Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «По дорожке к Рождеству Христову»

Наташа Соколова
Консультация для воспитателей «По дорожке к Рождеству Христову»

«По дорожке к Рождеству Христову»

Праздники православного календаря – это благодатный воздух, который питает нашу культуру. Куда бы потом ребенок ни шагал, какими бы дорогами ни ходил, везде: в литературе, в истории, изобразительном искусстве, во всем культурном поле нашей жизни – он будет встречать его веяния. Они пронизаны теми смыслами, которые несет нам Евангелие. И эти смыслы сегодня особенно необходимы – как духовный компас, который поможет нашим детям ориентироваться в очень сложной современной реальности: находить и ценить в ней вечное, доброе и уклоняться от суетного и пагубного.

Публикация «Консультация для воспитателей „По дорожке к Рождеству Христову“» размещена в разделах

Для того чтобы ребенок рос, умея владеть своими чувствами, уклоняясь от злого и выбирая благое, необходима определенная система координат, границы, в рамках которых человек понимает дозволенное и недозволенное. В традиционном обществе люди понимали эти границы, существовала общая система координат, представление о том, что благочестиво, а что нечестиво. Конечно, в жизни отдельного человека могло быть всякое, и об этом красноречиво свидетельствует русская литература. Но, читая об этом, например, у Достоевского, Толстого, Чехова, мы осознаем проступки героев как нравственное падение, а никак варианты нормы.

Еще в 1960-70-х гг., когда мы, дети, гуляли во дворе, любая бабушка могла сделать замечание или рассказать родителям о плохом поступке ребенка. И редких родителей это возмущало. Напротив, были скорее только благодарны. Знали, что дети во дворе под бдительным оком. Бабушки выполняли важную роль своеобразного информационного «Социального контролера», потому что общими были представления о должном и недолжном. Сегодня же они могут быть в разных социальных группах и отдельных семьях не просто различны, но диаметрально противоположны. Общая система координат, социально приемлемого и неприемлемого оказалась размыта.

Говоря о круге православных праздников, идет речь о создании того самого культурного слоя, который наши предки очень бережно наращивали, засеивали семенами, возделывали. И надеялись на добрые плоды. Возрастали же плоды, конечно, разными… Не всё исключительно в наших силах. Но не сеять нельзя…

Рождество… Морозный, свежий, еловый аромат этого праздника – украшение зимних дней. Рождество – особый праздник на Руси. К этому волшебному дню, полному ожидания чуда готовились целый год. Одним из ярких символов Рождества Христа является Вифлеемская звезда – необычное небесное знамение, которое указало странствующим волхвам путь к яслям, где Мария родила Младенца Иисуса. В Евангелии не описаны внешние детали этого явления, но в церковной традиции закрепилось определенное изображение этой чудесной звезды. На фресках и иконах ее рисуют восьмиконечной.

Традиции празднования Рождества на Руси На Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в X веке, с тех пор как на русской земле распространилось христианство. День, перед Рождеством, называется Сочельник или Сочевник. Название произошло от слова "сочиво" (букв. «растительное масло"). Сочиво - это каша с растительным маслом и овощами. Ее полагалось есть накануне Рождества и никакой другой пищи вплоть до сумерек, есть не разрешалось. Такой запрет сохранялся вплоть до восхода Вифлеемской звезды – звезды, под которой родился Иисус Христос.

Одна из самых любимых детьми и взрослыми праздничных вех. Сначала ожидание праздника на дороге поста, наконец, Рождественская ночь и Святки : елки, подарки, игры, христославия, вертеп – море веселья. Но мы понимаем и то, что Рождество Христово – праздник Православной Церкви, который несет серьезные вероучительные смыслы.

Готовя праздник Рождества, мы стоим перед очень серьезным выбором педагогического подхода. Если мы пойдем по пути имитации – елка, подарки, песни, пляски, то можем прийти к тому, что сейчас видим в Западной Европе. Как там здорово празднуют, как умеют собраться семьей, украсить свои дома и улицы городов! У них есть чему поучиться. Но праздник утерял Того, вокруг Кого был собран. И вот как бы нам не пойти по этой дорожке имитации. А с другой стороны, есть опасность стать назидательными ригористами…

Каждому возрасту – своя мера понимания духовных даров Евангелия. Для самых маленьких в рассказе о Рождестве важна тема чуда. Поэтому, кстати, дети так любят сказки – они дают ощущение всевозможности, говорят: «Человек, ты на самом деле можешь сделать гораздо больше, чем думаешь». Маленький человек вместе со сказочными героями как бы раздвигает границы видимого мира.

Ощущение чуда для ребенка очень важно. Когда приходит чудо? Когда сказочный герой проявляет упорство ради спасения кого-то, когда ищет путь, когда изнемогает, но бьётся с врагом изо всех сил. Достигает естественного предела, и вдруг – словно открывается иное царство, и приходит ему помощь. Сказка учит ребенка: крепко стой, не сворачивай с пути, бейся, не отступай – и настанет тот предел, когда тебя услышат. Как писал князь Евгений Трубецкой, «сказка заключает в себе богатое мистическое откровение, ее подъем от житейского к чудесному, её искание «иного царства» представляет собой великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству». Какие сказки выбрать на дорожке к Рождеству? Те, в которых звучит тема чудесного спасения слабых и обездоленных, оставленных подчас даже собственными близкими или, напротив, плененных злыми силами, но не преданных родными, отправляющимися в трудный путь ради вызволения из плена.

Но тут в разговоре о самом Рождестве Христовом важно не свести евангельский рассказ к одной из сказок. А такое, увы случается. Педагог или родитель, скажем, показывает с куклами или читает детям сказки и так же точно, словно объединяя в смысловой ряд, разыгрывает или рассказывает о Рождестве. Но Евангелие не сборник сказок, это другая книга, это – правда жизни, о которой так и нужно рассказывать детям.

Существует множество иконописных изображений Рождества Христова. И чем младше дети, тем композиционно проще и лаконичнее изображение для беседы с ними стоит выбрать.

Это одно из самых любимых маленькими детьми изображений. Здесь вся суть того, что произошло: Мать, склонившаяся над яслями с Младенцем, домашние животные, согревающие Его своим дыханием, вертеп и весть о чуде. Везде, на всех изображениях этого события мы будем видеть как бы открытое небо, символом которого является луч, соединяющий небо и землю. Бог воплотился, чтобы человек обожился. Как это, каким должен быть человек, к чему он призван? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно приглядеться к Тому, кто пришел в наш мир. И тут мы с детьми открываем Евангелие и узнаем о любви Бога к людям: о том, как Христос воскрешал умерших, исцелял больных или учил людей быть по-настоящему счастливыми.

На следующий год можно выбрать другое изображение, на котором тоже очень понятный для детей сюжет. Здесь есть те, кто оберегает Дитя, - Дева Мария и старец Иосиф, который был Ему как заботливый отец. И опять мы видим луч из открытого неба, который падает на младенца, показывая, что в мире не просто родился один из мальчиков, а произошло удивительное и долгожданное событие. А если событие долгожданное, значит, люди знали, что оно произойдет? Знали, потому что Бог говорил о том, что придет в мир Спаситель и снова укажет путь в Царствие Небесное. Ведь человек был создан для Небесного Отечества и потерял его. Здесь обязательно нужен системный подход: мы не можем понять духовный смысл праздника Рождества, не вернувшись к началу книги Бытия, к изгнанию из рая и обетованию Спасителя. Это понимание должно быть сформировано уже к старшему дошкольному возрасту. И вот – Рождество : Спаситель рождается как Младенец у Пречистой Девы мари, сбылось обетование.

На этом изображении появляются Ангелы. Ангела значит «вестник». Кто это вестник? Тот, кто приносит весть. Чью же весть несут Ангелы, Кому они служат? Их вести людям – от Самого Бога. Вести, мы знаем, бывают разные: печальные, тревожные, добрые. А здесь какая? Торжественная, радостная весть. Как дети могут это понять? Ангелы трубят в трубы… А за вертепом мы видим город, и потому у нас есть повод поговорить о Вифлееме: что это за город, что там находится сейчас, как он выглядел во времена Христа и. т. д.

Задаем детям вопрос: а сколько лет назад было Рождество? Оказывается, 2015. Столько, сколько на нашем календаре. Но история человечества началась гораздо раньше. Почему же на календаре 2015? Оказывается, Рождество Христово – настолько важное событие, что оно положило рубеж, от которого человечество заново стало отсчитывать свои дни и года.

На следующем изображении появляются пастухи с домашними животными, которым Ангелы сообщили весть о рождении Богомладенца. И мы рассматриваем это изображение, а потом играем в игры с пастушками, поем об этом христославия. А кого еще видим? Всадников на конях, о которых наш рассказ дальше: откуда они приехали, зачем скакали так далеко. А как они узнали о рождении Младенца? Им указала путь звезда. И далее мы говорим и поем о Вифлеемской звезде и делаем звезды…

На следующей иконе уже сложная композиция, в которой появляется важный знак, указывающий на природу Христа. Мы смотрим, где изображен Младенец. Видим, что он лежит в яслях, вспоминаем, почему именно там оказался. Но на этой иконе Младенец Христос изображен дважды. Еще в нижнем углу две женщины его купают. А как можно догадаться, что это Христос, а не какой-то другой младенец? Над Его головой нарисован нимб, в который вписаны буквы Его имени. Почему Он изображен дважды? Иконописец показывает нам Его спеленутым, в яслях, и на руках у женщин, без пелен; мы видим, что Он – как человек. Потому что Христос – истинный Бог и истинный Человек. Как Творец, Он имеет власть над всем миром. Почему же Он приходит как смиренный Младенец? Для того чтобы пройти путь, как каждый человек, кого Он создал, чтобы позвать людей, каждого из нас за Собой.

Дети спрашивают: а почему Иосиф не рядом? А давайте посмотрим, чем он занят в сторонке. Ведь все что-то делают на этой иконе. Иосиф размышляет о том, кто этот Младенец, лежащий в яслях? Человеку свойственно размышлять, а еще смущаться и сомневаться. Людям приходят иногда помыслы, которые могут отвергнуть от Бога и звать в другую сторону. Это – соблазн; то, что увлекает, захватывает тебя целиком, но сбивает с правильного пути. И мы приводим примеры из сказок, как для героев становилось соблазном, к примеру богатство, как сбивало оно их с прямого пути.

В виде старичка в темных одеждах иконописец изображает рядом с Иосифом дурной помысел. Он внушает сомнение: как это Богородица будучи Девой рождает Младенца? А ведь за это в древности можно было наказать, побить камнями. Но ведь Иосиф – избранный Богом, добрый человек. Подумать только! Он станет тем, кто научит Сына Божия, как отец, ходить, говорить, работать… Какое потрясающее служение – быть наставником Христа. Но даже Иосиф усомнился в час Рождества. И вот это очень важная мысль, которая поможет детям в подростковом возрасте. Тогда они должны знать, что сомнения, плохие мысли приходят, так бывает. Главное - с ними не собеседовать, не отдаться им, ввериться Богу, несмотря на сомнение. И оно отойдет.

На этом изображении появляется деталь, на которую дети обращают напряженное внимание. Почему Мать отвернулась от младенца? Существует прекрасное богословское объяснение у святых отцов. Когда у матери рождается ребенок, она прижимает его к себе, потому что он её радость. А Пресвятая Богородица имеет мужество отвернуться от Святого Дитя, показывая, что радость явлена не для Нее одной, а для всего мира, для каждого из нас.

У священника Сергия Круглова есть стихотворение «Троеручица», которое хорошо понимают старшие дошкольники:

Молитвы мои пред иконой Твоей,

Как облака, легки…

И только одно непонятно мне…

Зачем Тебе три руки?

- Бегуч Мой Сынок – не хватает рук

С такими, как Он, детьми.

Того и гляди, забежит на Крест –

Попробуй потом сними.

Когда начинается подготовка к Рождеству? В нашей традиции есть представление о том, что к великим вехам ведет великий путь. А что это за путь?

Этот путь можно изобразить в виде календаря. Календарь может быть самым простым: на большом листе нарисуйте дорогу, по сторонам которой будут числа-даты; можно выделить наиболее значимые праздники - день свт. Николая Чудотворца, Введение во Храм Пресвятой Богородицы; а в конце пути разместите маленькую иконку Рождества (из открытки или журнала) и Звезду. По дорожке двигается бумажный ангелочек (можно придумать любую сложную конструкцию, у нас он просто крепился булавкой) и показывает, сколько дней осталось до Рождества. В нашем календаре с одной стороны от дороги написаны добродетели, а с другой - дурные качества. Обсуждая с сынишкой его поведение в течение дня, мы приклеивали вырезанные из бумаги елочки напротив той или иной добродетели или порока соотвественно, ну а чем ближе Рождество, тем гуще должен становиться лес со стороны добродетелей. И если не так, то это повод задуматься и измениться, пока еще есть время. Взяв подобный календарь за идею, вы можете изобрести свой вариант, как удобней и интересней именно вашему ребенку. Начало подготовки к Рождеству с такого календаря может стать в вашей семье одной из традиций, которую дети смогут передать своим детям. Мне кажется, такой календарь и нам, взрослым не помешает.

И что нужно успеть, шагая по нему? Что значит подготовиться к празднику?

Дети обычно отвечают: «Значит привести всё в порядок – надо дом убрать, украсить». А если мы при этом друг другу нагрубили, будет ли у нас праздник в украшенном доме? Оказывается, еще душу в порядок надо привести. И поэтому Рождественский пост – это и есть путь, время приготовления души к светлому празднику.

Нужно выстроить дни ожидания, наполнить их приготовлениями: открытиями событий и смыслов праздника, беседами и совместными размышлениями о том, с чем мы идем к празднику, с какими дарами, чтением, разглядыванием икон Рождества, напевами, рукоделием, изготовлением праздничных атрибутов и подарков.

Ожидание очень важно. Это трепетное, шаг за шагом приближение к долгожданному дню, делает для ребенка праздник – праздником. Ожидание – это наполненное жизни смыслами, связанными с содержанием праздника. И когда человек узнает эти смыслы, он становится на ты со своей традицией, он открывает и понимает пространство храма, язык иконописи.

Когда мы говорим с малышами, им непрестанно объяснить, что пост – это особое время покаяния, стремления стать лучше. Ведь каждый из них себя воспринимает хорошим. И не случайно в Церкви дети обычно исповедуются с семи лет. Но чтобы к семи годам суметь мужественно самого себя обличить, устыдясь недоброго, сердечно сокрушаясь, у ребенка к этому времени должно сформироваться четкое различение добра и зла. И еще понимание, что зло может прорастать в его собственном сердце – как сорняк, с которым разговор один – прополка. Борьба с сорняками нужна не в чужом поле, а в собственном. У педагога дошкольного образования на это есть время с трех до шести лет, а у семьи – семь лет.

С самыми маленькими нужно говорить не об абстрактных высоких истинах, а о конкретных добрых делах, которые к этим истинам ведут. О том, что можно сделать, чтобы мамины улыбки видеть чаще, чтобы радости в доме прибавлялось, как ясных звезд на небе. О том, чего делать нельзя, что эти улыбки сразу, как холодный ветер, «гасит».

Календарь – наглядный образ дороги поста; он помогает детям увидеть весь путь от начала до конца, считать дни – сколько прошло, сколько осталось, не терять из виду цель, к которой мы устремлены и движемся Рождественским постом – день светлого праздника, можно, например, «зажигая» день от дня звездочки. (Вот педагогические чудеса – звезды детям зажигать, ведь любящие взрослые всегда немного чудесники). Тут возможны варианты как это сделать. Например, календарь можно сотворить, размещая день ото дня звездочки на оконном стекле (из цветной кальки, в золотой рамке лучей). Или подвешивая на серебряных нитях дождика прямо с потолка: за время поста целое звездное небо засияет к празднику – столько звезд, сколько дней поста. Или приклеивая на лист ватмана, где нарисована дорога по заснеженному полю, а по ней идут по направлению к пещере Рождества наши саночки (мы будем их передвигать из «дальней дали» всё ближе и ближе к цели пути). Недели поста на календаре отделяют верстовые столбики или елочки. Звездочки над полем – символ добрых дел и радости, которую можно дарить друг другу.

В первый день Рождественского поста, 28 ноября, может появиться в доме или детской группе первая маленькая звездочка – это весть о том, что наступило особое время. И повод для первой песни, в которой разворачивается история о событиях Рождественской ночи : «Много было в небе звезд/ Тихой ночью ясной,/ Тихо спал Иисус Христос/ На соломе в яслях…», и для первой беседы с детьми о начале дорожки поста и празднике, к которому она приведет:

«Смотрите, какая звездочка у нас зажглась. Это - не случайно, что именно сегодня. Она напоминает, что начались особые дни – дни поста, времени приготовления к большому светлому празднику. Что же это за праздник и далеко ли до него? День ото дня мы будем зажигать на нашем небе звездочки добрых дел и улыбок, о которых вспомним. Праздник настанет, когда зажжется целых 40 звезд… И последняя - самая прекрасная. А пока посмотрим, куда наша первая звездочка свои лучи протянула, о чем хочет нам рассказать…» конечно, лучик нашей звездочки словно дотянется до Вифлеемской звезды, которую увидим мы на иконе праздника и у которой начнем рассказ.

Каждый день мы будем вспоминать с детьми, как кто-то кого-то сумел порадовать, утешить, ободрить, поддержать, согреть словом, - и зажигать очередную звездочку добрых дел на нашем небосклоне. Только не «якать», рассказывать не о собственных добрых делах, а о тех, что подметил у других. А от лучей зажженной звездочки будем начинать новый разговор в кругу доверительного общения: как мы готовимся к празднику? Каждую неделю мы узнаем что-то новое о рождестве.

У каждого праздника есть свои вестники – традиционные атрибуты, мы делаем их своими руками. Первый вестник – звезды, которые позволяют нам говорить о чуде Вифлеемской звезды, о том свете, за которым встали и пошли мудрецы из дальних земель. И мы на эту звезду смотрим и помним о Том, Кого нам надо искать. И мы будем своими руками звездочки делать – из фольги и блесток.

Следующие вестники праздника – ангелы. Если каждый сделает ангела из белой бумаги и повесит фигурку на серебряной нити на обруч из гибких ветвей березы, перевитых голубой лентой, то получится целое ангельское воинство. О чем рассказывают эти вестники? Вновь за ответом обратимся к детской Библии. Ангел значит «вестник». В Библии говорится о том, что Ангелы приносят людям вести от Бога. Рассматриваем иконы Благовещения, Рождества, Воскресения Христова, обсуждаем, какие вести принесли Ангелы, читаем Евангелие.

И – поем, непременно поем. Наша приуготовительная к Рождеству традиция – вся поющая, вся мелодичная. Ведь христославия – это только те святочные радостные песни, которые могут быть исполнены, когда праздник уже наступил. Есть множество христославий, которые можно начинать петь уже постом. Они более мелодичны, напевны, в них разворачивается вся история Рождества :

Пастухи у стада

В эту ночь не спали,

Святый Ангел прилетел к ним

Из небесной светлой дали.

Страх объял великий

Тех детей пустыни.

Он сказал им: «О, не бойтесь –

Всему миру радость ныне.

Ныне Бог родился,

Людям во спасенье;

Вы пойдите, посмотрите

На великое смирение».

Песни, рукоделие, рассказы о празднике по иконам и детской Библии, обсуждения наших дел на дороге к Рождеству сплетаются между собой, поддерживают друг друга, составляя систему, а не отдельные, разрозненные уроки.

В вышине небесной

Много звезд горит,

Но одна всех ярче

Радостью блестит.

То звезда Младенца

И Царя царей, -

В ясли Он положен

Матерью Своей.

И волхвы с востока

За звездой идут,

И дары с любовью

Господу несут

… И сами делаем на рукоделии дары и беседуем о волхвах = мудрецах, которые всю мудрость свою сложили к ногам Младенца. Мы тоже делаем дары тем, кого любим. Дети это очень любят – дарить и получать от этого не меньшую радость, чем то, когда получаешь подарок сам.

Еще непременный вестник, атрибут праздника – ель. Обязательно обсуждаем с детьми: почему на Рождество наряжают именно елку? Потому что вечнозеленые ветви ели – это напоминание о том, в какую жизнь открывает Своим Рождеством и Воскресением Христос. Со всех деревьев листочки опадают и напоминают нам о бренности. А елка говорит о вечности. Жизнь вечная, которой конца не будет. Поэтому мы украшаем елки в храме и дома. Круг из веток ели, который принято делать на Западе, тоже символ вечности, бесконечности. Напоминание: «Человек, ты в вечности живешь. Найди туда дорогу».

Еще атрибут праздника – вертеп, модель пещеры Рождества. Как его сделать? Картонная коробка, например из-под телевизора, очень подойдет. Кипит работа, и дети ее очень любят. Затем из коричневого пластилина прикрепляем бляшки на внешнюю поверхность, а на них накладываем скорлупки от грецких орехов – они создадут декоративный рельеф пещеры. А можем поступить по-иному залить поверхность коробки монтажной пеной, а уже потом, когда застынет, раскрасить.

Внутри же выкладываем травку, плетем из нее коврики. Лепим или делаем из шерсти барашков. Мастерим ясельки и рассказываем о том, что это такое. Кукольные пастухи могут греться в вертепе, а вот волхвы – на расстоянии от него, день ото дня всё ближе и ближе, подогревая ожидание праздника…

Еще одна рождественская традиция - это выпечка рождественских пряников - козуль. Процесс их изготовления трудоемкий. Сахар сначала надо пережечь на сковороде, потом добавить необходимые продукты и ароматные пряности и специи, выдержать определенное количество времени теста в холодильнике, вырезать в виде различных фигур, а после выпечки дать некоторое время полежать, чтобы они не развалились, а затем расписать глазурью. Но глаза боятся, а руки делают. Лучше конечно будет, если к приготовлению привлечь детей, хотя бы к росписи глазурью. Дети будут очень вам благодарны за подаренную сказку!

И вот – день Рождества. Дети приходят в группу на Святках и обнаруживают вертеп преображенным. Он заботливо обвит сияющей гирляндой, внутри на фоне золотой фольги – икона праздника. Рядом - кукольные пастухи с овечками и волхвы с дарами. Сверху – белоснежные ангелы. Праздник настал – всё сияет, пришли пастухи, пришли волхвы, домашние животные смотрят на ясли, ангелы поют. И мы с детьми поем:

Рождество Христово, Ангел прилетел,

Он летел по небу, людям песню пел:

«Вы, люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,

Днесь Христово Рождество

Пастыри в пещеру первые пришли

И Младенца Бога с Матерью нашли,

Стояли, молились, Христу поклонились –

Днесь Христово Рождество!

А дальше – и игры, и песни, и танцы, и дары…

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Адаптация ребенка к ДОУ» Социальная адаптация- это процесс приспособления человека к новой для него среде и результат этого процесса. Содержанием процесса социальной.

Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения» Здоровье - это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и.

Консультация для воспитателей «Интересная прогулка» Консультация для воспитателей «Интересная прогулка» Воспитатель: Макарова И. Е. ]Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение.

Консультация для воспитателей «Картинки без запинки» Методика обучения детей составлению рассказа по картине, разработана рижскими педагогами Ингридой Николаевной Мурашковской и Надеждой Петровной.

Консультация для воспитателей «Растим патриотов» Консультация для воспитателей на тему "Растим патриотов" Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач.

Консультация для воспитателей «Патронаж семьи» Патронаж семьи (Консультация для педагогов) Уважаемые воспитатели! Наступил сентябрь – время для первого посещения семей ваших воспитанников.

Консультация для воспитателей «Ребенок и рисование» Консультация для воспитателей : «Ребенок и рисование» Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов по проблеме развития изобразительных.

Консультация для воспитателей «Родительский авторитет» Родители-первые воспитатели ребёнка. Их влияние на развивающуюся личность трудно переоценить. Однако успех воспитания зависит от их авторитета,.

Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей» В последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам ещё практически не говорят. Это.

Консультация для воспитателей «Неуверенный ребёнок» Неуверенный ребёнок. Дошкольное детство – особо ответственный период в развитии ребёнка, период, когда закладываются основные личностные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «По дорожке к Рождеству Христову»
Опубликовано: 24 июня 2016 в 23:45
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД