Консультация для родителей «Этикет — наш друг и помощник»

Татьяна Васильевна Пиминова
Консультация для родителей «Этикет — наш друг и помощник»

«Этикет-

наш друг и помощник

Воспитатель Т. В. Пименова

Консультация для родителей

«Социальная роль – это

система норм и правил

поведения, ожидаемого от

человека, занимающего в

обществе определенное

положение» - Р. С. Немов.

Овладение социальной ролью является одним из основных компонентов процесса становления социального опыта. Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт, занимаясь разнообразной деятельностью, общаясь с людьми, выполняя различные социальные роли, усваивая модели поведения. Малыш-существо социальное с самого рождения. Вначале он имитирует поведение взрослых. На следующем этапе ребенок уже предвидит социальные ожидания окружающих и их реакцию на его действия в избранной роле: опрятного сына, культурного ребенка за столом и т. д. Одной из первых (ею ребенок овладевает на протяжении длительного времени)является роль культурного человека, принимающего пищу. Правильное исполнение этой роли придает уверенность, помогает не растеряться на торжественном банкете или праздничном приеме, дает возможность творчески применять свои знания и умения в нестандартных ситуациях. Кроме того, человек, умеющий вести себя за красивым столом, выглядит красивым и привлекательным, оставляет приятное впечатление о себе. Поведение человека во время приема пищи регулируется правилами столового этикета, поэтому для успешного овладения детьми роли культурного человека за столом мы организовали обучение этим правилам. Обучение правилам этикета предусмотрено и нашей программой Н. М. Крыловой «Д/сад- дом радости».Обучая детей правилам столового этикета, мы касаемся и вопросов развития мелкой моторики и координации частей тела ребенка. Уровень их развития имеет важное значение в формировании ручной умелости. К сожалению дома, им не всегда уделяют должное внимание, поэтому развитие мелкой моторики и координации движений частей тела часто не соответствует возрастным нормам. Обучение правилам столового этикета способствует более успешному усвоению действий предполагаемых социальной ролью культурного человека за столом. Обучение этикету (кроме развития мелкой моторики, способствует развитию у детей ориентирования в пространстве, таких понятий, как левая, правая (рука) (ложка, нож- правая рука, вилка -левая рука,аккуратности, эстетики, вежливости, уважения к окружающим. Каким же правилам этикета мы обучаем детей уже с 3-х летнего возраста? В настоящее время правила столового этикета стали общепринятыми формулами поведения во время приема пищи. Их можно разделить на несколько групп.

1. Как сидеть за столом. Нельзя с перекрещенными ногами качаться на стуле, ставить на стол локти, двигать стул всем весом своего тела, к столу вплотную не придвигаться, спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить.

2. Как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями. Столовыми приборами мы приучаем пользоваться детей в европейской манере: нож в правой руке, вилка– в левой, но если нет ножа, то вилку держат правой рукой. На тарелку они кладутся только тогда, когда в них нет необходимости. После еды относятся поочередно нож и вилку (держа их в правой руке за черенок, лезвием вниз перед собой, а левую руку держат за спиной. Ложку держат в правой руке пальцами, подносят ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот. По окончании еды ложку относят на стол няне, держа, как и вилку. По окончании еды относят на стол няне сначала ложку, нож, вилку, затем тарелку (Берут двумя руками за бока, пряча пальцы, когда выпьют чай или компот - убирают со стола сначала чашку (неся в правой руке за ручку, левую за спину, затем блюдце- 2-мя руками перед собой). Затем вытирают бумажной салфеткой рот, пальцы кладут ее (слегка скомкав) на тканевую салфетку. Затем тканевую салфетку складывают конвертиком и вытряхивают крошки в таз, а салфетку складывают в стопочку на столе. Убрав салфетку, дети говорят няне: «спасибо» или «все было очень вкусно» и т. д.

3. Как общаться за столом: говорить вполголоса, вежливо обращаться с просьбами «подайте, пожалуйста», «будьте добры», не говорить с полным ртом, не вступать в разговор, не закончит говорящий. Темы бесед могут быть различными, уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она сделана, откуда эти продукты появились и т. д. Если ребенок говорит слишком долго, прерывать его все равно не следует. Но при малейшей паузе взрослый должен обратиться к другому ребенку.

4. Что чем и как есть. Суп едят ложкой. Сосиску, блины, оладьи, арбуз, салаты, овощи, второе блюдо с гарниром, курицу, рыбу едят вилкой и ножом. Макароны, омлет, вареники, пельмени – только вилкой. Ягоды – десертной ложкой, крупную клубнику – вилкой. Виноград едят по виноградинке. Кожицу и зёрнышки сплёвывают в руку и кладут на край тарелки. Мандарины, апельсины очищают и едят дольками, Масло и джем на булку намазывают сами дети. Пирожки, печенье, пряники дети едят, держа их в левой руке, а правой рукой берут чашку с чаем запивать. С младшей группы мы учим детей как правильно и красиво сервировать стол (в этом помогает специальная схема накрывания на стол).

В России отношение к поведению за столом изменилось лишь со времён реформ Петра Первого. По его указу Российской академией наук была создана книга «Юности честное зеркало, или Показания к житейскому обхождению». Пётр стремился привить русскому народу европейскую культуру. Целая глава в книге к посвящена поведению за столом, большинство правил годится и сегодня.

Публикации по теме:

Планирование работы с родителями по теме «Экспериментальная деятельность дошкольника» Цель: Углубить знание родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром. Привлечь родителей к активному.

Родительское собрание «Роль этикета в воспитании детей» Родительское собрание «Роль этикета в воспитании детей». Форма проведения: КВН. Цель: показать родителям, что этическое воспитание одна из.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Насекомые и пауки
  • Этикет
Автор публикации:
Консультация для родителей «Этикет — наш друг и помощник»
Опубликовано: 25 октября 2013 в 19:32
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...