Консультация для родителей «Советы психологов по применению наказаний»

Ревенко Ольга
Консультация для родителей «Советы психологов по применению наказаний»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАКАЗАНИЙ.»

Всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, столько и спорят о данной проблеме. Одни боятся захвалить и воспитать ребёнка чересчур избалованным, другие, наоборот, используют похвалу, как главный метод воспитания. Часть родителей категорически возражает против наказания, особенно телесного: боятся подавить в ребёнке личность и вызвать целый ряд негативных явлений – страх, ненависть к родителям. Разумеется, однозначно выразить мнение по этому вопросу нельзя, но можно дать ряд советов, которые помогут родителям сформировать собственное мнение.

Родители должны всегда представлять себя на месте ребёнка. Нравится ли взрослым похвала и поощрения? Приятно ли получать премии, надбавки, похвала руководителя? Где приятнее услышать похвалу: наедине, или при свидетелях? Наверное, второе более приятно? А ребёнку нужно ещё больше, он должен каждый час слышать, что он молодец, умница. Нужно говорить ему превосходными степенями русской речи – не “правильно, хорошо выполнил”, а “отлично, великолепно, чудесно, превосходно”. Не скупитесь на похвалу, а за особые заслуги – помыл свои туфли, быстро оделся и т. д. – что-либо подарить. Опять-таки это может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово “рыбка”, сказанное секретно доверительно на ушко (дети это очень любят). Если ребёнку все время говорить “Ты – свинья”, “Ты – клоун”, то это может сформировать комплекс неполноценности, озлобленности против родителей и окружающего мира.

Важно сказать, как категорически нельзя наказывать. Нельзя наказывать едой, бить, обзывать бранными словами (в том числе вульгаризмами и жаргонизмами, нельзя кричать, ставить в угол надолго, наказывать в публичном месте, повторять свои требования множество раз. Но и не нужно хвалить ежеминутно, так как в этом случае потеряется важнейший смысл похвалы.

П. А. Блонский возражал против телесного наказания, мотивируя это тем, что наказание апеллирует к животному страху, вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают, делает ребёнка забитым, а потому ничтожным, освобождает от угрызений совести. Впоследствии такие дети делаются нечувствительными и становятся материальными циниками. Телесные наказания вредно воздействуют на половую сферу ребёнка, вызывая приток крови к половым органам. Также наказание развращает воспитателя.

Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:

• терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей;

• объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно, но быть при этом предельно кратким;

• отвлечением, можно предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему сейчас хочется;

• научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу, самокритике.

Но после любого наказания обязательно обговорите, за что, почему наказан ребёнок, а потом – всегда приласкайте и покажите ему, что он желанный и любимый.

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.

Как показывают исследования психологов, для родителей порой характерно так называемое эгоцентрическое поведение, то есть им трудно понять особенности поведения ребенка, несхожие с их представлением о должном.

Наказание - это способ стимулировать правильное поведение. это оружие очень острое и использовать его нужно крайне осторожно. Наиболее частый способ наказания без применения физической силы это:

Метод игнорирования[/i] - этот метод наблюдается достаточно часто, считается, что он заменяет физическое наказание, но его нужно применять очень осторожно, такой метод, который требует подготовки и от родителей и воспитателей и от учителей. Его нельзя использовать ко всем детям.

Как использовать:

• объясните ребенку, какое поведение вы считаете не приемлемым;

• игнорирование всегда должно идти с объяснением. Например: «целый день я не буду тебя обнимать, потому что…», а психологи считают, что для нормального психического развития ребёнку необходимо, чтобы его в течение дня обняли не менее восьми раз.

Замечание или предупреждение. Замечание может быть очень мягким и очень осторожным, иногда требуется просто поднять палец, иногда жестко посмотреть в глаза ребенку, обратитесь к ребёнку по-деловому – Илья (а не Илюша). Измените, тон общения, решительный, строгий, внушительный, не допускающий возражений, но не крикливый; измените в самом себе (т. е. родителе, выражение лица – нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев, к примеру: «Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша…».

Выговор[/i], что такое выговор, когда вы объясняете ребенку, какое поведение вы считаете не приемлемым, самое главное вы должны дать ему понять, какое поведение вы ожидаете. Проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме “Что я сегодня сделал не так”.

Лишение для того чтобы было что у ребенка забирать и чем стимулировать, нужно сначала это дать, поэтому лишение требует очень длительной и подготовительной работы. Используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до конца, к примеру лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребёнку: “Скучает сегодня наша кукла”.

Минута тишины[/i]. Например, ребенок на каком-то эмоциональном уровне не может успокоиться, если в этот момент мы будем разбирать его поведение, наше слово бывает обидным, самое важное в это время снять сиюминутную реакцию ребенка, что бы дать немного успокоиться. В данном случае это не говорить и просто молчать. Очень хорошо минута тишины срабатывает у детей от 5 до 9 лет.

Тихое место. Чтобы ребенок понял, что за определенные действия наказание не отвратимо, использовать исключительно для того чтобы:

Место, где ребенок может тихо посидеть и успокоиться, самое главное – ребенок самостоятельно прерывает свое наказание. Организуйте дома “Уголок необдуманных поступков”, где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть (без ничего).

Как только он способен возвратиться и он это понимает, он может присоединиться к нам, очень важно, что бы наказание не вызывало физическую боль, чтобы не было психологического наказания, чтобы ребенок не испытывал чувства вины, наказание должно быть не ради того, чтобы наказать за то, что ты сделал, а ради того, чтобы исправить поведение.

Не надо нагружать ребенка разными типами наказаний!

В процессе работы с ребенком надо использовать различные методы и приемы, они бывают позитивными и негативными характеристиками, в основном нам нужно концентрироваться на том, что все эти методы должны привести к позитивным изменениям. Методы поощрения и наказания должны соответствовать возрасту ребенка и тому психологическому этапу, на котором он находится. Метод игнорирования для подростков не будет срабатывать, если это игнорирование идет от незначимого человека, допустим, авторитет родителей уже упал. Но игнорирование хорошо срабатывает с маленькими детьми. Если использовать к маленькому ребенку метод альтернативы и давать большое количество выбора, это не будет срабатывать для него, самое страшное для маленького человека делать выбор. Метод альтернатив хорошо срабатывает с подростками. Методы поощрения и наказания должны быть индивидуальными по отношению к каждому ребенку и применяться должны в зависимости от тех традиций, от того уклада в жизни семьи, которые сложились в процессе жизненного пути ребенка.

Ребёнок больше всего нуждается

в вашей любви как раз тогда, когда он

меньше всего её заслуживает.

Эрма Бомбек

Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребенка затормозить реакцию с помощью наказания удается только в 47 % случаев. Поощрение, например когда ребенка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается его недостаток.

Нужно сказать, что методы поощрения и наказания не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только эти методы невозможно. Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания. Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа, спор, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования, да и ребёнок сам себя может изменить. Самонаблюдения, самооценка и самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые.

В. А. Сухомлинский считал, что можно вообще обойтись без наказания, он говорил, что детей можно воспитывать только добром, только лаской. Главным условием воспитания без наказания он считал высокую личностную культуру воспитателя (родителя, умение общаться с детьми, согласованность воспитательных воздействий семьи, школы и общества в целом.

В заключение хочется отметить, что во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей, дедушек и бабушек – ведь именно родители, как никто другой, знают своего ребёнка, знают, каков он, что он любит, что не любит и т. д. Важно всегда стремиться к золотой середине, не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.

Публикации по теме:

Консультация «Добрые советы для родителей»Консультация «Добрые советы для родителей» Учись, играя. Добрые советы для родителей. Ребенок в возрасте 6 лет физиологически готов к развивающему обучению. Именно в этом возрасте.

Консультация для родителей «Как воспитывать ребёнка без криков и наказаний» «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ» Вам что-то надо от ребенка. Кому понравится каждый день слышать сотни приказов! Первым.

Консультация для родителей «Как воспитывать ребёнка без криков и наказаний» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА.

Консультация для родителей подготовительной группы «Советы родителям будущих первоклассников» Скоро в школу. Через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Консультация для родителей «Советы психологов по применению наказаний»
Опубликовано: 21 мая 2018 в 21:47
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие по ФЭМП «Путешествие в страну Смешариков» в средней группе
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с друг другом. ( Слайд «Доброе утро») Кричите там, где это нужно, Кричите громко, дружно, дружно слово Привет!...
Логопедическая ритмика как форма организации здоровьесберегающей работы
С каждым годом, по наблюдениям специалистов, растет количество детей с различными патологиями и особенно речевыми нарушениями ( ФНР, ФФНР, ОНР, моторная...
Познавательно-творческий проект для детей средне-старшей группы «Моя дружная семья»
Вид проекта: краткосрочный познавательно-творческий, коллективный. Сроки реализации проекта: июль. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта:...
Видеоурок «Лето. Поэтапный урок аппликации»
Как сделать аппликацию "Лето" ( поэтапный урок № 4 ) Аппликация -портрет по цветному фону «Лето » 3+ На нашем уроке – по аппликации. Вы научитесь: 1....
Конспект подвижной игры «Самолетики» для младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Самолетики» Цель игры. Учить детей двигаться цепочкой, обходить препятствия, поднимать руки в стороны. Материал. Игрушечный...