Сказка в системе социальной адаптации. Консультация для воспитателей

Марина Юмашева
Сказка в системе социальной адаптации. Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей

Сказка в системе социальной адаптации

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе

добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными ещё к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогичес-

ких задач.

Основной мотив деятельности дошкольника – познание окружающего ми-

ра, нахождение в нём своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребёнок расширяет границы своего опыта, обогащает своё восприятие мира.

Способность менять своё поведение в зависимости от новых социальных условий – результат успешной адаптации, в процессе которой ребёнку необходимо усвоить правила, нормы и культурные традиции своего народа, а также своих социальных групп. Процесс социальной адаптации происходит постоянно, ежедневно, но возможны периоды нарушения равномерности протекания данного процесса. Это происходит в моменты смены условий жизнедеятельности детей: поступление в детский сад, разлука с родителями, переезд на новое место жительства.

Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические расстрой-

ства, повышенная тревожность.

Социальная дезадаптация способна спровоцировать возникновение устойчивых привычек и отрицательных черт характера, тревожности и частой заболеваемости.

Задача взрослого - не ограждать ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей среды, а научить правильно использовать методы социальной адаптации в условиях нестабильного окружения; выбирать способы психоло-

гической защиты в зависимости от обстоятельств жизни; менять поведение с учётом требований той социальной группы, в которой он находится. Вместе с тем нужно помнить: главное, чтобы в обществе с определёнными правилами, традициями, законами и культурой могла свободно развиваться и яркая индивидуальность, со всеми особенными взглядами на жизнь, мир, самого себя.

Прямые способы воздействия на ребёнка не всегда являются эффективны-

ми. Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание его нарушить, а наказание – обиду и страх повторного наказания. Моделирование ситуаций правильного поведения на занятиях почти никогда не переносится ребёнком в реальную жизнь, но при этом охотно и правильно воспроизводится на последующих занятиях. Это свидетельствует о том, что с дошкольниками необходимы другие методы работы. Народная сказка позво-

ляет осуществлять процесс воспитания более целостно, т. е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологичес-

кого и умственного развития.

Существует диагностика социальной адаптации дошкольников. Её оценка проводится по трём параметрам: развитость игровых способностей, успешно-

сть игровых и реальных отношений со сверстниками, благополучность семей

ных отношений. Каждый из этих параметров имеет свои составляющие.

Игровые способности: игровая активность, произвольность игрового пове-

дения, адекватность выбора социальной роли в игре, умение отыграть социа-

льные ситуации, внешняя активность (сотрудничество или агрессивность).

Реальные и игровые отношения со сверстниками: решение конфликтов – уход от проблем, социальное поведение (нормы, правила, требования, рече-

вая активность, наличие друзей в группе, коммуникативность (лёгкость – трудность).

Семейные отношения: отыгрывание семейных ситуаций, семейное благопо-

лучие.

Для осуществления педагогической коррекции социальной дезадаптации необходимо: организовать работу по снятию напряжения, установить взаимо-

понимание, доверие, проанализировать конфликтные ситуации, руководство-

ваться ролевым поведением детей в игре, использовать образы народной сказки как примера для подражания, способствовать осознанному отноше-

нию к отрицательному персонажу.

Игровая терапия, игровая коррекция поведения, отыгрывание неприятных или пугающих ребёнка ситуаций в игре или инсценировке не только снижает внутреннее напряжение ребёнка, но и способствует успешной социальной адаптации и в дошкольном учреждении, и в семье.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Сказка в системе социальной адаптации. Консультация для воспитателей
Опубликовано: 18 мая 2013 в 20:50
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...