Консультация для родителей «Ребенок и труд»

Ольга Янцен
Консультация для родителей «Ребенок и труд»

Известный русский путешественник Миклуха – Маклай писал о папуасах Новой Гвинеи: «Мне частенько приходилось видеть комическую сцену – как маленький папуас, лет 4-5 пресерьезно разводил огонь, носил дрова, мыл посуду, помогал отцу чистить плоды, а потом вдруг вскакивал, бежал к матери, схватывал ей грудь и, не смотря на сопротивление, принимался сосать».

Раннее вовлечение малыша в трудовую жизнь взрослых – характерная черта архаичных культур. У современных мексиканских индейцев 4 – 5 летняя девочка обязана носить воду, собирать посуду после еды, следить за огнем в очаге. Мальчики того же возраста ухаживают за животными, работают на поле вместе с отцом.

У австралийских аборигенов в 4 года мальчик получает от родителей детское копье, бумеранг, копьеметалку и охотится на мелких зверей и птиц: девочка собирает корнеплоды, убирает хижину, готовит еду. То же мы видим у народов Новой Гвинеи, Африки и Азии.

Но, основная, самая главная обязанность детей 3 – 7 лет в архаичных культурах – уход за малышами. Это и понятно: ведь тут нет ни ясель, ни детских садов, а дети в семье следуют один за другим. Выход один: организовать ясли на дому, а няней и воспитателем поставить старшего ребенка.

На островах Полинезии сразу после отлучения ребенка от груди мать передает его на попечение старшего брата или сестры. Теперь за поведение малыша целиком отвечает ребенок – няня. Отвечает в буквальном смысле: ведь если малыш провинился, наказывают не его, а «няню». Даже играя старшие дети вынуждены таскать на спине своих подопечных. Такая же картина у жителей Филиппин и других представителей архаичных культур.

Совсем по-иному обстоит дело в современных европейских культурах. Если дети и начинают работать, то значительно позже (в 9 – 10 лет, да и то это обычно бывает в сельской местности. В городах они фактически исключены из производительной деятельности взрослых. Да, что там производство! Разве дадим мы 3-летнему малышу в руки нож? А ведь потребность, желание помогать нам в работе у наших малышей ничуть не меньше, чем у австралийцев или эскимосов. Конечно, иногда и мы, уступая настойчивым просьбам ребенка, даем ему повозиться с посудой или пылесосом. Но разве это погоже на большой и серьезный труд, какой с ранних лет ложится на плечи детей в архаичных культурах?

Есть и доказательства. Достаточно сказать, что в архаичных культурах 25% всех взаимодействий ребенка с другими людьми приходится на уход за малышами, в европейских культурах малышам достается лишь 4% внимания старших братьев и сестер. Число обязанностей европейского малыша в 4 раза меньше, да и по количеству они отличаются: если в архаичных культурах дети своим трудом вносят большой вклад в экономику семьи, то труд европейского малыша не имеет серьезного значения в глазах взрослых. Скорее это приучение к порядку: «Собери свои игрушки», «Убери кровать», чем настоящий труд.

В чем же причина? Почему наши дети, несмотря на активное их желание, не могут помогать нам в наших взрослых делах? Ответ ясен: слишком много еще не знает, не умеет ребенок. Сама мысль о том, чтобы пойти малышу навстречу и разрешить поработать на станке, за рулем комбайна, в лаборатории, кажется абсурдной.

Дело в том, что труд архаичного человека неизмеримо проще, примитивнее труда современного европейского рабочего или крестьянина. Охота, рыбная ловля, обработка земли, уход за скотом – все это совершается с применением самых примитивных орудий труда.

Понятно, что 4 – 5 летние дети при некоторой тренировке вполне могут участвовать в в подобных видах труда охоты и рыбной ловле, использовать примитивные орудия. А разве может европейский малыш стоять у мартена или сесть за штурвал самолета? Делаем вывод: между уровнем знаний и умений, которого требует от человека огромное производство, и реальными возможностями малыша образовался разрыв. Он – то и мешает ребенку быть сопричастным деятельности взрослых.

Но тем не менее: в средней группе детского сада мы стараемся воспитать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.

Самообслуживание

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду; с помощью взрослого приводить ее в порядок – чистить, просушивать.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Капризный ребенок» Капризный ребенок. Многие взрослые реагируют на детский плач раздражённо и искренне желают, чтобы кричащее дитя поскорее успокоилось любым.

Консультация для родителей «Компьютер и мой ребенок» Компьютер и мой ребенок. Сегодня компьютером никого не удивишь. Это современное чудо техники доступно и взрослым и детям. Стало модным,.

Консультация для родителей «Дисциплина и ребенок» Дисциплина - более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Этот термин происходит от греческого слова, обозначающего.

Консультация для родителей «Мой ребенок гиперактивен» Лекция для родителей Мой ребенок гиперактивен! Часто родители сталкиваются с такой проблемой в воспитании своих детей, как сверх подвижность,.

Консультация для родителей «Нервный ребенок» Нервный ребенок, детская нервозность – понятия скорее бытовые, чем медицинские, причем, понятия очень неконкретные. Под детской нервозностью.

Консультация для родителей «Ребенок познает мир» На третьем году жизни ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Происходит дальнейшее сенсорное.

Консультация для родителей «Ребенок и книга» Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу.

Консультация для родителей «Ваш ребенок молчит?» Известно, что своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Своевременное и правильное.

Консультация для родителей «Ваш ребенок молчит?» Ваш ребенок молчит? Известно, что своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Своевременное.

Консультация для родителей «Ребенок и дорога» Консультация для родителей:"Ребенок и дорога" Из года в год увеличивается число автомобилей, число дорожно-транспортных происшествий с участием.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Консультация для родителей «Ребенок и труд»
Опубликовано: 24 марта 2016 в 12:19
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Макет — лэпбук «Русская изба» авторы: Коробашкина Е. В., Ашурбекова В. В.
Дидактическое пособие макет - лэпбук «Русская изба» с наборами: утвари, посуды, мебели, кукол предназначено для детей 4-5 летнего возраста. Дидактическое...
Долгосрочный проект «Солнечное лето» (для среднего дошкольного возраста …)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 240» городского округа Самара ИНН 6318207777 КПП 631801001...
Конспект занятия по познавательному развитию в 1 младшей группе. Тема: «Сказка...
Цель: Развитие речи детей средствами устного народного творчества. Программные задачи: 1. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к...
Воспитательно-образовательная работа по организации досуговой деятельности в детском...
Трудно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных...
Фотоотчет о последних пластилиновых картинах ребят из кружка «Пчелка»
Три года я занималась кружковой деятельностью по пластилинографии с детьми группы «Цагда» ( «Сайгачонок». Осталось всего несколько дней и я, расстанусь с...