Лучший педагог года

Консультация для воспитателей

Жанна Суханова
Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей «Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ»

Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

(С. Л. Новоселова)

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.

Публикация «Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитиемпотребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Отражение принципов построения ППРС в пространственной среде группы:

1. Насыщенность среды:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе (соответствие ООП ДО)

Детская мебель (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, маты, мягкие модули, маркеры, ширмы, переносные палатки, полифункциональных предметы интерьера группы (отсутствие жёсткого крепления, колёса с ограничителями) природные материалы, предметы-заместители, дополнительный материал для преобразования среды (ткань, коробки, природные материалы)

2. Трансформируемость пространства:

От образовательной ситуации, изменяющихся интересов детей, возможностей детей

3. Вариативность среды:

Наличие различных пространств (общение и познание - движение-уединение,

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения: периодическую сменяемость игрового материала и свободный выбор

Появление новых предметов (мини-музеи, коллекционирование, выставки необычных вещей, продукты детской деятельности)

4. Доступность среды:

Доступность (для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность,

свободный доступ (игры, игрушки, пособия, обеспечивающим все виды детской активности,

интерактивное взаимодействие детей и взрослых (использование холлов для интерактивных проектов, выставок, детского творчества)

5. Безопасность среды:

Исправность и сохранность материалов и оборудования

Сертифицированность и декларации соответствия

6. Индивидуализация:

Наличие постоянных пособий: «Мои успехи» - каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки, «Моя любимая книга» - размещение фотографии ребенка и его любимой книги, иллюстрации к книге; «Уголок именинника» - функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения

Наличие сменяющихся пособий «Моя коллекция» (отражение партнерства «Наша коллекция», «Персональная выставка», «Фотовернисаж» - отражение интересов ребенка, поддерживаемых воспитывающими взрослыми, специалистами дополнительного образования и традициями семьи.

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивноговзаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.

Консультация для воспитателей С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Кроме того, становится все больше детей с неврологической симптоматикой.

Консультация для воспитателей "Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству. " "Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться.

Консультация для воспитателей «Книга - воспитатель». Проблема детского чтения занимает родителей, воспитателей. К сожалению, в наши дни детская литература сталкивается.

Консультация для воспитателей «Квиллинг» Консультация для воспитателей «Квиллинг» Одна из важнейших задач педагогической теории и практики - формирование творческой личности. Самым.

Консультация для воспитателей ников. Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.

Консультация для воспитателей по ПДД В наше время Все торопятся, спешат, Частые аварии о многом говорят. Чтоб беды нам избежать, Правила дорожные надо знать! Ежедневно в нашей.

Консультация для воспитателей «Портфолио дошкольника» Одной из современных педагогических технологий является технология «портфолио». Технология «Портфолио» направлена на сотрудничество: воспитателя.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация для воспитателей «Тестопластика в ДОУ»Консультация для воспитателей «Тестопластика в ДОУ» Консультация для воспитателей «Тестопластика в ДОУ» Тестопластика – это один из видов художественного творчества, популярный способ создания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей
Опубликовано: 8 октября 2017 в 20:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД