Консультация для родителей «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей»

Ирина Лавришина
Консультация для родителей «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей»

Выполнила: Воспитатель МБДОУ №51 "Мотылек" Лавришина И. Г.

В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно употребляет звуки в отработанных словах и фразах, выделяет звук из слова, определяет его место в слове, анализирует слоги и слова. Но в период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и использования приобретенных навыков в самостоятельной речи дети не могут справиться с этой задачей, т. к. у них нет навыков свободного, почти неосознаваемого владения речевыми средствами.

Наша задача - развить, усовершенствовать речевые навыки, используя игры и упражнения, тренирующие речевой слух, память, развивающие четкость восприятия, точность воспроизведения слова.

Начинать работу необходимо с простых слоговых упражнений, где отрабатываемый согласный звук включался в прямые и обратные слоги «ба-бу-бо».

Отрабатывая произношение поставленного звука в слогах, мы развиваем у детей способность удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду (этот слог отмечался ударом руки):

са-са-са,

са-са-са,

са-са-са

стра-стра-стра,

стро-стро-стро,

стру-стру-стру

скла-скло-склу,

спла-стла-скла,

спра-стра-скра

Для автоматизации поставленного звука в слогах и словах можно использовать специальные упражнения и игры со стихотворными текстами. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, настраивает на игру; в ритме стихотворной речи детям легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.

Считалки со связным текстом на определенный звук вводятся в игры детей, но нужно следить за правильным произношением звуков и умением детей отмечать ударный слог.

Кроки-кроки-крокичок,

Жил за печкою сверчок.

Ты за печкой не сиди,

Поиграть к нам выходи.

Стреко-стреко-стрекоза.

Изумрудные глаза,

Крылья быстро разверни,

Круг наш быстро облети.

В игре «Договори слово» взрослый произносит первый слог, а ребенок- вто рой. Затем дети называют запомнившиеся слова полностью:

ши-на

ти-на

ми-на

ра-на

вет-ка

сум-ка

шут-ка

мар-ка

Цель таких упражнений - выработать практический навык деления слов на слоги, учить правильно выделять в слове закрытый слог (помня о стремлении детей произносить «ла-пта», «па-рта»,

В играх «Магнитофон», «В слове слог договори, будь внимательным, смотри» и «Закончи слово, если получится» также вырабатывается навык деления слов на слоги, дается возможность дифференцироватъ поставленные звуки в сходных по звучанию словах.

После того как дети познакомились с ритмическим строением речи, слоговым составом слова, можно проводить и более сложные игры, которые ставят одно­ временно несколько задач. Так, в играх на автоматизацию звука отрабатывается не только произношение поставленного звука, но и развивается чувство ритма, быстрота реакции, слуховое внимание и память, проводится практическое деление слов на слоги.

Научившись правильно произносить слова из двух-трех слогов, не осложненных стечением нескольких согласных, дети могут перейти к освоению более сложного звуко-слогового состава. В игре «Подбери похожее слово» взрослый называет слово из двух слогов, а ребенок подбирает к нему слово из трех слогов с таким же окончанием. Если ребенок затрудняется, он может выбрать слово с помощью подобранных к игре и разложенных перед ним картинок: елка-метелка,

лейка-наклейка,

пушка-хлопушка,

утка-минутка.

В игре «Эхо» дети повторяют за взрослым вторую половину слова:

Взрослый Дети

раскла-душка душка, душка

неза-будка будка, будка

приба-утка утка, утка

Речевой материал, представленный в играх «Повтори по парам», «Какой новый звук появился?», «Послушай, запомни, назови» состоит в основном из слов, близких по звучанию. Это дает возможность с наибольшей эффективностью тренировать фонематический слух, концентрировать внимание детей на звуковом составе слова, порядке следования звуков.

Публикации по теме:

Роль отца в воспитании ребенка. Консультация для родителей «Папы разными бывают: Тот молчит, а тот кричит, Тот, бывает, напевает, Тот у телека торчит, Тот, бывает, обнимает Теплотою сильных.

Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей преддошкольного возраста. Один.

Консультация для родителей «Значение дидактических игр в воспитании детей в детском саду» Информационная ширма для родителей Подготовила воспитатель Караханова Е. И. Москва 2014 «Значение дидактических игр в воспитании.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» В настоящее время в большинстве случаев ребенком занимается мама, она кормит, играет, учит, гуляет и. т. д. Папа зачастую исполняет роль добытчика.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников» Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников». Семья для ребенка - первое и основное звено, которое связывает его.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы» Консультация для родителей "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. " В. А. Сухомлинский.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА «воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — это наша счастливая старость,.

Консультация «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей» «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей» То, что дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание.

Консультация для родителей «Роль матери в воспитании детей» Роль матери в воспитании детей. Самая важная и сложная задача в жизни матери –это достойное воспитание своего ребенка. Каждому ребенку.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей»
Опубликовано: 3 марта 2016 в 14:58
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Комплексы динамических часов для детей дошкольного возраста.
Динамический час. Организация динамического часа Динамический час проводится после дневного сна при от крытых фрамугах. Его цель — сделать более...
Проверочный диктант для детей старшего дошкольного возраста.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как здорово, что у нас есть такой замечательный сайт, где мы обмениваемся своим интересным и бесценным опытом. В работе мне...
Рисование в средней группе «Разноцветные зонтики»
Цели: – развивать умения детей закрашивать карандашом рисунок, не выходя за контур; − закреплять умения располагать лист бумаги с учетом пропорций...
Дидактические упражнения по развитию речи: «Как звучит слово»
«Как звучит слово» Цель приведенных игр - продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, развивать фонематический слух; упражнять их в самостоятельном...
Итоговое открытое занятие по математике в средней группе «Путешествие по стране...
Цель: закрепить полученные знания детей за год. Задачи:закрепить умение различать и называть геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник,...