Консультация для родителей «Учимся, играя»

Алла Аверьясова
Консультация для родителей «Учимся, играя»

Игровая форма занятий является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы, в том числе и фонематического. Загадка – наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности, развития речи и фонематического восприятия. Поэтому она чаще всего используется воспитателями и логопедами.

Загадка помогает детям осваивать наряду с фонематическими и лексико-грамматические закономерности, и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек). С ее помощью дети быстрее и надежнее запоминают новые словоформы, устойчивые обороты, образные выражения, осваивают лексическую сочетаемость слов, легко подбирают слова, сходные по звучанию. Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит – интересным.

В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки: их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность появляется при нахождении слова-отгадки:

Куда бежит – сама не знает,

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнется у порога,

Что это? (Дорога).

При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто, с помощью актуализации слова-рифмы:

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит… (крокодил). Е. Серова

Такие игры-загадки получили название «Подскажи словечко». Они развивают у детей чувства ритма и языковое чутье, операции памяти, воображения, речеслухового внимания, обогащают и актуализируют лексикон.

В практике логопедической работы загадки «Подскажи словечко» подбираются с учетом лексических тем. Их содержание отвечает программным требованиям, принципам общей и специальной педагогики. Разнообразие видов игровых и дидактических упражнений создают положительную и стойкую мотивацию к преодолению имеющихся речевых нарушений и формируют основы общеучебных навыков.

Игры-загадки «Подскажи словечко» используются при различных видах языкового анализа и синтеза, для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений развития фонематических представлений, слухового восприятия и лексико-грамматического строя речи.

При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко» используются следующим образом. Детям дается задание: «Отгадайте загадки, а отгадки найдите у себя на карточках». Карточки выглядят так: на листе двойного картона наклеена картинка, под ней – прорезь. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают схему слогов в виде прерывистых линий. Например, читается загадка:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?. (Карандаш).

Предварительно ритмический рисунок слова-отгадки воспроизводится с помощью хлопков. Каждый ребенок находит на карточке изображение карандаша и в прорези под ним рисует схему: _ _ _.

Аналогичные карточки используются и для звукового анализа слов, рисуя кружочки и раскрашивая их в нужные цвета (гласный звук – красным, твердый согласный – синим, мягкий согласный – зеленым).

Для развития фонематического восприятия детям предлагаются различные логические упражнения, развивающие сознательное отношение к звуковому составу слов. Задания разнообразны:

- различение слов, близких по звуковому составу:

Сел в машину верный пес,

У него в чернилах … (лапа, шея, нос);

- подбор в рифму слов с определенным звуком:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (ушки).

(Предлагаются слова: ушки – лягушки – катушки – хрюшки – хлопушки – кукушки).

- поиск слов, отличающихся одним звуком:

Сладко спит в берлоге… МИШКА,

На столе с салатом … МИСКА;

- самостоятельное придумывание рифмы:

В этой молодице прячутся девицы:

Каждая сестрица для меньшей – темница.

Красные щечки, пестрые платочки,

Хлопают в ладошки веселые … (матрешки).

(Предлагаются слова: матрешки – кошки – ложки – мошки – ладошки – картошка – поварешка).

- анализ рифмованных слов: какое слово не подходит по смыслу? Почему? Какое слово должно стоять вместо него?

В лесу бежит от волка … ЧАЙКА,

Парит над океаном … ЗАЙКА;

- анализ слов, начинающихся с разных звуков:

Лиза пробовала …СУП,

Заболел у Лизы … ЗУБ;

- синтез звука и слова (упражнение «Превращалки»):

Если слово к букве «У» присоединяется,

Слово новое, другое сразу получается.

Буква «У» отметку КОЛ

Переделает в … УКОЛ.

А когда я строил ДАЧУ,

Принесла мне «У» …Удачу,

И теперь поселок ДАЧНЫЙ

Называется … УДАЧНЫЙ.

И. Лопухина

-анализ слов, содержащих преднамеренные ошибки (упражнение «Найди опечатки»):

Увидал я в клетке рысь,

Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»

На столе – большая пышка,

В норку тащит ее мОшка.

Стоит избушка у воды,

А из трубы струится дОм.

Такие игры-загадки сосредотачивают внимание детей на восприятие стихотворного текста, предупреждают его механическое повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память, активизируют весь спектр познавательных процессов.

Публикации по теме:

«Игры на логопедических занятиях» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Изучаем цвета
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Консультация для родителей «Учимся, играя»
Опубликовано: 29 января 2014 в 09:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....