Консультация для родителей. Тема: «Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»

Екатерина Гаврилюк
Консультация для родителей. Тема: «Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива.

Необходимо также учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, необходимо еще и научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове; членить предложения на слова.

Развитие фонематического слуха и восприятия проводится в игровой форме.

1. Расставляем на столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Манипулируя с предметами (стучим карандашом о стакан, погреметь коробкой с кнопками, погремушкой, предложить ребенку внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикройте предметы ширмой, а ребенок отгадывает, что звенит или гремит.

2. Выставить перед ребенком трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького затем расскажите сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте, произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребенок угадывает медведей.

3. Показать ребенку картинку и громко, четко назвать изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, ты хлопни в ладоши».затем произносите: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т. д.

4. Раздать по нескольку одноцветных кружков. произнесите один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков вы произнесли.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Играем с пиктограммкой» Методическая разработка "Играем с пиктограммкой", содержит игры на развитие предикативной лексики (слова-действия, слова-признаки). С помощью.

Работы детей: «Подводное царство», «В лес по грибы…»Работы детей: «Подводное царство», «В лес по грибы…» Пластилин, глина, масса для лепки, или соленое тесто прекрасный материал для развития мелкой моторики пальцев руки ребенка, что является.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Наша армия
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Консультация для родителей. Тема: «Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»
Опубликовано: 11 января 2013 в 13:56
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Отчет занятий «Увлечение бисероплетением»
Многообразие бисера дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, чья красота...
Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?»
Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. У пчелы забот немало! Только утром солнце встало,...
Поздравительная открытка «Букет цветов для мамочки!» Мастер-класс
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по оформлению поздравительной открытки для мамочек и бабушек, которую мы делали с детьми...
Детский мастер-класс «Конверт». Оригами.
Раньше, в давние времена, все письма, которые писали люди, не вкладывали в бумажные конверты. В старые времена конвертов не было – их просто ещё не...