Консультация для родителей «Знакомство детей с русским народным творчеством»

Оксана Кубовская
Консультация для родителей «Знакомство детей с русским народным творчеством»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы -— значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. воспитать ребят в национальных традициях, обратившись к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей.

Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить детям эту радость, можно собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку русской избы.

Для изучения народного искусства можно создать комнату и назвать ее «Светелка-рукодельница». В «светелке» собрать образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки, разные виды народной вышивки. Здесь дети не только знакомятся с разнообразием народного искусства, но и получают специальные навыки и умения: расписывают игрушки по типу дымковской, лепят посуду, украшают ее орнаментом, шьют рукавички. Работами детей может быть оформлено помещение детского сада.

Традиционно раз в месяц в «Светелке» можно отмечать именины. На них обязательно пригласить родителей именинников. На столе — самовар, воздаются почести праздничному караваю. Ребята будут знать, как его резать, кому отдавать «зачин». Обязательно в этот день к малышам приходят любимые сказочные герои, проводятся веселые подвижные игры, пляски и хороводы. Детей подводят к пониманию того, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнают порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари. На примере всем показывают, что такое «братчина». Но самое главное, ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами — красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол».

Далее идет работа по изучению русского фольклора, народного искусства, а также по составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников.

Нужно соблюдать русские народные традиции и в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрать потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

Младших детей знакомят с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам и про Кота Воркота, и про гулей. Очень интересно ребятам познакомиться с малыми жанрами русского фольклора — пословицами, поговорками, загадками,

Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку — значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку — ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, а во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно было показать детям способы создания загадок, их виды и формы.

Ребят старшего возраста знакомят с русской народной лирической песней

Восприятие частушки доступно детям второй младшей группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение таких песенок — это для детей старшего возраста.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. На Святках они ходят со «звездой» — славят Христа, поздравляют соседей колядкой, встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну, закликают птиц. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей Игры — своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделают процесс игры более интересным и содержательным.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. Знакомить детей с народными инструментами начинать можно еще в младшей группе: показывать барабан, бубен, погремушку, колокольчик, ложки; играть на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомить с другими народными инструментами, такими как домра, арфа, дудка, гусли, балалайка, демонстрировать несколько видов русской гармоники, баян.

В русском фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, пьесы, а также кукольный театр.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Малышам рассказывают о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребят подводят к осмыслению понятия «народная игрушка». Старшие дети знакомились с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее мастерах.

Публикации по теме:

Возрождение народных традиций в детском саду.Возрождение народных традиций в детском саду. Ежегодно в канун Рождества мы гастролируем с детским коллективом «Топотушки», которым я руковожу вот уже 9 лет в микрорайоне города Вязники. Мы.

Жизнь, традиции и обряды Кубанских казаков Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация для родителей «Знакомство детей с русским народным творчеством»
Опубликовано: 29 января 2014 в 07:06
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...