Получи документы

Консультация для родителей «Сказка в развитии дошкольника»

Светлана Султанова
Консультация для родителей «Сказка в развитии дошкольника»

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но и загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве» - как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет способствует развитию воображения, а это почва, на которой растет и достигает совершенства воображение будущего учёного, изобретателя, художника.

Публикация «Консультация для родителей „Сказка в развитии дошкольника“» размещена в разделах

Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Самое большое, что она «позволяет себе», - это намек на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Она способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Для развития фантазии, как нам представляется, важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а её восприятие ребенком, то, как она ему преподноситься. В этом большую роль играют взрослые: педагоги, родители. Особенно важно видеть сказку как бы со стороны, не только в кинофильме или театральной пьесе, но и самостоятельно проиграв её, прожив её сюжет.

Сказку можно нарисовать

Мы стремимся прожить сказку вместе с ребенком, задействовав все органы его чувств (опираясь на опыт сенсорного развития детей, представленный в практике работы М. Монтесори). Когда мы начали заниматься с детьми сказкотерапией, то поняли, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например, они «не видят» ни леса, через который пробивается Иван – Царевич, ни места, где растёт могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации, но они есть не в каждой книге, да и не каждый сказочный сюжет привлекает внимание художников. Поэтому мы с детьми после чтения сказки стали рисовать, восстанавливая в памяти различные её эпизоды. И увидели, что каждый ребёнок воспринимает сказку по – своему, а рисование помогает понять нравственные коллизии, облегчает процесс пересказывания самой сказки, её сюжет.

Сказку можно сложить из ткани

Затем мы стали на полу изображать место, где происходит действие сказки с помощью отрезков тканей, различающих по форме, фактуре, размеру. Например, вышел Иван – Царевич в широкое поле – на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками. Идет по лесу Красная Шапочка – появляются ткани разных оттенков зеленого цвета, длинная, голубая лента из шифона (речек, ткань с ягодами (земляничная поляна).

А ещё мы обязательно рассказываем о природе и обычаях народов той страны, в которой была создана сказка. Так постепенно дети знакомятся с природой нашей планеты и начинают понимать, что у каждого народа свои сказки и что во многом их своеобразие определяется особенностями климата, флоры и фауны страны, а так же мировосприятия людей.

Сказки имеют запахи

Следующий этап – проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов. Проведё нное нами исследование показало: на вопрос о том, какие запахи дети знают, они отвечали весьма однообразно, чаще всего называли запахи духов и цветов и очень удивлялись тому, что окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую «палитру» запахов. Чтобы дети убедились в этом на практике, мы собрали богатую коллекцию запахов. В разные пластмассовые баночки (можно из фотопленки) положили разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах (например, мускатный орех). Эти запахи крышки банок впитывают быстро, и с ними можно работать как с раздаточным материалом. Каждому запаху дается свой порядковый номер, составляется картотека. Что входит в нашу коллекцию? Корица, кардамон, мускатный и грецкий орех, горчица, лавровый лист, душистый горошек, эстрагон, хрен, мята (различные виды, календула, крапива, тимьян, лист черной смородины, сушенные грибы, чеснок, лук, различные виды фруктов и овощей, деревянная стружка, духи различных типов, апельсиновые и лимонные сушенные корки, йод, подсолнечное масло, смола, мёд, ванилин, чай, кофе, какао и т. д. Читая или рассказывая сказку, мы подбираем каждому из её персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и сочетание нескольких разных запахов. Для этого мы используем разные ванночки. Например, запах леса всегда сложный: это сочетание духов с запахами различных растений, грибов, деревьев, цветов. Можно сказать, что «нос», т. е. развитое обоняние, помогает детям «ощутить» сказку более разносторонне и богатой. Например, при ответе на вопрос, как пахнет избушка на курьих ножках, дети совместно решают, из каких запахов можно составить «аромат» дома Бабы Яги.

А ещё сказки звучат

Чтобы помочь детям лучше почувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещётки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании «шумят» (горох, пшено, гречка, манка, ломанная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка и т. д.). Создавать звуки можно и с помощью голоса. Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто то медленно трясёт баночку с гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению мы добавляем записи шума леса, воды и др. Используем и другой приё м: одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили.

В героев сказки можно переодеться и потанцевать

Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Обратите внимание: мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любят наряжаться. Девочки занимаются этим чаще и более увлеченно, чем мальчики, но и те, представляя себя героями, с удовольствием наматывают (надевают) на себя полотна ткани, выбирая то, что им особенно нравиться, или то, что, по их мнению, подходит персонажу.

Когда дети «оденутся» как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы придумываем танцы для каждого персонажа, подбираем музыку. Ребенок в образе своего героя танцует, потом предлагает всем остальным присоединиться к нему и повторить все элементы его танца. Это позволяет всем детям «протанцевать» не только своего героя, но и всех персонажей сказки.

Подводя предварительные итоги

Вот таким образом, через разные действия, рисунки, составление декораций и костюмов, подбор запахов, звуков и музыки, ребёнок активно, творчески познаёт мир конкретной сказки и сказочный мир вообще. Ему становятся понятнее сказочные персонажи (их чувства и поступки) и своеобразие сказочной страны.

В результате естественным образом мы подходим к театрализованному представлению. При этом зрители видят не обычные декорации, как правило сделанные взрослыми, а причудливый ландшафт, составленный самими детьми. Его можно быстро изменить, что очень удобно при постановке. И костюмы дети придумывают сами, и сделать их не составляет труда, поэтому играть в сказку снова и снова легко и интересно: можно по ходу свободно меняться ролями, ведь костюм не предназначен для конкретного ребенка, и его можно придумать даже в момент постановки.

Во время рождающегося буквально на глазах у зрителей спектакля возникают запахи, которые дети ассоциируют с определенным сказочным сюжетом. Например, когда на сцене появляется принцесса, выносится баночка с духами. А когда мышка готовит обед в теремке, то в зале ощущается запах овощей и трав. Кроме того, появление нового героя сопровождается музыкой и танцем. Всё это создаёт завораживающую атмосферу, в которой у ребёнка активно развиваются воображение и творчество, поскольку он сам является создателем сказки.

Естественно, что придумывание сказочных сюжетов сначала происходит под ненавязчивым руководством взрослых. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации. Их особенно привлекает возможность побывать в роли волшебника.

Каждый мечтает стать волшебником

Сочиняя продолжения сказки, они обычно проговаривают волшебные слова, «превращающие» их в волшебников. Мы объясняем, что эта роль даётся им на время, которое истечёт при звуке колокольчика, и играющие вновь превратятся в обыкновенных детей. Вместо колокольчика можно незаметно поставить таймер. Когда отведённое время подходит, он звенит, и его звук дети воспринимают как волшебный звонок.

Есть у нас и кресло волшебника (обыкновенный стул, накрытый красивыми тканями, и плащ волшебника (его «придумывают» сами дети). По очереди, устанавливаемой по жребию, или желанию (что для детей дошкольного возраста сложно) они садятся в волшебное кресло и, войдя в образ, начинают свою историю. Она продолжается до тех пор, пока воображение ребенка не иссякает. Тогда его сменяет другой. Все это записывается на диктофон, а затем педагог обрабатывает текст и читает его детям, которые слышат придуманное ими со стороны.

Нравится детям и такой прием: каждый рисует трёх персонажей из разных сказок, а затем сочиняет историю, связанную с ними. Чаще всего у дошкольника получаются достаточно короткие истории, но они многое позволяют узнать о ребёнке, который, размышляя о сказочном герое, придумывая его речь, отождествляет себя с ним. Затем дети со своими нарисованными героями садятся вокруг волшебного цветка и загадывают от их имени одно желание. Это позволяет оценить уровень эмпатии, мотивы и желания ребенка, особенности его эмоциональной сферы. Ведь желания героев – это по существу тайные желания ребенка. Всё это помогает проникнуть во внутренний мир детей не насильственно, а органично, во время игры.

В заключении отметим: несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший нашу жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Это не удивительно, ведь сказка не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Готовим дошкольника к школе» «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер.

«Игра — ведущий вид деятельности во всестороннем развитии дошкольника». Конференция для родителей (фотоотчет)«Игра — ведущий вид деятельности во всестороннем развитии дошкольника». Конференция для родителей (фотоотчет) Мы, педагоги ДОУ, в активном поиске новых форм работы с родителями. Только в сотрудничестве с семьей можно воспитать здоровых, самостоятельных,.

Консультация для родителей «Режим дня дошкольника» Важность соблюдения режима дня для дошкольника. Нет большей радости для родителей, чем видеть своих детей здоровыми, закалёнными. Чтобы.

Консультация для родителей «Игра как ведущий вид деятельности дошкольника» Консультация для родителей: «Игра – как ведущий вид деятельности дошкольника» Дошкольное детство – короткий, но очень важный период становления.

Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Все родители хотят видеть своих детей успешными в будущем. Заложить основы успешности можно в раннем возрасте, при помощи родителей и воспитателей.

Консультация для родителей «ЗОЖ дошкольника» Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных задач развития страны. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том,.

Консультация для родителей «Роль книги в жизни дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в жизни дошкольника» Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития.

Консультация для родителей «Своеобразие развития дошкольника» Своеобразие развития дошкольника Дошкольное детство - это важнейший период в жизни любого человека. Психические новообразования и достижения.

Консультация для родителей «Ты или Вы? О речевом этикете дошкольника» «ТЫ» ИЛИ «ВЫ»? (О речевой этике дошкольника) Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребёнком родной речью. За.

Консультация для воспитателей «Роль логического мышления в интеллектуальном развитии дошкольника» Ильина Римма Васильевна, старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка «Звездочка»- детский сад №8» города Железногорска Курской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Сказка в развитии дошкольника»
Опубликовано: 16 ноября 2015 в 10:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД