МААМ-картинки

Консультация для родителей «Значение цвета в детских рисунках»

Елена Куриленко
Консультация для родителей «Значение цвета в детских рисунках»

Консультация для родителей

Значение цвета в детских рисунках

Отношения ребенка к цвету является объектом многочисленных исследований детских психологов. Большинство исследователей этой проблемы придерживаются того мнения, что ребенок обладает инстинктивным, врожденным чувством цвета. Но отношение ребенка к цвету и использование его в своем творчестве определяется также и социокультурным фактором. Например, деревенские дети имеют с цветом прямой контакт, в то время как их сверстники в большинстве современных городов лишены этого контакта и вынуждены «выдумывать» реки, растения, животных и пейзажи, которые они должны нарисовать. С другой стороны, городские дети в среднем более образованы в том смысле, что у них больше возможностей брать у взрослых уроки социальной жизни. Они чаще катаются на автомобилях, дома у них больше книг, журналов, а телефизор показывает больше программ, и к тому же они чаще окружены взрослыми, занимающимися интеллектуальной деятельностью. В целом быстрее учатся изображать то, о чем не имеют представления.

Публикация «Консультация для родителей „Значение цвета в детских рисунках“» размещена в разделах

Городские дети рисуют, как правило, высотные, многоэтажные дома серых или неярких цветов, в рисунках же деревенских детей чаще можно встретить яркие, разноцветные дома маленьких размеров. Небо в городе чаще всего мутное от пыли, дома и выхлопных газов, а голубой цвет неба «навязывают» детям родители и воспитатели.

По мере взросления ребенок начинает пользоваться большим количеством красок и оттенков. Проследите за тем, как он расходует цветные карандаши краски : часто применяемые карандаши укорачиваются быстрее, в то время как некоторыми красками он перестает пользоваться вовсе. Для лучшего стимулирования ребенка к рисованию, к использованию большего количества красок дарите ему наборы красок и карандашей всех цветов, причем делайте это с самого раннего возраста. Поощряйте его свободно сочетать цвета, узнавать и пробовать их. Говорите с ним о сочетании определенного цвета с предметом, который он собирается нарисовать. Большой выбор цвета позволит ребенку не только научиться различать вещи внешнего мира, но поможет более точно выразить свои чувства в рисунке.

Цвет в рисунках детей не имеет строго значения, но тем не менее можно выделить некоторые общие особенности. Например, если ребенок рисует оранжевого кота, а не коричневого или черного, это означает, что он просто развлекается, а не пытается сочетать цвет с рисуемым объектом, отражая объективную реальность, - то есть на данный момент сочетаемость цвета с объектом его может просто не интересовать.

Однажды на прием к психологу пришла взволнованная мама и принесла рисунок своей четырехлетней дочери. На рисунках животные, дома люди, были нарисованы красным цветом. Женщина рассказала, что в последнее время ее девочка рисует только красной краской, не желаю использовать другой цвет. Нормально ли это? Чаще всего в таком возрасте ребенок осваивает цветовую гамму, и поэтому применение одного цвета говорит о том, что малыш находится на стадии знакомства с одним цветом, ему нравится этот цвет, и он предпочитает его другим. Постепенно, осваивая другие цвета, ребенок будет использовать и их в своих рисунках.

Многие психологи утверждают, что каждый цвет несет в себе определенный символ страха, горя, гнева, любви, ненависти. В этой области были проделаны интересные исследования и эксперименты, но результаты оказались довольно спорными. Здесь тоже очень многое определяется социокультурными особенностями. Немногие, наверное, знают, что, например, в Китаю и Индии цветом траура и печали считается белый цвет, а во многих странах лиловый цвет является цветом любви и счастья. Так что, если ребенок окрашивает в черный цвет человеческую фигуру, это может означать, в зависимости от обстоятельств, агрессивность или страх, тоску или подавленность и т. д.

Поскольку здесь нет строго установленных правил, их может заменить ваше знание ребенка. Проследите, в частности, как он использует цвета : если с неохотой, то это может указывать на депрессию и меланхоличные настроения. Понаблюдайте, как ваш ребенок рисует, если он уравновешен или, напротив, неуравновешен: он может смешивать или не смешивать цвета, накладывать их друг на друга или активно пользоваться стирательной резинкой, соблюдать или не соблюдать очертания фигур и т. д. Если он испытывает чувства гнева, то скорее всего в его рисунках будет преобладать насыщенно красный, черный или другие темные цвета и оттенки.

Но для того чтобы точно знать о чувствах, которые заложены в рисунке вашего ребенка, вам необходимо следовать следующим рекомендациям.

1. Попросите его рассказать, с какими чувствами ассоциируются цвета его собственных рисунков. Когда ребенок раскрашивает рисунок, спросите, какой у этого предмета запах, горячий он или голодный, гладкий или шероховатый, прозрачный или непрозрачный, с чем его еще можно сравнить.

2. Отметьте соответствие между ответом ребенка и цветом нарисованного предмета, а затем вновь дайте ему задание, но на этот раз противоположное: нарисовать прозрачный (или блестящий, холодный, душистый и т. д.) предмет.

3. Обратите внимание на регулярность соответствия цветов. Как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в синий цвет, шероховатые – зеленый, душистые – в розовый, горячие – в красный и т. д.

4. Наконец, вы узнаете, с одной – с какими чувствами ассоциируется тот или иной цвет, а с другой стороны, вы научите его ещё лучше узнавать цвет и сможете наблюдать малыша, учитывая его душевное состояние.

Таким образом, только после вышеописанных процедур вы получите более ясное представление об основных значениях, приписываемых ребенком цвету, и сможете лучше понять, что он хочет выразить, рисуя картину.

Использованная литература

1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Литера, 1997.

2. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. - М. : Генезис, 2009.

3. Сертаков Н. М. Если ваш ребенок дерется… : Методическое пособие для родителей, педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 80с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о детских рисунках к 8 мартаФотоотчёт о детских рисунках к 8 марта Весной расцветают нарциссы, тюльпаны. Весной расцветают все женщины — мамы, И тёти, и сёстры, и бабушки тоже, Кто старше, кто младше,.

Фотоотчёт о детских рисунках старших дошкольников по теме «Полезные продукты для человека. Витамины»Фотоотчёт о детских рисунках старших дошкольников по теме «Полезные продукты для человека. Витамины» Цель:Формирование умений изображать фрукты в вазе по памяти. Задачи:Расширять знания о пользе фруктов для организма человека. Закреплять.

Конкурс. Консультация для родителей «Значение LEGO-конструирования» «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста" Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации.

Консультация для родителей и педагогов «Значение пальчиковой гимнастики» Пальчиковая гимнастика в детском саду и дома Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее.

Консультация для родителей «Книга и её значение в жизни ребёнка» Знакомство ребенка с книгой в моей группе начиналось с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки.

Консультация для родителей «Значение игры в жизни ребенка» Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве? Игра - это свободная деятельность.

Консультация для родителей «Значение лепки в жизни детей» «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые.

Консультация для родителей «Значение семейного досуга» Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьидолжна занять.

Консультация для родителей «Значение игрушки в жизни ребенка» В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимания. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания.

Консультация для родителей «Значение театра в жизни ребенка» Консультация для родителей «Значение театра в жизни ребенка» Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Значение цвета в детских рисунках»
Опубликовано: 31 мая 2018 в 11:58
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД