Консультация для родителей «Знакомство детей с русским народным творчеством»

Оксана Кубовская
Консультация для родителей «Знакомство детей с русским народным творчеством»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы -— значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. воспитать ребят в национальных традициях, обратившись к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей.

Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить детям эту радость, можно собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку русской избы.

Для изучения народного искусства можно создать комнату и назвать ее «Светелка-рукодельница». В «светелке» собрать образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки, разные виды народной вышивки. Здесь дети не только знакомятся с разнообразием народного искусства, но и получают специальные навыки и умения: расписывают игрушки по типу дымковской, лепят посуду, украшают ее орнаментом, шьют рукавички. Работами детей может быть оформлено помещение детского сада.

Традиционно раз в месяц в «Светелке» можно отмечать именины. На них обязательно пригласить родителей именинников. На столе — самовар, воздаются почести праздничному караваю. Ребята будут знать, как его резать, кому отдавать «зачин». Обязательно в этот день к малышам приходят любимые сказочные герои, проводятся веселые подвижные игры, пляски и хороводы. Детей подводят к пониманию того, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнают порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари. На примере всем показывают, что такое «братчина». Но самое главное, ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами — красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол».

Далее идет работа по изучению русского фольклора, народного искусства, а также по составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников.

Нужно соблюдать русские народные традиции и в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрать потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

Младших детей знакомят с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам и про Кота Воркота, и про гулей. Очень интересно ребятам познакомиться с малыми жанрами русского фольклора — пословицами, поговорками, загадками,

Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку — значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку — ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, а во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно было показать детям способы создания загадок, их виды и формы.

Ребят старшего возраста знакомят с русской народной лирической песней

Восприятие частушки доступно детям второй младшей группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение таких песенок — это для детей старшего возраста.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. На Святках они ходят со «звездой» — славят Христа, поздравляют соседей колядкой, встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну, закликают птиц. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей Игры — своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделают процесс игры более интересным и содержательным.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. Знакомить детей с народными инструментами начинать можно еще в младшей группе: показывать барабан, бубен, погремушку, колокольчик, ложки; играть на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомить с другими народными инструментами, такими как домра, арфа, дудка, гусли, балалайка, демонстрировать несколько видов русской гармоники, баян.

В русском фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, пьесы, а также кукольный театр.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Малышам рассказывают о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребят подводят к осмыслению понятия «народная игрушка». Старшие дети знакомились с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее мастерах.

Публикации по теме:

Возрождение народных традиций в детском саду.Возрождение народных традиций в детском саду. Ежегодно в канун Рождества мы гастролируем с детским коллективом «Топотушки», которым я руковожу вот уже 9 лет в микрорайоне города Вязники. Мы.

Жизнь, традиции и обряды Кубанских казаков Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Консультация для родителей «Знакомство детей с русским народным творчеством»
Опубликовано: 29 января 2014 в 07:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Трудовой десант»
Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей...
Стихотворение «Детскому альбому» П. И. Чайковского посвящается»
Это стихотворение уместно прочитать детям на начальном этапе знакомства с "Детским альбомом" П. И. Чайковского. Стихотворение. Посвящается «Детскому...
Сказка «Волшебный портфель Джинсик»
олшебный портфель Джинсик. На планете Знайка жил волшебный портфель Джинсик . Однажды вечером ему стало скучно и он прилетел на Землю. Джинсик заглянул в...
Мастер-класс совместной деятельности педагога и дошкольников над презентацией на тему...
Передо мной возникла проблема, как помочь детям больше узнать о природе своего родного края? Как донести до детей, что природа не только красива, но и...