Папки-передвижки

Консультация для специалистов, воспитателей и родителей «Охрана зрения дошкольников»

Светлана Стариченкова
Консультация для специалистов, воспитателей и родителей «Охрана зрения дошкольников»

Консультация для воспитателей, специалистов и родителей

Охрана зрения дошкольников

Подготовили:

учитель - дефектолог

МБДОУ №7

Стариченкова С. В. ;

медсестры ортопедического

лечения.

Литература:

1. Аветисов Э. С, Ковалевский Е. И., Хватова А. В.

Руководство по детской офтальмологии. - М. : Медицина, 1987.-495 с.

Публикация «Консультация для специалистов, воспитателей и родителей „Охрана зрения дошкольников“» размещена в разделах

2. Гнеушева А. Н. Об охране зрения слабовидящих детей //

Дефектология №3, 2004 г.

3. Ковалевский Е. И. Профилактика слепоты и

слабовидения у детей. - М. : Медицина, 1991. - 224 с.

4. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М. : Полиграф - сервис, 1997.- 121 с.

5. Хватова А. В. Основные причины слепоты и слабовидения у детей и пути их профилактики // Профилактика слепоты и слабовидения у детей. - М., 1996. - с. З.

6. Воспитание слепых детей в семье. Библиотечка для

родителей / Под ред. В. А. Феоктистовой. - М. : Логос, 1993.-91с.

Каким бы низким ни было зрение у ребёнка, сохранить его, а в некоторых случаях и улучшить - важная задача, в решении которой большая роль принадлежит родителям.

Родители должны помнить, что чем раньше выявлен дефект зрения у ребёнка, начато лечение и приняты соответствующие педагогические меры, тем большего успеха можно достигнуть в его лечении, воспитании и обучении.

Некоторые врождённые изменения глаз (катаракта, глаукома, недоразвитие глазных яблок) могут быть установлены в первые дни жизни ребёнка, ещё в родильном доме. В последующие два месяца выявляются и другие формы врождённой зрительной патологии, а также злокачественная внутриглазовая опухоль - ретинобластома, которая представляет собой большую опасность не только для зрения ребёнка, но прежде всего для его жизни.

Примерно в возрасте одного года следует проверить, нет ли у ребёнка косоглазия, аномалии рефракции (дальнозоркости, близорукости, астигматизма) и других зрительных расстройств. Последующие осмотры проводятся в 3 - 4 года, затем перед поступлением в школу.

Периодически проверяют зрение у детей и в школьные годы.

Если у ребёнка выявлена та или иная зрительная патология, необходимо, чтобы он находился под наблюдением глазного врача. Таких детей следует регулярно показывать окулисту.

Сроки повторного осмотра устанавливает глазной врач.

Многие дети с глубоким поражением зрения нуждаются в специальном лечении, одни - для предупреждения прогрессирования заболевания и появления осложнений, другие - в целях улучшения зрения. Вопрос о длительности лечения в любом случае решается индивидуально. Родители должны вовремя показывать ребёнка глазному врачу и тщательно выполнять все его назначения и рекомендации.

В ряде случаев дети нуждаются в раннем хирургическом лечении. Так, полную врождённую катаракту желательно оперировать в один -два года, пока не развилась выраженная амблиопия - притупление зрения («амблюс» - тупой, «опсис» - зрение). Если у маленького ребёнка обнаружили врождённую глаукому, операцию следует сделать возможно раньше, так как только раннее оперативное вмешательство в этих случаях позволит сохранить зрение.

При некоторых заболеваниях глаз (частичная атрофия зрительных нервов, заболевания сетчатки, высокая осложнённая близорукость и т. д.) дети нуждаются в длительном и систематическом лечении. Им проводится не менее двух раз в год витаминотерапия, тканевая терапия, введение АТФ и др. Родители должны следить, чтобы назначенное лечение проводилось не от случая к случаю, а регулярно.

Нередко ребёнку с глазными заболеваниями назначают капли в глаза. Если ребёнок находился в семье, эту процедуру выполняют обычно родители или кто-нибудь из взрослых. Следует помнить, что пипетки для капель и глазные палочки для закладывания мази следует содержать в чистоте, иначе можно внести в глаз инфекцию. Пипетки и палочки время от времени следует кипятить в течение 10 мин. Хранить их рекомендуется в закрытой стеклянной банке. В том случае, если назначено несколько лекарств, для каждого из них должна быть отдельная пипетка.

При закапывании глазных капель следует посадить или положить ребёнка, оттянуть ватным томпоном нижнее веко и впустить из пипетки 1-2 капли не касаясь века кончиком пипетки. Особую осторожность следует соблюдать при закапывании раствора сернокислого атропина, который обычно назначается детям при подборе очков. При впускании этих капель необходимо в течение одной - двух минут крепко прижать пальцем внутренний край нижнего века. После закапывания обязательно вымыть руки. Флакон с раствором атропина следует хранить так, чтобы кто-нибудь по ошибке его не выпил или кто-нибудь из взрослых, особенно пожилых людей, не закапал себе в глаза.

Закапывание атропина при подборе очков детям (атропинизация) проводят обычно в течение четырёх и более дней. Следует иметь в виду, что после закапывания этих капель зрачки у ребёнка расширяются, появляется светобоязнь, зрение понижается. Особые затруднения он испытывает при чтении, письме, рассматривании близко расположенных предметов. Поэтому атропинизацию обычно стараются проводить в каникулы. Примерно спустя две недели после прекращения закапывания атропина зрачки сужаются, затуманивание зрения и резь в глазах исчезают.

В некоторых случаях улучшить остроту зрения удаётся с помощью очков. Очки обычно назначают при имеющихся в глазу оптических недостатках: близорукости, дальнозоркости, астигматизме. В очковой коррекции нуждаются и все дети с афакией, т. е. те дети, которым была проведена операция по поводу врождённой катаракты, был удалён мутный хрусталик. Таким детям вскоре после операции назначают очки (чаще плюс 10Д, а для работы на близком расстоянии - на ЗД больше. Таким образом, дети после удаления врождё нной катаракты нуждаются в двух парах очков: для дали и для близи. При других заболеваниях глаз (частичная атрофия зрительных нервов, пигментная дистрофия сетчатки и т. д.) очки могут быть назначены в том случае, если указанная зрительная патология сочетается с недостатками в оптической системе, - с близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом.

Как следует пользоваться очками, постоянно или периодически, для дали, или только для близи - решает глазной врач. В этом вопросе родители должны придерживаться только его рекомендации.

Если ребёнку назначили очки, большое значение имеет не только подобранные стёкла, но и оправа. Центры очков должны располагаться против центров зрачков. Оправа должна быть удобной, соответствовать размерам головы ребёнка, не давить на нос и уши. Для детей младшего возраста лучше приобретать очки с мягкими эластичными заушниками. Нельзя допускать, чтобы дети пользовались чужими очками. Если же очки окажутся неисправными: треснуло или поцарапалось стекло, сломался заушник, искривилась оправа, - их необходимо отдать в починку. На этот случай следует иметь запасную пару очков. Родители не только сами должны следить за состоянием очков, но и приучать ребё нка к бережному обращению с ними: регулярно протирать стёкла специальной салфеткой из фланели или замши, не класть очки стёклами вниз на поверхность стекла, для хранения очков иметь футляр. В тех случаях, когда обычные очки не помогают, прибегают к специальным средствам оптической коррекции. Простейшими из них являются лупы. Наиболее охотно при чтении и рассматривании картинок дети пользуются четырёхкратными лупами.

Иногда детям старшего возраста с остротой зрения не ниже 0,08 назначают телескопические очки, которые состоят из оптической системы, дающей увеличение до 1,8 раза. Телескопические очки при зрении двумя глазами предназначены только для дали. При ходьбе ими пользоваться нельзя, т. к. они сужают поле зрения. Чтение в телескопических очках возможно только одним глазом. При этом на лучший глаз, рабочий, дополнительно надевают насадку, а другой закрывают матовым стеклом. Подбор телескопических очков производится в специальных лабораториях при глазных лечебных учреждениях. Если ребёнку были назначены те или иные оптические средства, необходимо следить за тем, чтобы ребёнок правильно пользовался им и содержал в чистоте.

При некоторых состояниях глаз: при аномалии рефракции, осложнённых амблиопией, при афакии, которая, как правило, сопровождается амблиопией, - очень полезны специальные тренировочные упражнения. Таким детям назначают лечение засветами. Помимо аппаратного лечения им назначают специальные тренировочные упражнения в домашних условиях. Для этого с помощью наклейки выключают из акта зрения один (лучший) глаз. Наклейку можно сделать из двух - четырёх слоев марли, вырезанной в форме овала, размером 5x8 см, и прикрепить лейкопластырем к коже вокруг глаза. Повязку следует менять ежедневно. В качестве тренировочных упражнений ребёнку предлагается худшим глазом рассматривать предмет на таком расстоянии, на котором он может их распознать. Вначале следует показать ему яркие предметы, затем предметы, окрашенные в более бледные тона. В целях развития зрения полезно составлять фигуры из мозаики, раскрашивать красками или цветными карандашами рисунки. Величина предметов, предназначенных для рассматривания, и расстояние, с которого они различаются, должны быть подобраны так, чтобы занятия были сопряжены для ребёнка с определённым усилием для глаз. Следует иметь в виду, что эти упражнения не должны быть утомительными для детей. Не стоит заниматься, если ребёнок капризничает, чем-то расстроен, плохо себя чувствует. Упражнения должны быть для него интересными и занимательными. Поэтому характер занятий следует менять. Как часто должен заниматься ребёнок и какова продолжительность занятий, а также, какие упражнения следует ему делать, рекомендует врач. Проводя заклейку глаза и тренировочные занятия, необходимо периодически (не реже 1 раза в 2 недели) проверять зрение у глазного врача. Развитие зрения - длительный процесс, требующий от родителей терпения, настойчивости, выдержки. Лечение должно проводиться регулярно. При этом родителям следует заинтересовать детей в проводимых упражнениях, вселить в них надежду на успех в лечении.

В целях охраны остаточного зрения и зрения слабовидящих детей большое значение имеет создание благоприятных гигиенических условий как в д/у, где находится ребёнок, так и дома. Оптимальные условия внешней среды способствуют снижению утомления детей, повышают общую работоспособность, положительно влияют на развитие всего организма, на совершенствование всех органов и систем, в том числе и зрительной. Среди гигиенических мероприятий для детей с остаточным зрением особенно большое значение имеет создание рационального освещения. Свет является специфическим раздражителем для глаз, и основой зрительных ощущений. Лучшим видом освещения считается дневной свет. Он наиболее благоприятен для зрения. К тому же дневной свет оказывает благотворное влияние на физиологические процессы организма. Особенно нуждаются в дневном естественном освещении дети с недостатками зрения. Поэтому в помещении, где находится ребёнок, использование этого вида освещения должно быть максимальным. Стол, за которым занимается ребёнок, следует поставить у окна, чтобы свет падал с левой стороны. Естественное дневное освещение не является величиной постоянной. Она меняется в течение дня, зависит от времени года, состояния облачности. На уровень естественной освещённости оказывает большое влияние и ориентация окон. Ориентация окон на юг, юго-восток и восток обеспечивает более высокий уровень дневного освещения и даёт возможность более широкого использования солнечного света для аэрации помещения. В целях максимального проникновения солнечного света необходимо следить, чтобы на подоконниках не стояли высокие комнатные цветы, аквариумы и другие предметы, мешающие прохождению световых лучей. Не рекомендуется закрывать окна занавесками, особенно верхнюю их часть, через которую проникает наибольшее количество света. Для устранения слепящего действия света в ясный, солнечный день окна следует завешивать светлыми занавесками, расположенными по краям оконного проёма. Очень важно следить за чистотой застеклённой поверхности окон, так как загрязнённые, запылённые окна мешают проникновению солнечных лучей, снижая освещённость до 40%. Немалое влияние на уровень естественной освещённости оказывает также окраска потолка, стен, мебели. Для лучшего отражения света эти поверхности следует окрашивать в светлые тона: потолок, оконные проёмы - в оттенки жёлтого цвета, для мебели предпочтителен светло-зелёный цвет и цвет натурального дерева. При оформлении помещения, где большую часть времени проводит ребёнок, не следует увлекаться развешиванием на стенах ярких и пёстрых украшений, особенно на стене, находящейся напротив окна, которая в наибольшей степени отражает световые лучи. Если дневного света оказывается недостаточно (при наступлении сумерек, при большой облачности в пасмурный день, в дополнение к естественному прибегают к искусственному освещению. При этом смешанного освещения бояться не следует. Оно не вредно. При пользовании искусственным освещением необходимо стремиться, чтобы комната была хорошо освещена, особенно уголок, где играет ребёнок, или стол, за которым он читает, пишет, рассматривает картинки. В этих случаях, наряду с общим освещением, надо включать настольную лампу. Лампу мощностью в 60Вт следует располагать слева и несколько спереди, так, чтобы во время письма или рисования рука ребёнка не заслоняла падающий свет. Светильник должен быть заслонён абажуром, защищающим глаза от прямого света. Надо следить, чтобы свет от настольной лампы равномерно освещал рабочую поверхность стола. Для детей с остаточным зрением и многих слабовидящих, которые при выполнении зрительных работ вынуждены очень низко наклоняться, целесообразно использовать светильники на гибких подставках. Это даёт возможность изменять высоту стояния источника света от рабочей поверхности так, чтобы максимально осветить её и избежать затемнения тетради или книги из-за низкого наклона головы ребёнка. Иногда поверхность стола покрывают стеклом. Этого делать не следует, так как лучи света, отражённые от него, создавая излишний блеск, мешают зрению. Если стол имеет полированную поверхность, во время занятий её рекомендуется закрыть листом матовой бумаги.

В целях облегчения зрительного восприятия и уменьшения напряжения глаз необходимо следить, чтобы наглядные пособия, рисунки были контрастными и чёткими. Книги, напечатанные мелким шрифтом на бумаге низкого качества, не следует разрешать читать детям. Бумага, используемая для письма и рисования, не должна просвечивать и быть глянцевой. Писать на такой бумаге для глаз утомительно. Желательно, чтобы картинки, которые рассматривают дети, особенно младшего возраста, были без лишних деталей. Большое значение имеет их цветовое оформление. Цветовые изображения лучше воспринимаются. При этом лучшими считаются цвета, которые ближе к естественным. Большое значение для облегчения зрительной работы имеют и другие письменные принадлежности: карандаши, ручки. Рекомендуются карандаши с мягкими стержнями и ручки, дающие чёткий штрих.

В какой степени во время занятий использовать зрение, решает врач, учитывая характер заболевания глаз, состояние важнейших зрительных функций, течение патологического процесса. Только он может дать рекомендации, как использовать имеющееся зрение, - для кратковременного чтения и письма, рассматривания крупных предметов, или только для ориентации.

Большое значение для сохранения зрения и здоровья детей имеет соблюдение режима дня в целом. Организация чёткого режима является одним из условий нормального развития ребёнка. В чётком режиме нуждаются дети любого возраста. Однако при составлении режима дня необходимо учитывать не только возраст ребёнка, но и его индивидуальные особенности. Необходимо точно установить время сна, утреннего подъёма, приёма пищи, подготовки домашних заданий, пребывания на свежем воздухе и т. д.

Особое внимание в режиме дня детей следует уделять их физическому воспитанию. Физическая культура является решающим условием гармоничного развития детского организма и одним из основных средств предупреждения ряда заболеваний в детском возрасте. Для детей с глубокими нарушениями зрения физическое воспитание имеет большое корригирующее значение.

Оно является важным средством по преодолению ряда недостатков в их двигательной системе: способствует лучшей координации движений, увеличивает скорость и точность движений. Физическое воспитание детей должно включать утреннюю гимнастику, занятия физкультурой в школе, подвижные и спортивные игры. Очень полезны для детей походы за город, плавание, ходьба на лыжах. В вопросе физического воспитания детей родители должны быть активными организаторами.

Однако во всех случаях занятия физкультурой необходимо согласовывать с врачом-окулистом, так как при некоторых глазных заболеваниях (глаукома, высокая осложнённая близорукость, афакия, подвывих хрусталика, заболевания сетчатки и др.) противопоказаны упражнения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, подъёмом тяжестей, сотрясением тела, резкими прыжками и пр. Об этом родителям надлежит помнить также при привлечении детей к домашним работам, к работе на огороде, в саду.

В консультации лишь в самых общих чертах представлены основные рекомендации по охране зрения детей. В каждо/v конкретном случае мероприятия, направленные на охрану и развита зрения ребёнка, следует проводить после консультации с глазнь\1 врачом.

Публикации по теме:

«Охрана физического здоровья детей» (консультация для воспитателей) "Охрана физического здоровья детей" (консультация для воспитателей) Охрана и укрепление здоровья детей – приоритетное направление деятельности.

Использование трафаретов для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Консультация для родителей Развитие у детей с нарушениями зрения движений рук и глазных движений при выполнении различных предметно-практических заданий имеет свои.

КМО «Взаимодействие специалистов и воспитателей по реализации задач сенсорного развити дошкольников» (логопед) Видео Слайд 1 Не обязательно быть специалистом, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребёнка с самого маленького возраста имеют.

Консультация для воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия — как средство укрепления иммунитета» Стопотерапия считается одним из нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия. Она.

Консультация для воспитателей и родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Искусство, в частности музыка, является сильнейшим средством воздействия на душу человека, воспитания его чувств. Велика роль музыкального.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль воспитателя и родителей в экологическом воспитании дошкольников» Всё хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие родителей и детского сада в обучении дошкольников ПДД» Цель: Повысить уровень знаний родителей по обучению дорожного движения и профилактике детского дорожного травматизма. Профилактика детского.

Рекомендации для родителей «Охрана зрения ребенка» Все мы с детства знаем, что важно сохранять хорошее зрение на долгие годы. С помощью глаз человек воспринимает огромный поток информации.

Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ: «Логопедическое ассорти»Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ: «Логопедическое ассорти» Здравствуйте уважаемые коллеги! Вступление: Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный.

Советы для родителей. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения Сенсорное развитие занимает одно из ведущих мест в жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Именно оно является предпосылкой к развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для специалистов, воспитателей и родителей «Охрана зрения дошкольников»
Опубликовано: 25 октября 2017 в 12:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД