Получи документы

Консультация для родителей (законных представителей) «Причины недоразвития речи у детей с нарушением зрения»

Любовь Артеменко (Лезина)
Консультация для родителей (законных представителей) «Причины недоразвития речи у детей с нарушением зрения»

Речь ребенка с нарушениями зрения имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

Публикация «Консультация для родителей (законных представителей) „Причины недоразвития речи у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах

У детей, имеющих зрительную патологию наиболее типичны системные недоразвития речи, разнообразные по своей структуре, причем встречаются они значительно чаще, чем у их здоровых сверстников. Многие дети с нарушением зрения не понимают смысловую сторону слова, которая не соотносится с чувственным образом предмета, используют слова, усвоенные на чисто вербальной основе, они страдают эхолалией, отсутствием развернутых высказываний из-за недостатка зрительных впечатлений.

Уровень их спонтанной речи значительно ниже нормы по всем показателям: с позиций раскрытия темы — отражение лишь части предъявляемого материала; с позиции содержательности — фрагментарность, отражение в основном предметного содержания, отсутствие передачи динамики, неумение вычленить и проанализировать главные события в рассказе о своей жизни, трудности в соблюдении логичности.

Расстройство речи детей с нарушениями зрения является сложным дефектом, причем для большинства из них эти нарушения затрагивают не столько отдельные, сколько все или почти все компоненты речевой структуры как целостной системы. Преодоление расстройств речи у детей страдающих амблиопией, косоглазием, астигматизмом, и другими нарушениями зрения занимает достаточно долгое время и достигается с большим трудом. Это обусловлено сложной, часто сочетанной речевой патологией.

Зрение дает нам 85% информации. Это самый энергоемкий анализатор. Деятельность анализаторов наиболее успешно проявляется при их взаимодействии, это единая система. Каждый анализатор дополняя друг друга создает впечатление о целостности мира. Если выпадает один, то разрывается круг целостности.

Уже на первых этапах жизни человека его движения и действия осуществляются под контролем зрения. У детей с нарушениями зрения этот контроль нарушается. У них не происходит достаточного уточнения сигналов, поступающих от проприорецепторов, отмечается снижение кинестетической чувствительности, снижена возможность контролировать работу, положение и скорость перемещения рабочих органов, речедвигательного аппарата, оценивать расстояние и направление движения.

Важная роль в осуществлении речи принадлежит двигательному анализатору, деятельность которого обусловлена активностью речевых и неречевых мышц.

Речь развивается в процессе овладения языковыми и неязыковыми средствами общения. Своеобразие развития речи у детей с нарушениями зрения проявляется в отставании формирования речевых навыков, накоплении языковых средств и выразительных движений, обеднении мимики.

Причины могут быть следующие:

1. Ограничены визуальные возможности контроля за языковыми и не языковыми средствами общения.

2. Ограничены возможности подражательной деятельности.

Это особенно важно на начальных этапах развития речи, так как оно идет в значительной степени на основе рефлексов подражания.

При этом ребенок использует не только слух, но и зрение. Период активного гуления и лепета совпадает с развитием способности длительно фиксировать взор на артикуляции говорящего. Поэтому первыми у ребенка появляются гласные и губные звуки, которые он не только слышит, но и «видит».

Важную роль играет зрение в развитии начального понимания обращенной речи. Вначале понимание речи развивается на основе условного сочетательного рефлекса: ребенок в конкретной ситуации одновременно видит предмет и слышит его словесное обозначение.

Нарушения зрения влияют также на формирование звукопроизносительной стороны речи из-за нечеткости, неточности зрительного улавливания артикуляционных укладов, а следовательно, и несоответствии фонематического восприятия нужным артикуляционным укладам. Они длительное время неправильно произносят звуки, с трудом овладевают звуковым и звуко-буквенным анализом.

3. Уменьшение возможности развития двигательной сферы.

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к 5–6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.

Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действий.

Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц.

Движения рук связаны с мышечно-двигательными ощущениями, с восприятием самого движения кинестетически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения у него формируется зрительно-мышечный образ, представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия.

В самом начале формирования навыка зрительный контроль имеет наибольшее значение, формируется кинестетический образ движения и контроль переходит к самой действующей руке. По мере формирования двигательного навыка роль зрительного контроля снижается.

Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. По мере нарастания утомления движения детей становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими.

Моторика детей с нарушениями зрения отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму.

Мышечные возможности руки ребенка с нарушениями зрения требуют особой тренировки и коррекции Упражнения для кисти и пальцев позволяют коррегировать движения, воздействовать на все мышцы руки, тренировать мышечные усилия и точность двигательных реакций. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи, а также является «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, что позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений другой, то при наличии речевого дефекта у ребенка на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание. Коррекция звукопроизношения происходит значительно медленнее, если этот аспект работы выпадает из поля зрения логопеда.

4. Средовые условия воспитания и общения.

У детей с нарушениями зрения речевые нарушения встречаются в 2 раза чаще, чем у нормально видящих детей.

Дефекты зрения чаще всего усиливают влияние ведущих факторов, лежащих в основе патологии речи. Такую взаимообусловленность следует расценивать как синдром взаимного отягощения. Нельзя не учитывать тех общих заболеваний, которые лежат в основе как зрительной, так и речевой патологии или усиливают ту и другую. Это избирательное влияние токсикозов, внутриутробных патологических процессов, родовых травм, асфиксии, тяжелых соматических и инфекционных заболеваний. Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в осторожном, дифференцированном подходе.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для детей с нарушением зрения «Веселая карусель»Дидактическое пособие для детей с нарушением зрения «Веселая карусель» НАЗНАЧЕНИЕ:Данный материал рекомендован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с нарушением зрения, а также.

Конспект итогового занятия по развитию речи «Зимняя сказка» в подготовительной группе для детей с нарушением зрения Цели и задачи: Активизировать словарь по теме «Зима», обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; называть.

Консультация для родителей. Дизартрия. Причины. Симптомы. Коррекция и методы лечения Часто дети смешно коверкают и перекручивают слова! Однако, с течением времени, речь у ребёнка может не исправится. В последнее время дизартрия.

Консультация для родителей «Основные причины эмоционального неблагополучия детей» (средняя группа)Консультация для родителей «Основные причины эмоционального неблагополучия детей» (средняя группа) Посёлок Плесецк МБДОУ детский сад «Чебурашка», муз. рук. Фуртикова Л. В. Цель: Оказать помощь родителям в правильном подходе к эмоционально.

Консультация для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Причины детского дорожно-транспортного травматизма. • Неумение наблюдать. • Невнимательность. • Недостаточный.

НОД по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с нарушением зрения. Непосредственная образовательная деятельность по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с нарушением зрения. Воспитателя.

Особенности игровой деятельности детей с нарушением зрения Особенности игровой деятельности детей с нарушением зрения низкая заинтересованность в игре, в связи с неполным и неточным.

Пример согласия родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение обучающегося Я, ___ согласен (согласна) ФИО родителя (законного представителя) на психолого-педагогическое.

Проект «Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения» Проект Тема: Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения Участники проекта: Учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники группы,.

Экологический праздник в детском саду для детей с нарушением зренияЭкологический праздник в детском саду для детей с нарушением зрения У детей в нашем дошкольном учреждении не полное восприятие окружающего мира, т. к. они имеют различные нарушения зрения, которые влекут за.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей (законных представителей) «Причины недоразвития речи у детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 26 октября 2016 в 12:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД