной игрушке, тем громче зазвучит барабанная дробь; чем дальше — тем она будет тише.

«Узнаем длительность звучания»

Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Сами возьмите дудочку или свисток. Пусть малыш изобразит услышанный звук. Если он короткий, то и след от карандаша на бумаге будет коротеньким. Если же музыкальный пассаж длится долго, то и черточка для его обозначения получится длиннее!

«Подражаем голосам животных»

Сможет ли кроха узнать, кого пытается изобразить мама? Поменяйтесь ролями!

«Играем в жмурки»

Это прекрасная возможность потренировать умение находить источник звука. Завяжите малышу глаза и попросите определить, какой музыкальный инструмент (бубен, дудочку, металлофон, барабан, губную гармошку) он услышит.

А теперь пусть различит щелчок выключателя и пальцев, звон будильника и трель звонка, звук льющейся воды и шелест бумаги. Если в доме есть разные крупы, стоит попробовать различить на слух, какие из них пересыпаются из одной емкости в другую, издавая при этом характерные звуки. Как видим, для развития слухового внимания можно привлекать все подручные средства. Было бы желание.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Работу над ним целесообразно начинать уже с четырех лет. Чтобы кроха не заскучал, возьмите в помощники мяч. Поиграем!

Упражнение «Эхо»

Вы бросаете мяч и произносите, например: «А-а-а.» Малыш ловит мяч и, возвращая его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки. Кроха уже хорошо усвоил их звучание? Тогда продолжим.

«Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный. Например, аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный. Тогда ребенку легче его определить, а маме — выделить голосом. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но гласная буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях звук-буква еще неведома.

«Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук. И не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например «о», «э», меняют звучание. Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Для работы с ними берем только первую и третью из названных выше игр («Какой звук начинает слово?» и «Что за звук в конце слова?»). Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.

Чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться! Чем раньше вы начнете, тем больше шансов, что в школе у него не будет проблем.

Публикации по теме:

Игры на развитие фонематического слуха.Игры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.

Перспективный план работы с родителями на 2011–2012 уч. год, область «Коммуникация» Возрастные группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная. Цель: развивать партнерские отношения с родителями в сфере речевой деятельности.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей: «Развиваем фонематический слух у ребенка»
Опубликовано: 25 марта 2012 в 13:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Корзинка летних цветов!
Для работы с фоамираном необходим минимальный набор приспособлений. Обычно элементы изделий соединяют при помощи клеевого пистолета, однако за неимением...
Фото зарисовка «Эти летающие цветы — бабочки…».
Лето! Воздух пропитан ароматом цветов, удивительной красоты, а над ними порхают, кружатся бабочки – яркие, нарядные, одна другой краше! На Земле нет...
Фотоотчет «Счастлив тот, у кого есть семья. Я и моя семья. Акция «Чистый подъезд»
Соседи часто на людях могут казаться милыми, улыбчивыми. Но, улыбайся, не улыбайся, а мусор в подъезде все равно попадается на глаза. Многие думают, что...
Программа развития классного коллектива «Дружба»
Введение Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и...
Физические опыты для детей «Пакет — волчок» или «Реактивный двигатель»
Продолжая тему экспериментирования, хочу познакомить вас ещё с одним опытом для детей, на сей раз с физическим - реактивный двигатель. Однажды в группе у...