МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

Елена Голингреин
Консультация для воспитателей «Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Составлена по источникам: Смирнова Е. О. Психология ребенка.

Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова

Составила воспитатель 2кв. категории Голингреин Е. Г.

Публикация «Консультация для воспитателей „Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Перестройка нашего общества, обусловленная переходом к рыночным отношениям, привела не только к экономическим и политическим изменениям, но и к изменению моральных норм поведения людей и особенно молодежи. Педагоги и родители отмечают, что у детей и подростков нарастает асоциальная направленность. Они стали более тревожными и агрессивными. Агрессивные наклонности наблюдаются даже у детей дошкольного возраста. Агрессия рассматривается как специфическая форма поведения, в которой выражается негативное отношение или преднамеренное нанесение вреда другому лицу. Она формируется и проявляется под влиянием ряда факторов — наследственность, воспитание в семье, окружающая среда и др. Общим фактором значительного роста агрессивного поведения в современном мире является повышение напряженности, ухудшение отношений между людьми. Агрессивность в мире нарастает как снежный ком. В результате зло накапливается, усиливается, уничтожает людей. Дети втягиваются в этот страшный круговорот еще с пеленок, перенимают манеру агрессивного поведения еще до того как учатся говорить. Ежедневная жизнь постоянно демонстрирует модели агрессивного поведения в семье, окружающей действительности, средствах массовой информации. Существует несколько теорий, объясняющих вспышки агрессивности.

ПЕРВАЯ исходит из того, что агрессивное поведение дано человеку от природы. Так он защищается от своих врагов и выживает.

ВТОРАЯ считает агрессию естественной реакцией организма на состояние депривации и фурстрации то есть невозможность достижения цели, исполнения желаний. Это состояние больше, чем другие, создает предпосылки для агрессивного поведения.

ТРЕТЬЯ теория утверждает, что агрессивное поведение формируется постепенно и является результатом воспитания.

Известно, что с взрослением детей роль семьи в их воспитании уменьшается. При поступлении ребенка в детский сад большое влияние на него оказывают сверстники и педагоги, которые могут спровоцировать или предотвратить детскую агрессию Ее трудно контролировать с стороны педагога, но это просто необходимо. Чтобы справиться с агрессивным состоянием ребенка, педагог должен понять причину возникновения агрессии. Предупреждение агрессивности зависит от умения педагога создать подходящую среду в группе и положительно влиять на детей и их родителей. Психологический климат и обстановка в детском саду не должна провоцировать насилия. Детские учреждения должны располагать дидактическими и игровыми материалами, создающими благоприятные условия для совместной деятельности детей. Для редуцирования состояния тревоги детей необходимо разнообразить их жизнь в детском учреждении.

В педагогический процесс следует включить больше игр, художественно-творческую деятельность, развлечения, которые создают положительные эмоции у детей. Тем самым усилить их желание общаться со сверстниками. В процессе совместных занятий дети учатся контролировать свое поведение. На интересных занятиях под руководством воспитателя редко возникают предпосылки агрессивных действий у детей.

Много усилий должен предпринять воспитатель, чтобы включить агрессивного ребенка в коллективную деятельность. Очень часто остальные дети не желают такого партнера, так как он требует исполнения своего желания, не считается с остальными детьми и не хочет соблюдать правила поведения.

При понимании, что он отвергнут, у него усиливается злоба и агрессивность. Поэтому воспитатель должен формировать у детей умения считаться со сверстниками и управлять своими эмоциям и поступками. Важно показать ребенку, что занятия с другими детьми доставляют удовольствие. Нужно помочь ребенку увидеть в другом не противника и конкурента, а интересного и ценного человека, партнера в общении и в совместной деятельности».

Для контроля агрессии воспитателю нужно использовать разнообразную стратегию. Требование адекватного поведения должно быть целенаправленным, постоянным и систематичным, — это важное условие для преодоления агрессии. Детям необходимы не только ясные правила, которые регламентируют их совместную жизнь и поведение, но и постоянное их соблюдение. Полное доступное объяснение этих правил поможет детям поступать верно.

Обсуждение и оценка агрессивного поведения ребенка имеет значение в формировании нравственного поведения. В ходе обсуждения он понимает, как он поступает: правильно или нет. Хорошее поведение ребенка заслуживает, положительной оценки через поощрительные слова «хорошо», «молодец».

Плохое поведение у детей должно подвергаться критике. Ни в коем случае критика не должна быть острой, ее следует направлять не на оценку самого ребенка, а на его конкретный поступок. Острая критика формирует у ребенка чувство вины, тревоги, неполноценности. Не одобрение поступка поможет ребенку осознать свое поведение и проявить терпимость к окружающим. Оценка поведения ребенка должна быть объективна. Необходимо проанализировать ситуацию, — это поможет выбрать подходящий метод воспитания.

Ряд исследований показывает, что самая эффективная стратегия для преодоления агрессии — демонстрация неагрессивной модели поведения и агрессивной модели, но с неприятными последствиями. Доказано, когда ребенок видит, что агрессивную модель поощряют, а не осуждают, то в его поведении сохраняются агрессивные тенденции. Ребенка с агрессивным поведением нежелательно сравнивать с другими детьми. Это может усилить его агрессивность.

Педагог не должен злоупотреблять замечаниями, запретами, наказаниями. Их многократное использование ведет к отрицательному результату. Но они необходимы в детском саду, чтобы защитить других детей, избежать конфликтных ситуаций и создать спокойную атмосферу в учреждении. В том случае, когда действия ребенка представляют опасность для других детей, педагог может применить наказание. При правильно примененном наказании такой метод педагога не только защищает от нежеланного поступка, но и порождает чувство вины. Справедливое наказание не должно затрагивать уважение и достоинство ребенка. Частое использование наказания рождает неприязнь, жестокость, поэтому необходимо учитывать поступок ребенка: был ли он преднамеренным, причины, которые довели до нарушения определенных норм, а также индивидуальные и возрастные особенности.

Подходящая техника для коррекции агрессивного поведения у детей — игнорирование нежеланного поведения. Для привлечения внимания педагога или своих сверстников в детском саду ребенок, родители которого беспрекословно выполняют все его желания, очень часто капризничает, кричит, даже использует нецензурньие слова. В случае, если никто не обратит внимания на него, он откажется от своих действий, так как поймет, что своим поведением не производит необходимого эффекта. Применяя другую тактику к таким детям, можно только усилить их агрессивное состояние.

Для установления адекватных отношений между детьми можно использовать метод «восстановительной гиперкоррекции». Его сущность состоит в том, что ребенок с агрессивным поведением восстанавливает последствия своего поступка. Например, можно предложить ему вычистить одежду своего товарища, которую он испачкал преднамеренно.

Другая санкция, применяемая для коррекции поведения ребенка, — его игнорирование. Особенно, если была применена физическая агрессия, необходимо удалить ребенка с места конфликта. Ему можно предложить посидеть на стульчике. Этот метод известен в американской психологии как «тайм аут». После того, когда ребенок успокоится, нужно подсказать ему, что он обязан из виниться. Извинение помогает развить у ребенка умение регулировать свое поведение.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями в 1 младшей группе на год Сетябрь1. Консультация "В группу поступил новый ребенок" 2. Знакомство с условиями жизни детей в семье. 3. Ознакомление родителей с условиями.

Презентация Агрессивное поведение людей Данная презентация поможет вам в работе с детьми по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, а так же ее можно использовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 апреля 2014 в 18:26
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД