Папки-передвижки

Консультация для родителей «Важна ли мелкая моторика в развитии ребёнка?»

Александра Цепок
Консультация для родителей «Важна ли мелкая моторика в развитии ребёнка?»

Своевременное развитие мелкой моторики рук у детей - это начало успешного полноценного развития малыша и становления его как личности.

Если ребенок, отправляясь в школу, уже умеет читать и может легко говорить, то это еще не является залогом успешного обучения. Ведь помимо этого ему придется много писать, рисовать, лепить и еще много чем заниматься в процессе обучения в школе. А успех в выполнении таких видов деятельности зависит от того, насколько совершенна тонкая координация кистей и пальчиков рук маленького школьника.

Публикация «Консультация для родителей „Важна ли мелкая моторика в развитии ребёнка?“» размещена в разделах

Поэтому родителям, начиная практически с рождения ребенка, необходимо развивать мелкую моторику рук малыша с помощью специальных упражнений и игр, через различные виды деятельности и организацию самообслуживания.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития

дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о

том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются

такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация,

воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда

вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы

писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой

моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,

внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики

должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу

нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно

выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки,

связанные с корой головного мозга.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые

важные для его будущего качества: речевые способности, внимание,

координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры

головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны

с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в

которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для

его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика,

координация движений ключевые понятия для периода раннего

дошкольного возраста.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с

развитием движении пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической

точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры

головного мозга занимает проекция кисти руки} расположенная очень близко

от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к

моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи»,

такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто

предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на

формирование и развитие речевой функции ребенка.

Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только

тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения

пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную

тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются

средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо

работать и родителям и педагогам. Очень важной частью являются

«пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как

в детском саду} так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи,

творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают

реальность окружающего мира – предметы, животных, людей их

деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя

движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается

ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание

на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных

историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих

рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»,

«влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется

каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная

область проекции для каждого пальца, необходимы движения и для

напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно

выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная

тренировка не дает эффекта.

Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как

средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать

осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.

Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание

приданной пальцам определенной позы, динамические (развитие

подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую,

расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую

непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает

у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта.

Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если

упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям

стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками,

любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со

взрослым "инсценируют" содержание прослушиваемого материала с

помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и

др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в

дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя

двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного

развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех

типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя

медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и

расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-

разгибателей.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения

должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие,

растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались

изолированные движения каждого из пальцев.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей:

младший возраст до трех-четырех лет - рекомендуемое время - от 3 до 5

минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день. Часть

упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя

за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их

включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут

способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения,

обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная

деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания,

которая также способствует развитию мелкой моторики:

- застёгивание и расстегивание пуговиц;

- всевозможные шнуровки;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозаикой;

- игры с конструктором;

- перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

Также это могут быть различные упражнения по лепке,

изобразительной деятельности, игры с бумагой.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с

тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий

зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного

аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно,

не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный

цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие

представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к

действительности, но формируются элементарные графические умения, столь

необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети

учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают

различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура

руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером,

мелом, акварельными красками, гуашью.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики

очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и

воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь -

учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст,

настроение, желание и возможности.

Публикации по теме:

Книжка-малышка из фетра для развития мелкой моторикиКнижка-малышка из фетра для развития мелкой моторики Хочу поделиться своей новой книгой из фетра. Эта книжка малышка для развития мелкой моторики. Мелкая моторика — совокупность скоординированных.

Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» 1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка? - Да - Затрудняюсь ответить - Нет 2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей «Мелкая моторика рук»Консультация для родителей «Мелкая моторика рук» Под термином мелкая моторика понимают - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук и уровень развития.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол - наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Мелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другомМелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другом В. М. Бехтерев «Пальцы помогают говорить» Учёные доказали тесную связь развития общей и мелкой моторики с развитием речи у детей, так как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Важна ли мелкая моторика в развитии ребёнка?»
Опубликовано: 10 марта 2020 в 20:02
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД