Лучший педагог года

Консультация для родителей «Экспериментирование как источник и средство познавательного развития детей»

Татьяна Наумова
Консультация для родителей «Экспериментирование как источник и средство познавательного развития детей»

Экспериментирование как источник и средство познавательного развития детей

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», Лев Семенович Выгодский.

Публикация «Консультация для родителей „Экспериментирование как источник и средство познавательного развития детей“» размещена в разделах

Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги. Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей невозможно без усвоения определенного объема знаний об окружающих предметах, природе, человеке и его месте в обществе.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

В работах многих педагогов говориться о предоставлении дошкольникам возможности приобретать знания самостоятельно, о необходимости их включения в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.

Психолог Поддъяков Н. Н. в качестве основного вида ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет экспериментирование, которое, является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Следуйте совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей. «Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников» Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность.

В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами обозначающие новые признаки, свойства, явления и объекта.

Применение данного метода предполагает возможность самостоятельной исследовательской деятельности и достижение конечного результата, расширение сведений детей об окружающем мире, формирование любознательности, способности к решению проблем. Этот метод предоставляет детям возможность приобретения разнообразного опыта в соответствии с их интересами и уровнем развития, воспитывает стремление к познавательной деятельности, развивает способность находить решения выявленных проблемных ситуаций.

В исследовательской деятельности применяем игровые методы: обучающие игры, игры поискового характера, познавательно-дидактические и состязательные игры.

Игры позволяют развивать самые разнообразные положительные качества и облегчать восприятие излагаемых исследовательских проблем и знаний.

Наблюдения показали, что занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Овладение навыками экспериментальной деятельности способствует развитию познавательной активности детей, помогает понять и осмыслить многообразный предметный мир.

Предлагаю вам варианты игр, которые просто организовать на любой кухне, их можно изменять – в зависимости от возраста малыша. При этом игры развивают у детей речевое и слуховое внимание, фонематическое восприятие, обогащают словарь детей эмоциональной лексикой, фантазию, память, мышление, ловкость, координацию движений, тренируют мелкую моторику.

«Покупки» Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания: В каких из этих предметов «живет» звук (Например, Р? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каРРРтошке или в капусте? В яблоках или пеРРРсиках? В аРРРбузе или дыне? В луке или огуРРРцах? Назови все, что НЕ надо будет готовить – варить или жарить. Что для тебя здесь самое вкусное? Что самое тяжелое (легкое, твердое (мягкое, гладкое (шероховатое?

«Загадки»

Загадки-описание. Например, «Он зеленый, с пупырышками». Если малыш затрудняется, продолжите «Я его положила в салат». До тех пор, пока он не отгадает. Логические загадки. Например, «Назови фрукт и овощ одинакового цвета» (апельсин и морковка, «Чем можно есть мясо, но нельзя есть суп?» (вилка).

«Цвет, форма, размер» Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.

«Раскладываем и пересчитываем» Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов. Предлагайте: «Посчитай столько-то ложек и вилок (по количеству членов семьи) и разложи их на столе с правой стороны от тарелок, а с левой клади салфетки».

Таким образом, экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Экспериментирование как источник и средство познавательного развития детей»
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 15:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД