Консультация для родителей «Учимся, играя»

Алла Аверьясова
Консультация для родителей «Учимся, играя»

Игровая форма занятий является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы, в том числе и фонематического. Загадка – наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности, развития речи и фонематического восприятия. Поэтому она чаще всего используется воспитателями и логопедами.

Загадка помогает детям осваивать наряду с фонематическими и лексико-грамматические закономерности, и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек). С ее помощью дети быстрее и надежнее запоминают новые словоформы, устойчивые обороты, образные выражения, осваивают лексическую сочетаемость слов, легко подбирают слова, сходные по звучанию. Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит – интересным.

В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки: их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность появляется при нахождении слова-отгадки:

Куда бежит – сама не знает,

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнется у порога,

Что это? (Дорога).

При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто, с помощью актуализации слова-рифмы:

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит… (крокодил). Е. Серова

Такие игры-загадки получили название «Подскажи словечко». Они развивают у детей чувства ритма и языковое чутье, операции памяти, воображения, речеслухового внимания, обогащают и актуализируют лексикон.

В практике логопедической работы загадки «Подскажи словечко» подбираются с учетом лексических тем. Их содержание отвечает программным требованиям, принципам общей и специальной педагогики. Разнообразие видов игровых и дидактических упражнений создают положительную и стойкую мотивацию к преодолению имеющихся речевых нарушений и формируют основы общеучебных навыков.

Игры-загадки «Подскажи словечко» используются при различных видах языкового анализа и синтеза, для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений развития фонематических представлений, слухового восприятия и лексико-грамматического строя речи.

При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко» используются следующим образом. Детям дается задание: «Отгадайте загадки, а отгадки найдите у себя на карточках». Карточки выглядят так: на листе двойного картона наклеена картинка, под ней – прорезь. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают схему слогов в виде прерывистых линий. Например, читается загадка:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?. (Карандаш).

Предварительно ритмический рисунок слова-отгадки воспроизводится с помощью хлопков. Каждый ребенок находит на карточке изображение карандаша и в прорези под ним рисует схему: _ _ _.

Аналогичные карточки используются и для звукового анализа слов, рисуя кружочки и раскрашивая их в нужные цвета (гласный звук – красным, твердый согласный – синим, мягкий согласный – зеленым).

Для развития фонематического восприятия детям предлагаются различные логические упражнения, развивающие сознательное отношение к звуковому составу слов. Задания разнообразны:

- различение слов, близких по звуковому составу:

Сел в машину верный пес,

У него в чернилах … (лапа, шея, нос);

- подбор в рифму слов с определенным звуком:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (ушки).

(Предлагаются слова: ушки – лягушки – катушки – хрюшки – хлопушки – кукушки).

- поиск слов, отличающихся одним звуком:

Сладко спит в берлоге… МИШКА,

На столе с салатом … МИСКА;

- самостоятельное придумывание рифмы:

В этой молодице прячутся девицы:

Каждая сестрица для меньшей – темница.

Красные щечки, пестрые платочки,

Хлопают в ладошки веселые … (матрешки).

(Предлагаются слова: матрешки – кошки – ложки – мошки – ладошки – картошка – поварешка).

- анализ рифмованных слов: какое слово не подходит по смыслу? Почему? Какое слово должно стоять вместо него?

В лесу бежит от волка … ЧАЙКА,

Парит над океаном … ЗАЙКА;

- анализ слов, начинающихся с разных звуков:

Лиза пробовала …СУП,

Заболел у Лизы … ЗУБ;

- синтез звука и слова (упражнение «Превращалки»):

Если слово к букве «У» присоединяется,

Слово новое, другое сразу получается.

Буква «У» отметку КОЛ

Переделает в … УКОЛ.

А когда я строил ДАЧУ,

Принесла мне «У» …Удачу,

И теперь поселок ДАЧНЫЙ

Называется … УДАЧНЫЙ.

И. Лопухина

-анализ слов, содержащих преднамеренные ошибки (упражнение «Найди опечатки»):

Увидал я в клетке рысь,

Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»

На столе – большая пышка,

В норку тащит ее мОшка.

Стоит избушка у воды,

А из трубы струится дОм.

Такие игры-загадки сосредотачивают внимание детей на восприятие стихотворного текста, предупреждают его механическое повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память, активизируют весь спектр познавательных процессов.

Публикации по теме:

«Игры на логопедических занятиях» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Изучаем цвета
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Консультация для родителей «Учимся, играя»
Опубликовано: 29 января 2014 в 09:05
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...