МААМ-картинки

Консультация для родителей «Речь детей от 3-х до 5-ти лет как средство общения»

Надя Мешкова
Консультация для родителей «Речь детей от 3-х до 5-ти лет как средство общения»

Первые слова ребенка обычно вызывают у родителей не меньшее восхищение, чем первые шаги. Правда, первые шаги не означают, что ребенок научился уже ходить. Точно так же первые слова еще не свидетельствуют об умении выражать свои мысли.

Если первые слова малыша были конкретными понятиями, «ярлыками», обозначающими предметы, то теперь он начинает пользоваться речью, как взрослые люди: они способны говорить о предметах, которых в данный момент не видят.

Публикация «Консультация для родителей „Речь детей от 3-х до 5-ти лет как средство общения“» размещена в разделах

Дошкольники невероятно деятельны и любознательны: они пытаются понять, каков механизм действия различных предметов, определить, на что они способны сами, они могут уже мысленно поставить себя на место другого. Чем лучше они умеют мыслить, тем более разнообразной становится их речь. При этом речь и мышление, владение речью и умственные способности детей взаимосвязаны самым тесным образом. Чем лучше овладел ребенок речью, тем быстрее развивается его мышление, и чем лучше он умеет мыслить, тем разнообразнее становится его речь. Сообразительный ребенок освоит новые слова, чтобы выразить свои мысли. А умение говорить даст пищу его уму.

Трехлетние дети обычно общаются посредством речи, отличающейся разнообразием громкости и тона, - это придает ей выразительность, близкую взрослой речи. У них уже солидный запас – более двухсот слов. Их речь в целом понятна местному незнакомцу, говорящему на одном с ребенком наречии.

Трехлетние должны уметь вести простую беседу, хотя у них есть еще, по сравнению со взрослыми, ошибки в грамматике и произношении некоторых звуков.

Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года -1000-1100 слов.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, и изменением его смысла.

То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

Речь детей пока еще прерывиста. В основном они говорят в настоящем времени, ибо их понимание прошлого и будущего пока ограниченно.

Понимание речи окружающих явно расширяется. Ребенок может выполнить несложное двойное приказание – запоминая первую часть, пока слушает вторую. При поддержке взрослых развивается более абстрактное понимание.

Трехлетние по-разному осваивают абстрактные понятия, требующие подумать, посмотреть и подобрать слова. Они могут сосчитать до десяти, не понимая значения чисел более двух или трех, поскольку весь ряд заучен вроде стишка. Могут наблюдаться понимание цвета и осознанное использование цветных меток. Однако, если одни дети уверенно определяют цвета, другие все еще затрудняются в этом.

Речь четырехлетних должна быть в основном правильной в сравнении с грамматическим строем речи взрослых, у которых они учились. Неправильное произношение бывает и в этом возрасте. Четырехлетние должны использовать речь по различным поводам, если взрослые будут побуждать их к этому. На пятом году жизни дети должны уметь достаточно связно описывать недавние события и говорить о прошлом и будущем, хотя и необязательно с той же временной перспективой, что и взрослые. Ребенок должен также уметь рассказывать, хотя при этом не следует ожидать, что он будет, как взрослый, различать реальное и воображаемое. Часто на базе слов развивается чувство юмора.

Ближе к пяти годам понимание абстрактных значений числа, цвета, размера, скорости или времени развивается, но в сравнении с детьми постарше или взрослыми еще видны пробелы. Взрослые остаются важными посредниками для определения грани, за которой понимание отказывает.

При отклонениях в развитии речь ребенка может отставать от среднего уровня, бывают и проблемы, требующие специальной помощи. Но если все протекает хорошо, к пяти годам ребенок должен рассматривать речь как средство общения, способ установления контактов и источник радости. Дети способны также получать удовольствие, обучая младшего ребенка, который находится в начале того процесса, через который они недавно прошли.

Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т. п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все. что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М. И. Лысиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги: ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать – думать вслух.

Чем больше вы разговариваете с ребенком, тем лучше. Однако пользу принесет только такой разговор, который действительно является двусторонним, взаимным. Если ребенок что-то говорит вам, а вы лишь отделываетесь междометиями или время от времени вставляете «Да ну?», то это, конечно, вовсе не осмысленный диалог. Ребенок вскоре поймет, что на самом деле вы не прислушиваетесь к его словам.

Лишь при условии, что вы внимательно разговариваете с ребенком, выслушивая его и давая ему ответ, он получит от вас неоценимую помощь – вы сможете называть для него предметы или явления, формировать новые понятия как раз тогда, когда ребенку это больше всего нужно. При этом не важно, располагает ребенок большим запасом слов или нет; ему в любом случае нужно знакомиться с новыми словами. Если постоянно разговаривать с ребенком, он очень быстро усвоит существительные, которые называют предметы и понятия; прилагательные, описывающие свойства этих предметов; глаголы, говорящие о том, что делают эти предметы.

Общение - это взаимообмен между двумя или несколькими людьми. Чтобы общение состоялось, эти люди должны уделить друг другу внимание. Говорящему необходимо видеть, что его слушают, чтобы судить об их реакции. слушатели должны внимать словам и невысказанным сообщениям. Причина нередкой бедности общения между взрослыми в том, что это внимание - умение слушать и видеть -переменчиво. Вероятно, потому не следует удивляться, что некоторые взрослые не всегда внимательны к детям.

Некоторые взрослые считают, что дети должны быть внимательными к ним в рамках "хорошего" поведения, но со своей стороны не в состоянии уделить малышу внимание, когда он говорит. Ребенок, не пользовавшийся вниманием взрослых, вряд ли будет проявлять к ним достаточное внимание сам.

Внимание - это активное осознание происходящего, это работа слуха и зрения. Она очень важна в обучении ребенка. Порою отстающие в развитии речи дети не умеют и быть внимательными, из-за чего теряют много информации, раздражая, вероятно, при этом окружающих взрослых.

Если взрослый очень мало говорит с младенцем или пока неразговаривающим малышом, то этот ребенок может недобрать опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться ей самому. ребенку не будет хватать услышанных слов, он не будет знать, какое удовольствие доставляет общение со взрослым. Более старший и владеющий речью ребенок оказаться заторможенным, если взрослые мало говорят с ним, а их речь чаще всего состоит из запретов вроде "нельзя" или "замолчи". Роль взрослых в развитии детской речи проявляется еще и в том, как они понимают норму, или что, по их мнению, является "правильной" речью. Поэтому родителям необходимо читать педагогическую, психологическую литературу, обращаться за помощью к педагогам, психологу, логопеду, чтобы вовремя устранить, если они возникнут, проблемы в развитии речи.

Публикации по теме:

«Фольклор и связная речь». Консультация для родителей Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Произведения художественной литературы и устного народного творчества,.

«Играем пальчиками — развиваем речь». Консультация для родителей Консультация для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь». «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,.

Консультация для педагогов и родителей «Стопотерапия — как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста» Стопотерапия - как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста»«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то,.

Консультация для родителей «Играя пальчиками-развиваем речь ребёнка» «Играя пальчиками – развиваем речь ребёнка».[/h3] Ребёнок постоянно изучает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» В семье появился малыш! Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли сделано.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство интеллектуального развития детей» Консультация для родителей на тему: "Дидактические игры, как средство интеллектуального развития детей". «Игра-это искра зажигающая огонёк.

Консультация для родителей «Речь ребёнка 6–7 лет» Речь ребенка 6-7 лет Консультация для родителей Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь еще отстает от.

Консультация для родителей «Выразительная речь и интонация — что это такое?» Очень часто можно услышать такое выражение: «У этого человека выразительная речь, правильная интонация!» А что же такое – ИНТОНАЦИЯ? Интонация.

Консультация «Народная игра — как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста». Сегодня педагоги, психологи, родители все чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими,.

Консультация для родителей «Обучающие игры — средство обогащения социального опыта детей» В совершенствовании игрового опыта для обогащения сюжета игры в среднем дошкольном возрасте помогают обучающие игры. С их помощью совершенствуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Речь детей от 3-х до 5-ти лет как средство общения»
Опубликовано: 30 декабря 2015 в 23:33
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД