МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Проблемы подготовки руки ребенка к письму»

Людмила Мамонова
Консультация для воспитателей «Проблемы подготовки руки ребенка к письму»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ПРОБЛЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ»

Провела воспитатель 1 кв. кат.

МАМОНОВА Л. А.

В школе, на первом этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом : быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Публикация «Консультация для воспитателей „Проблемы подготовки руки ребенка к письму“» размещена в разделах

Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточно сформировавшимися навыками зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, речи, зрительной памяти.

Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса и вызывает необходимость разработки методики, цель которой – подготовка руки к письму.

Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику, но развивать руку и готовить ее к обучению письму в школе нужно обязательно.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

В образовательном процессе ДОУ недостаточное внимание уделяется развитию у детей мелкой моторики. При достаточно высоком уровне интеллектуального развития и общей моторики наблюдается низкий уровень развития у детей мелкой моторики. Об этом пишет автор статьи «Развиваем сенсорику и мелкую моторику» Н. Кирпичникова, педагог-психолог ДОУ № 115 г. Тольятти. После анализа программы «Детство» они пришли к выводу: развитие мелкой моторики и сенсорной культуры не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах. У них возникла идея создания творческой группы, которая объединяла бы воспитателей, заинтересованных в решении проблемы, увлеченных идеей эксперимента. Прошел год работы, сравнивая результаты экспериментальной и контрольной подготовительных групп к школе, они поняли: да, эксперимент удался. В экспериментальной группе у 50 % детей зафиксирован уровень выше возрастной нормы, у остальных он соответствовал возрастной норме. Показатели в контрольной группе значительно ниже. Деятельность творческой группы продолжается.

Необходимость и значимость такой работы понимают большинство воспитателей, которые имеют практический опыт работы. В методической литературе и методических журналах представлен различный опыт работы, но он касается лишь отдельных сторон подготовки руки ребенка к письму.

Так, в статье «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников», авторы С. Прищепа, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, ИПК и ПРНО МО, Н. Попкова, инструктор по физической культуре, Т. Коняхина, заведующая ДОУ № 10 г. Дмитров, Московской области, представляют интересный опыт работы по использованию пальчиковых упражнений в своей работе. Разнообразные по содержанию упражнения педагоги распределили по возрастным группам, начиная с первой младшей группы. В средних и старших группах пальчиковую гимнастику включили во все режимные моменты. Пальчиковую гимнастику используют в своей работе и специалисты ДОУ: психолог, музыкальный руководитель, логопеды, инструктор по физической культуре и, конечно, воспитатели.

Журнал «Обруч» (2005, № 2) в статье «Самые маленькие в детском саду» дает пальчиковые игры и упражнения.

В журнале «Дошкольное воспитание» (2005, № 7) дан практический материал из опыта работы: пальчиковая гимнастика, упражнения для пальчиков, рисование пальчиками.

Журнал «Обруч» (2005, № 3) в статье «Как свои пять пальцев» представлен опыт работы с различным мелким материалом (бисер, камешки, зернышки, пуговицы., использование печатей, штампов, декоративного рисования, штриховка, работа с раскрасками. Цель: тренировка тонких движений пальцев рук у детей, способствующих развитию усидчивости, глазомера, памяти.

Журнал «Дошкольное воспитание» (2005, № 11) в статье «Родителям, сомневающимся в успехах своих детей» автор Л. Костарева под заголовком «Что мы знаем о своих руках» делится опытом работы как научить ребенка ориентировке на чистом листе бумаги. В приложении к статье даны упражнения для рук, пальчиков и туловища.

В журнале «Дошкольное воспитание (2005, № 9) в статье «О подготовке руки к письму» опытом работы делится учитель-дефектолог А. Чудакова ДОУ № 72 компенсирующего типа г. Москвы. Она предлагает работу в тетради по подготовке руки к письму со специально подобранными графическими упражнениями: штриховка, обвод контуров предметов, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др. Упражнения, которые позволяют развивать мелкую моторику и координацию движений руки. В специальную тетрадь входят 90 систематизированных по темам упражнений. Опыт свидетельствует: работа детей в предлагаемой тетради улучшила мелкую моторику и координацию руки и сделала этот процесс обучения занимательным и эффективным.

Заслуживает внимания статья «Веселые прописи» учителя-логопеда детского сада № 42 Е. Карельской в журналах «Дошкольное воспитание» (2000, № 2–4, 8) для старшей группы и подготовительной к школе группы – «Готовим руку к письму». Она дает графические упражнения в тетрадках в крупную клетку, упражнения распределены по темам, но не лексическим.

Еще более интересный материал представили воспитатель Е. Плутаева и П. Лосев, кандидат педагогических наук, доцент Государственного университета им В. П. Астафьева, г. Красноярск, из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет». Это 35 конспектов занятий, уже связанных с лексическими темами на год. Наряду с традиционными упражнениями для рук с различными мелкими предметами и пальчиковой гимнастикой предлагают работу в тетради по подготовке руки к письму – графические упражнения. По мнению авторов, этот материал можно использовать не только в логопедических группах детского сада, но и в обычных группах. Для закрепления приобретенных графических навыков предлагают давать задания на дом. Дети их должны выполнять вместе с родителями. (Журнал «Дошкольное воспитание» (2005, № 3, 5–6) МДОУ № 166.)

И наконец, последние публикации в журнале «Дошкольное воспитание» (2006, № 12) «О подготовке руки к письму». Это комплекс занятий, направленных на подготовку руки к письму – 29 конспектов для обычных групп ДОУ. Авторы публикаций – заведующая МДОУ № 63 «Росток» г. Подольска Московской области Л. Моисеева, Е. Рахманова, воспитатель высшей категории. Компьютерная графика Д. Вавиловой. В структуру занятий входят: самомассаж ладоней и пальцев рук; пальчиковая гимнастика; пальчиковые игры с предметами; подвижная игра; работа в прописях (задания в тетрадях в линейку, в клетку и на чистых листах бумаги). Все это опыт, не связанный единой системой работы по подготовке руки ребенка к письму, начиная с 2 до 7 лет. Это опыт отдельных творчески думающих и работающих людей, которым они делятся на страницах методических журналов.

Сейчас разные издательства выпускают много альбомов, тетрадей для механической тренировки руки к письму, но все они не связаны с работой учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп и обычных групп в ДОУ, не говоря о том, что они и не являются частью единой системы подготовки руки ребенка к письму по возрастному принципу. Поэтому проблема подготовки руки ребенка к письму сегодня остается актуальной.

Автор статьи «Гений рождается в сто лет» – Н. Мочалова, доктор педагогических наук, Центр образовательных технологий, Поволжское отделение РАО, г. Казань, высказывает свое мнение об основных проблемах развития и обучения дошкольников, в том числе и о проблеме рук ребенка. Проблемы развития дошкольника, по ее мнению заключаются в «слабых, нетренированных и негибких пальцах; неудовлетворительной координации движений; треморе (возрастном дрожании рук)». И она высказывает причины этого. (Журнал «Дошкольное воспитание» (2005, № 11, С. 92.)

В журнале «Обруч» (2005, № 3) в статье «Влево–вправо, вверх–вниз» автор отмечает, что современные дети совершают массу ошибок, связанных с недостаточным уровнем развития пространственного восприятия, внимания и мелкой моторики. Работая в тетрадках, они не могут выполнить команды: «отступить «вправо», «влево», «вверх», «вниз»». Автор делится своим опытом работы, предлагая упражнения и игры, которые помогут сформировать у детей умения ориентироваться на плоскости листа, у доски в школе. Кроме того, в статье дано содержание игр: «Муха», «Паучок».

Журнал «Дошкольное воспитание» (2005, № 4) предлагает игру «Космодром» с целью ориентировки в пространстве на разлинованном листе в клетку.

Автор статьи «Формирование готовности к овладению чтением и письмом. Проблемы и пути решения», А. Алексеева, старший преподаватель, ПГПУ им. С. М. Кирова, г. Псков, пишет: «. у 35 % дошкольников отмечались недостатки тонкой ручной (пальцевой) моторики, проявляющиеся как в нарушениях выполнения действий с предметами (невозможность выложить узор из мозаики по образцу, нанизать на нитку бусы, самостоятельно застегнуть пуговицы; сложности при укладывании спичек в коробок; нарушения при выполнении задания на вычерчивание вертикальных палочек в разлинованной тетради, так и при выполнении соединения пальцев: тест «кулак – ребро – ладонь», «игра на рояли» и др.»

И эта мысль звучит также и в журнале «Дошкольное воспитание» (2007, № 2). Значит, проблема подготовки руки ребенка к письму остается, и специалисты продолжают обращать на нее внимание.

Общезначимо мнение Т. И. Гризик, кандидата педагогических наук, которая в журнале «Ребенок в детском саду» (2006, № 1) в статье «Подготовка к обучению письму», пишет: «Анализ методик по подготовке обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учета возрастных особенностей дошкольников. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого».

В этом контексте представляет интерес статья «Рука развивает мозг», авторов Г. А. Любина и О. В. Желонкина, о периоде развития ребенка от 0 до 6 лет. Авторы дают краткое описание «ступенек» развития руки и мозга, психомоторики, сопроводив его рекомендациями, какие игры и упражнения наиболее полезны для каждой из этих возрастных групп. (Журнал «Ребенок в детском саду» (2003, № 4–6; 2004, № 1).

Эпиграфом к этой статье стало высказывание И. Канта «Рука – это вышедший наружу мозг человека».

Публикации по теме:

Презентация «Графические ошибки в письменной речи детей 6–7 лет» На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное.

Развитие графических навыков письма у дошкольников Развитие графических навыков письма у дошкольников На первом этапе обучения в школе дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Проблемы подготовки руки ребенка к письму»
Опубликовано: 13 января 2014 в 19:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД