Консультация для воспитателей «Проблемы подготовки руки ребенка к письму»

Людмила Мамонова
Консультация для воспитателей «Проблемы подготовки руки ребенка к письму»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ПРОБЛЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ»

Провела воспитатель 1 кв. кат.

МАМОНОВА Л. А.

В школе, на первом этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточно сформировавшимися навыками зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, речи, зрительной памяти.

Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса и вызывает необходимость разработки методики, цель которой – подготовка руки к письму.

Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику, но развивать руку и готовить ее к обучению письму в школе нужно обязательно.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

В образовательном процессе ДОУ недостаточное внимание уделяется развитию у детей мелкой моторики. При достаточно высоком уровне интеллектуального развития и общей моторики наблюдается низкий уровень развития у детей мелкой моторики. Об этом пишет автор статьи «Развиваем сенсорику и мелкую моторику» Н. Кирпичникова, педагог-психолог ДОУ № 115 г. Тольятти. После анализа программы «Детство» они пришли к выводу: развитие мелкой моторики и сенсорной культуры не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах. У них возникла идея создания творческой группы, которая объединяла бы воспитателей, заинтересованных в решении проблемы, увлеченных идеей эксперимента. Прошел год работы, сравнивая результаты экспериментальной и контрольной подготовительных групп к школе, они поняли: да, эксперимент удался. В экспериментальной группе у 50 % детей зафиксирован уровень выше возрастной нормы, у остальных он соответствовал возрастной норме. Показатели в контрольной группе значительно ниже. Деятельность творческой группы продолжается.

Необходимость и значимость такой работы понимают большинство воспитателей, которые имеют практический опыт работы. В методической литературе и методических журналах представлен различный опыт работы, но он касается лишь отдельных сторон подготовки руки ребенка к письму.

Так, в статье «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников», авторы С. Прищепа, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, ИПК и ПРНО МО, Н. Попкова, инструктор по физической культуре, Т. Коняхина, заведующая ДОУ № 10 г. Дмитров, Московской области, представляют интересный опыт работы по использованию пальчиковых упражнений в своей работе. Разнообразные по содержанию упражнения педагоги распределили по возрастным группам, начиная с первой младшей группы. В средних и старших группах пальчиковую гимнастику включили во все режимные моменты. Пальчиковую гимнастику используют в своей работе и специалисты ДОУ: психолог, музыкальный руководитель, логопеды, инструктор по физической культуре и, конечно, воспитатели.

Журнал «Обруч» (2005, № 2) в статье «Самые маленькие в детском саду» дает пальчиковые игры и упражнения.

В журнале «Дошкольное воспитание» (2005, № 7) дан практический материал из опыта работы: пальчиковая гимнастика, упражнения для пальчиков, рисование пальчиками.

Журнал «Обруч» (2005, № 3) в статье «Как свои пять пальцев» представлен опыт работы с различным мелким материалом (бисер, камешки, зернышки, пуговицы., использование печатей, штампов, декоративного рисования, штриховка, работа с раскрасками. Цель: тренировка тонких движений пальцев рук у детей, способствующих развитию усидчивости, глазомера, памяти.

Журнал «Дошкольное воспитание» (2005, № 11) в статье «Родителям, сомневающимся в успехах своих детей» автор Л. Костарева под заголовком «Что мы знаем о своих руках» делится опытом работы как научить ребенка ориентировке на чистом листе бумаги. В приложении к статье даны упражнения для рук, пальчиков и туловища.

В журнале «Дошкольное воспитание (2005, № 9) в статье «О подготовке руки к письму» опытом работы делится учитель-дефектолог А. Чудакова ДОУ № 72 компенсирующего типа г. Москвы. Она предлагает работу в тетради по подготовке руки к письму со специально подобранными графическими упражнениями: штриховка, обвод контуров предметов, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др. Упражнения, которые позволяют развивать мелкую моторику и координацию движений руки. В специальную тетрадь входят 90 систематизированных по темам упражнений. Опыт свидетельствует: работа детей в предлагаемой тетради улучшила мелкую моторику и координацию руки и сделала этот процесс обучения занимательным и эффективным.

Заслуживает внимания статья «Веселые прописи» учителя-логопеда детского сада № 42 Е. Карельской в журналах «Дошкольное воспитание» (2000, № 2–4, 8) для старшей группы и подготовительной к школе группы – «Готовим руку к письму». Она дает графические упражнения в тетрадках в крупную клетку, упражнения распределены по темам, но не лексическим.

Еще более интересный материал представили воспитатель Е. Плутаева и П. Лосев, кандидат педагогических наук, доцент Государственного университета им В. П. Астафьева, г. Красноярск, из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет». Это 35 конспектов занятий, уже связанных с лексическими темами на год. Наряду с традиционными упражнениями для рук с различными мелкими предметами и пальчиковой гимнастикой предлагают работу в тетради по подготовке руки к письму – графические упражнения. По мнению авторов, этот материал можно использовать не только в логопедических группах детского сада, но и в обычных группах. Для закрепления приобретенных графических навыков предлагают давать задания на дом. Дети их должны выполнять вместе с родителями. (Журнал «Дошкольное воспитание» (2005, № 3, 5–6) МДОУ № 166.)

И наконец, последние публикации в журнале «Дошкольное воспитание» (2006, № 12) «О подготовке руки к письму». Это комплекс занятий, направленных на подготовку руки к письму – 29 конспектов для обычных групп ДОУ. Авторы публикаций – заведующая МДОУ № 63 «Росток» г. Подольска Московской области Л. Моисеева, Е. Рахманова, воспитатель высшей категории. Компьютерная графика Д. Вавиловой. В структуру занятий входят: самомассаж ладоней и пальцев рук; пальчиковая гимнастика; пальчиковые игры с предметами; подвижная игра; работа в прописях (задания в тетрадях в линейку, в клетку и на чистых листах бумаги). Все это опыт, не связанный единой системой работы по подготовке руки ребенка к письму, начиная с 2 до 7 лет. Это опыт отдельных творчески думающих и работающих людей, которым они делятся на страницах методических журналов.

Сейчас разные издательства выпускают много альбомов, тетрадей для механической тренировки руки к письму, но все они не связаны с работой учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп и обычных групп в ДОУ, не говоря о том, что они и не являются частью единой системы подготовки руки ребенка к письму по возрастному принципу. Поэтому проблема подготовки руки ребенка к письму сегодня остается актуальной.

Автор статьи «Гений рождается в сто лет» – Н. Мочалова, доктор педагогических наук, Центр образовательных технологий, Поволжское отделение РАО, г. Казань, высказывает свое мнение об основных проблемах развития и обучения дошкольников, в том числе и о проблеме рук ребенка. Проблемы развития дошкольника, по ее мнению заключаются в «слабых, нетренированных и негибких пальцах; неудовлетворительной координации движений; треморе (возрастном дрожании рук)». И она высказывает причины этого. (Журнал «Дошкольное воспитание» (2005, № 11, С. 92.)

В журнале «Обруч» (2005, № 3) в статье «Влево–вправо, вверх–вниз» автор отмечает, что современные дети совершают массу ошибок, связанных с недостаточным уровнем развития пространственного восприятия, внимания и мелкой моторики. Работая в тетрадках, они не могут выполнить команды: «отступить «вправо», «влево», «вверх», «вниз»». Автор делится своим опытом работы, предлагая упражнения и игры, которые помогут сформировать у детей умения ориентироваться на плоскости листа, у доски в школе. Кроме того, в статье дано содержание игр: «Муха», «Паучок».

Журнал «Дошкольное воспитание» (2005, № 4) предлагает игру «Космодром» с целью ориентировки в пространстве на разлинованном листе в клетку.

Автор статьи «Формирование готовности к овладению чтением и письмом. Проблемы и пути решения», А. Алексеева, старший преподаватель, ПГПУ им. С. М. Кирова, г. Псков, пишет: «. у 35 % дошкольников отмечались недостатки тонкой ручной (пальцевой) моторики, проявляющиеся как в нарушениях выполнения действий с предметами (невозможность выложить узор из мозаики по образцу, нанизать на нитку бусы, самостоятельно застегнуть пуговицы; сложности при укладывании спичек в коробок; нарушения при выполнении задания на вычерчивание вертикальных палочек в разлинованной тетради, так и при выполнении соединения пальцев: тест «кулак – ребро – ладонь», «игра на рояли» и др.»

И эта мысль звучит также и в журнале «Дошкольное воспитание» (2007, № 2). Значит, проблема подготовки руки ребенка к письму остается, и специалисты продолжают обращать на нее внимание.

Общезначимо мнение Т. И. Гризик, кандидата педагогических наук, которая в журнале «Ребенок в детском саду» (2006, № 1) в статье «Подготовка к обучению письму», пишет: «Анализ методик по подготовке обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учета возрастных особенностей дошкольников. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого».

В этом контексте представляет интерес статья «Рука развивает мозг», авторов Г. А. Любина и О. В. Желонкина, о периоде развития ребенка от 0 до 6 лет. Авторы дают краткое описание «ступенек» развития руки и мозга, психомоторики, сопроводив его рекомендациями, какие игры и упражнения наиболее полезны для каждой из этих возрастных групп. (Журнал «Ребенок в детском саду» (2003, № 4–6; 2004, № 1).

Эпиграфом к этой статье стало высказывание И. Канта «Рука – это вышедший наружу мозг человека».

Публикации по теме:

Презентация «Графические ошибки в письменной речи детей 6–7 лет» На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное.

Развитие графических навыков письма у дошкольников Развитие графических навыков письма у дошкольников На первом этапе обучения в школе дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Осень
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Проблемы подготовки руки ребенка к письму»
Опубликовано: 13 января 2014 в 19:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...