Методика ознакомления дошкольников с изобразительным искусством и обучение их декоративному рисованию

Снежанна Костина
Методика ознакомления дошкольников с изобразительным искусством и обучение их декоративному рисованию

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Методика ознакомления дошкольников с изобразительным искусством и обучение их декоративному

рисованию»

Воспитатель: Костина С. А.

Во второй младшей группе у детей начинают формировать интерес к изобразительному искусству. Их учат замечать яркость цветовых образов в картинке, иллюстрации, народной игрушке (дымковской, филимоновской).

На Нод по рисованию, лепке, аппликации широко используются произведения изобразительного искусства. На первом этапе малыши только рассматривают предметы, иллюстрации, затем они овладевают умением выделять средства выразительности. Педагог показывает, как художник изобразил цветущий луг, падающий снег; помогает воспитанникам увидеть форму предметов. Дети рассказывают, что изображено, называют средства выразительности (мышка бежит, колобок поет, медведь слушает,). некоторые из них пытаются сами использовать эти средства в рисунке, лепке, аппликации.

Для таких Нод необходимо подбирать иллюстрации, на которых персонаж изображен крупным планом, а изобразительные средства доступны восприятию детей 4-го года жизни. Это даст ему возможность не спеша поговорить с воспитанниками, выяснить, что привлекает их внимание, нравится.

Воспитатель демонстрирует ярких, красочных зайчиков, медведей, собачек, петушков (дымковская игрушка). Важно, чтобы дети увидели красоту народной игрушки, ее яркость, выразительность.

Рассматривание организуется таким образом, чтобы ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения.

В средней группе, продолжая знакомить детей с книжной иллюстрацией, с народным декоративно-прикладным искусством, со скульптурой малых форм, воспитатель развивает интерес к произведениям изобразительного искусства, эмоциональную отзывчивость.

Иллюстрации дети рассматривают вместе с педагогом на Нод по развитию речи, по рисованию, лепке и аппликации, а также в самостоятельной художественной деятельности. В рисунках художников дошкольники находят знакомые им персонажи, отображение описанных в книге событий; рассказы об увиденном. Воспитатель учит детей выделять некоторые изобразительные средства: сочетание красок, выразительность формы, детали костюма и пр. в течение года детей надо познакомить с народной игрушкой (дымковской, филимоновской, с керамическими изделиями. Педагог должен вызвать у воспитанников интерес к этим произведениям, научить рассматривать их.

После рассматривания дети лепят по типу народных игрушек птиц, животных; учатся составлять узоры, используя точки, мазки, разной величины кружки, кольца по образцу дымковской, филимоновской игрушек.

В старшей группе знакомству дошкольников с разными видами изобразительного искусства: народным декоративно-прикладным искусством, скульптурой, живописью, графикой отводится в месяц 1 занятие по изобразительному искусству.

На одном занятии следует давать только 1 из видов изобразительного искусства. Например, знакомя детей с дымковской игрушкой, можно показать несколько предметов разного содержания (куклу, козлика, индюка и др., чтобы дать ребенку представление о том, какие дымковские игрушки, кого они изображают, что все предметы яркие, расписные. Как дополнительный материал воспитатель использует 2-3 иллюстрации, цветные фотографии с изображением дымковских игрушек или набор открыток.

Все это позволит при небольшом количестве образцов, имеющихся в детском саду, показать разнообразие, красоту изделий народного творчества данного вида.

Можно провести Нод в виде «экскурсии в музей». Выставка организуется в группе или зале. Дети, переходя от одной группы игрушек к другой, рассматривают «экспонаты», рассказывают о них.

Рассказ воспитателя может звучать в начале или же в конце, когда он обобщает высказывания детей.

Показывая красоту народных игрушек, педагог воспитывает у детей уважение к народным мастерам, гордость за свой народ, формирует чувство любви к Родине. На занятиях по декоративному рисованию важно показать на нескольких игрушках варианты композиции узора, его элементов, подбора цветов, а затем объяснить, как это передать в рисунке. Использование натуральных изделий позволит отказаться от образца воспитателя.

Детей надо познакомить со скульптурой, выполненной из разных материалов (фарфора, дерева, чугуна, стекла и др., рассказать о том, что эти произведения искусства создают скульпторы.

В старшей группе продолжают знакомить с творчеством художников- иллюстраторов детской книги: Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Лебедева, А. Пахомова, Е. Чарушина. После чтения художественного произведения педагог организует рассматривание иллюстраций, рассказывает, как художник изобразил персонажей, какие средства выразительности использовал. Каждый художник имеет свой оригинальный почерк, свое видение окружающего мира, свое понимание образа. На данном этапе важно показать детям творческую манеру разных мастеров. Так, при знакомстве с иллюстрациями Ю. А. Васнецова надо, чтобы дети увидели, как он создает сказочные образы, сочетая реальность и фантастику. Можно рассмотреть в сравнении иллюстрации художников Ю. Васнецова и В. Лебедева к одному произведению.

Необходимо, чтобы дети имели возможность знакомиться с иллюстрациями и в свободное время. Если при первом рассматривании ребенок видит только главного персонажа, то, возвращаясь к иллюстрации, он замечает массу деталей. Однако на художественные особенности дети без помощи взрослого могут и не обратить внимание. Надо показать им, какие средства использовал Е. Рачев, чтобы изобразить зайца печальным, а лису злой, как он передал испуг петуха, попавшего в лапы лисе, и как совершенно по-другому изображает животных Е. Чарушин. Если Ю. Васнецов и Е. Рачев изображали сказочных героев, то Е. Чарушин рассказывал о реальных детенышах лесных зверей: большеголовых, неуклюжих, пушистых. В конце года можно организовать выставку из знакомых и новых для них иллюстраций художника, разместив ее в групповой комнате. Это повысит интерес дошкольников к творчеству художников-иллюстраторов.

Начиная со старшей группы детей знакомят с произведениями живописи (картинами и репродукциями картин и русских и советских художников): портретом, пейзажем.

Педагог учит их видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года) многокрасочность осени золотой, прозрачность весны). Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но и чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть). В ходе рассматривания педагог рассказывает о средствах выразительности. Например, как художник расположил деревья, чтобы все поняли, что лес дремучий, деревья старые. («Утро в сосновом бору» И. Шишкина).

Можно организовать рассматривание 2-3 картин разных художников с изображением одного и того же времени года, чтобы дети учились находить сходство и различие в их творческой манере.

Целесообразно периодически в группе устраивать небольшие выставки,с применением музыки, репродукций на темы «Портреты», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

В подготовительной к школе группе продолжается работа по формированию у детей представлений о разных видах искусства. Педагог учит воспитанников эмоционально откликаться на художественный образ, выделять средства выразительности, которые используют художники, скульпторы, народные мастера.

На данном этапе детей необходимо более глубоко знакомить с 2-3 видами народных промыслов, воспитывать умение сравнивать виды, находя сходство и различие.

Каждый вид народной игрушки по-своему необычен, в нем много шутки, юмора. Важно показать, что народные мастера с любовью создавали эти образы. Воспитатель учит детей видеть, какими средствами художник передает характер образа.

1-2 Нод в год следует целиком посвятить знакомству с народной игрушкой (дымковской, каргопольской, филимоновской и др.). это может быть рассматривание одного из народных промыслов и беседа о них. Можно использовать открытки, диапозитивы, диафильмы. Воспитатель рассказывает детям о промысле.

На Нод по лепке целесообразно предложить детям задание выполнить такие же игрушки, на занятиях по декоративному рисованию или в самостоятельной художественной деятельности — украсить их.

В конце года можно провести беседу по 2-3 видам народной игрушки, один из которых дается впервые. В ходе занятия используются загадки, которые помогают ребенку лучше понять образ.

В этой группе целесообразно периодически организовывать выставки в изобразительном уголке.

Если есть возможность, хорошо провести экскурсию на выставку народной игрушки, встретиться с одним из мастеров.

У взрослых дошкольников расширяют представления о скульптуре малых форм. Ознакомлению со скульптурой целиком посвящают 2-3 занятия в течение года. Кроме того, периодически скульптура рассматривается на занятиях по лепке. Закрепляются представления, что скульптуру создает скульптор, что мастер выполняет ее из разных материалов: фарфора, кости, дерева, металла и стекла. Каждый материал по-своему помогает выявить особенности образа.

Важно ребенка научить видеть скульптуру со всех сторон, выделять средства при помощи которых мастер передает позу, движение, настроение. В ходе рассматривания воспитатель может задать детям вопросы: «Как вы догадались, что скульптор создал сказочный образ»

Актуален тактильный способ обследования, чтобы почувствовать объем, выделить части, мелкие детали; рассмотреть фактуру поверхности. Полученные знания он использует при выполнении работ по лепке, создавая образы человека, птиц, животных.

В ходе этих занятий у ребенка закрепляются знания о том, как художник добивается создания выразительного образа, используя цвет, форму, композицию. Например, знакомя с творчеством В. М. Конашевича, педагог рассматривает с ними иллюстрации к произведениям К. Чуковского «Тараканище», «Чудо-дерево», С. Маршака «Пожар» и, конечно сказкам А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»).

И в этой группе целесообразен прием сравнения иллюстраций, выполненных разными художниками. Он дает возможность показать детям различие в манере исполнения рисунка, употреблении средств выразительности.

Продолжая знакомство дошкольников с произведениями живописи, детям демонстрируют картины, изображающие природу в разное время года: «Золотая осень» И. И. Левитана, И. О. Остроухова, «Первый снег» А. А. Пластова, «Мартовское солнце» К. Ф. Юона, «Февральская лазурь» И. Э. Грабаря, «Голубая весна» В. Н. Бакшеева и др. путем сравнения нужно показать, как по-своему передают разные художники колорит осени, зимы, пробуждение весны.

Дети рассматривают 2-3 репродукции картин на занятии, после чего воспитатель рассказывает об их содержании, изобразительных средствах. На таких занятиях могут читаться стихотворения, звучать музыка. Это создает определенный эмоциональный настрой.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Деятельность старшего воспитателя в работе с воспитателями по ознакомлению с изобразительным искусством (живопись) часть IIДеятельность старшего воспитателя в работе с воспитателями по ознакомлению с изобразительным искусством (живопись) часть II часть 1 Консультация для воспитателей ДОУ «Деятельность старшего воспитателя в работе с воспитателями ДОУ по ознакомлению с изобразительным.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Наша армия
Автор публикации:
Методика ознакомления дошкольников с изобразительным искусством и обучение их декоративному рисованию
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 19:14
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....