МААМ-картинки

Консультация для родителей «Знания через исследования»

Яна Гурова
Консультация для родителей «Знания через исследования»

Знания, полученные детьми в процессе организованной образовательной деятельности, необходимо закреплять в повседневной жизни. Многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с окружающим миром, и потому все виды деятельности направлены на формирование знаний об окружающей действительности, на которые ребёнок будет опираться в повседневной жизни. Одним из направлений в познавательной деятельности ребёнка является экспериментирование, где в первую очередь соблюдается принцип научности и доступности. Ребёнок познает мир в процессе любой своей деятельности.

Публикация «Консультация для родителей „Знания через исследования“» размещена в разделах

Но именно в познавательно-исследовательской деятельности он получает неоценимые знания, удовлетворяет своё любопытство (как, почему, зачем, находит и выделяет полноту ведущих признаков, связи между предметами и явлениями, что позволяет ему расширить свои знания, развивает его наблюдательность, имеющую определённую направленность, терпеливо всесторонне обследовать объект, видеть главное, существенное. Ребёнок по своей природе очень любознателен, его особенно интересует все новое и неизведанное, что нередко доставляет беспокойство взрослым. Его интересует всё, что окружает, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельно свои умозаключения.

И если взрослые не вникнут в суть подобных действий развивающего и познающего мир дошкольника, то он может невольно выглядеть «злоумышленником». И. П. Павлов указывал, что «характерной особенностью человека является чрезвычайное развитие ориентировочного рефлекса», на физиологической основе которого развивается любознательность.

В образовательном же процессе образовательных учреждений, например, занятия по ознакомлению с окружающим строятся по принципу рассказа воспитателя, излагающего систематизированные знания в той или иной сфере действительности, и вопросов к детям, направленных на закрепление знаний, где дети лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу в освоении способов упорядочения собственного опыта. Задача взрослых – помогать детям, накапливать жизненный опыт, но не стихийно, а целенаправленно, тем самым предвосхищая рождение экспериментов с отрицательными последствиями для ребёнка.

Академик Н. Н. Поддъяков сделал вывод, что экспериментирование в дошкольном возрасте является ведущим направлением в познавательном развитии ребёнка. Исследовательская деятельность положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на его эмоциональную сферу, развивает творческие способности, удовлетворяет его любопытство, приводит в определённую систему получаемые сведения об окружающем, делает восприятие того или иного предмета более полным, осмысленным, предоставляет возможность логически мыслить, обобщать. Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольника, то нужно создать условия для самостоятельной игры. Для этой цели нужно выделить специальные уголки исследования, где ребёнок, сможет найти различные картинки, фотографии, книги, вещества, пластилин, оборудование, напоминающее ему о той или иной теме. Помимо игровой деятельности нужно привлекать детей к проведению простых опытов, наблюдений. Важно, чтобы при проведении опытов ребёнок имел всё необходимое оборудование и принимал непосредственное участие в работах, а не являлся пассивным наблюдателем.

Например: Опыт «Как увидеть воздух?» Оборудование: банка с водой, стаканчик на каждого ребёнка.

Опыт 1. Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в банку с водой, обращая внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Выслушиваются гипотезы детей. Вывод: в стакане воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. Переворачиваем стакан вверх дном, но не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (ответы детей). Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. А теперь вы знаете, что в стакане был прозрачный, невидимый воздух. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции синтеза и анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Постоянно наблюдая за природой, соприкасаясь с ней и её загадочными явлениями, ребёнок (не без нашей помощи) узнаёт о её закономерностях, например: что день сменяется ночью, что на смену осени приходит зима, что одни деревья остаются зелёные, а на других листья сначала желтеют, а потом опадают. Всё это для ребёнка открытия. Наблюдения в природе бывают случайными и неожиданными, ведь каждый день в природе неповторим. В процессе наблюдений в природе следует формировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру; учить видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения, делиться полученными впечатлениями, отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности и применять знания на практике.

Учитывая, что умение думать непосредственно связано с развитием наблюдательности и внимания, важно прививать ребёнку умение смотреть и видеть, всматриваться и подмечать, открывать связи между отдельными явлениями.

Литература

1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения // Управление ДОУ. – 2004. – № 4. – С. 84-92.

2. Поддъяков Н. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения : об исследовательском поведении детей и не только детей. – М. : Российское психологическое общество, 1998. – 85 с.

3. Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. – М., 1998. – 128 с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Закрепляем знания по ПДД через игры, созданные руками детей»Фотоотчёт «Закрепляем знания по ПДД через игры, созданные руками детей» Проблема безопасности дорожного движения в настоящее время является одной из важнейших проблем. Особое значение в решении этой проблемы.

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание доброты через музыку» Нет абсолютно никакого сомнения в том, что рэп-музыка, тяжёлый рок, побуждает к насилию. Плохая музыка может действовать на слушателя, как.

Консультация для родителей и педагогов «Знакомство с оперой через сказки А. С. Пушкина»Консультация для родителей и педагогов «Знакомство с оперой через сказки А. С. Пушкина» Уважаемые коллеги, здравствуйте. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей и педагогов "Знакомство с оперой через сказки А. С. Пушкина".

Консультация для родителей младшей группы «В мир музыки через сказку» Консультация для родителей младшей группы «В мир музыки через сказку» Давайте на минуту представим, что из нашей жизни исчезла музыка. Сложно.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Консультация для родителей «Развиваем детей через театрализованную деятельность» Театр это искусство, которое близко и понятно детям. Так как в основе театра лежит игра. Театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка.

Консультация для родителей «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце,.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Знания через исследования»
Опубликовано: 18 июня 2021 в 11:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД