Сказка в системе социальной адаптации. Консультация для воспитателей

Марина Юмашева
Сказка в системе социальной адаптации. Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей

Сказка в системе социальной адаптации

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе

добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными ещё к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогичес-

ких задач.

Основной мотив деятельности дошкольника – познание окружающего ми-

ра, нахождение в нём своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребёнок расширяет границы своего опыта, обогащает своё восприятие мира.

Способность менять своё поведение в зависимости от новых социальных условий – результат успешной адаптации, в процессе которой ребёнку необходимо усвоить правила, нормы и культурные традиции своего народа, а также своих социальных групп. Процесс социальной адаптации происходит постоянно, ежедневно, но возможны периоды нарушения равномерности протекания данного процесса. Это происходит в моменты смены условий жизнедеятельности детей: поступление в детский сад, разлука с родителями, переезд на новое место жительства.

Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические расстрой-

ства, повышенная тревожность.

Социальная дезадаптация способна спровоцировать возникновение устойчивых привычек и отрицательных черт характера, тревожности и частой заболеваемости.

Задача взрослого - не ограждать ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей среды, а научить правильно использовать методы социальной адаптации в условиях нестабильного окружения; выбирать способы психоло-

гической защиты в зависимости от обстоятельств жизни; менять поведение с учётом требований той социальной группы, в которой он находится. Вместе с тем нужно помнить: главное, чтобы в обществе с определёнными правилами, традициями, законами и культурой могла свободно развиваться и яркая индивидуальность, со всеми особенными взглядами на жизнь, мир, самого себя.

Прямые способы воздействия на ребёнка не всегда являются эффективны-

ми. Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание его нарушить, а наказание – обиду и страх повторного наказания. Моделирование ситуаций правильного поведения на занятиях почти никогда не переносится ребёнком в реальную жизнь, но при этом охотно и правильно воспроизводится на последующих занятиях. Это свидетельствует о том, что с дошкольниками необходимы другие методы работы. Народная сказка позво-

ляет осуществлять процесс воспитания более целостно, т. е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологичес-

кого и умственного развития.

Существует диагностика социальной адаптации дошкольников. Её оценка проводится по трём параметрам: развитость игровых способностей, успешно-

сть игровых и реальных отношений со сверстниками, благополучность семей

ных отношений. Каждый из этих параметров имеет свои составляющие.

Игровые способности: игровая активность, произвольность игрового пове-

дения, адекватность выбора социальной роли в игре, умение отыграть социа-

льные ситуации, внешняя активность (сотрудничество или агрессивность).

Реальные и игровые отношения со сверстниками: решение конфликтов – уход от проблем, социальное поведение (нормы, правила, требования, рече-

вая активность, наличие друзей в группе, коммуникативность (лёгкость – трудность).

Семейные отношения: отыгрывание семейных ситуаций, семейное благопо-

лучие.

Для осуществления педагогической коррекции социальной дезадаптации необходимо: организовать работу по снятию напряжения, установить взаимо-

понимание, доверие, проанализировать конфликтные ситуации, руководство-

ваться ролевым поведением детей в игре, использовать образы народной сказки как примера для подражания, способствовать осознанному отноше-

нию к отрицательному персонажу.

Игровая терапия, игровая коррекция поведения, отыгрывание неприятных или пугающих ребёнка ситуаций в игре или инсценировке не только снижает внутреннее напряжение ребёнка, но и способствует успешной социальной адаптации и в дошкольном учреждении, и в семье.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Сказка в системе социальной адаптации. Консультация для воспитателей
Опубликовано: 18 мая 2013 в 20:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о НОД по рисованию красками с детьми младшей группы «Шапочка для Зайчика»
Доброе время суток, дорогие коллеги! Представляю Вашему вниманию фотоочет о НОД по по художественно-эстетическому развитию ( рисование красками) с детьми...
Экскурсия в лес с детьми подготовительной группы
Программное содержание. Сформировать у детей представление о том, что лес - это сообщество разнообразных растений ( деревьев, кустарников, трав, грибов....
Лэпбук «Дикие животные»
Дидактическое пособие Лэпбук «Дикие животные» Автор: Чениб Зейниб, воспитатель 1 кв категорий МБДОУ №5 Детский сад «Калинка» п Энем Республика Адыгея...
Фотоотчет «Я профессию выбираю»
В сентябре ребята нашей группы и их родители поехали в Кидбург - город профессий. Конечно дети были в восторге и примерили на себе множество профессий....
Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка»
Консультация «Порядок появления ребенка в семье» Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами следующей информацией полученной на одном из...