Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «ТРИЗ — это не сложно!» (4 фото)

Малышева Наталья
Консультация для воспитателей «ТРИЗ — это не сложно!»

Консультация для воспитателей на тему:

«ТРИЗ – это не сложно!»

Консультация для воспитателей «ТРИЗ — это не сложно!»

или

«Формирование нестандартного мышления, развитие творческой

деятельности дошкольников посредством

применения методов ТРИЗ»

(из личного опыта)

«Если мы хотим научить думать,

Публикация «Консультация для воспитателей „ТРИЗ — это не сложно!“» размещена в разделах

то прежде мы должны научить придумывать.»

Д. Родари

Я согласна с высказыванием Джани Родари о том, что, если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить придумывать.

И такую возможность нам даёт использование методов Теории Решения Изобретательских Задач.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века.

Автор- изобретатель Г. С. Альтшуллер

Цель ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречия окружающего мира

Использование технологии ТРИЗ с дошкольного возраста актуально, так как мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Поэтому в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Использование ТРИЗ – технологии с дошкольниками способствует расширению кругозора детей, растёт словарный запас, развиваются творческие способности; преодолевается детская застенчивость, замкнутость; дети учатся отстаивать свою точку зрения; развиваются психические процессы, память.

Внедрение ТРИЗ-технологии в работу с детьми я проводила в 3 этапа «от простого к сложному» и в соответствии с возрастными возможностями.

1. С детьми младшего возраста используется «Метод противоречий» Игра «Хорошо-плохо». Детям предлагается найти положительные и отрицательные стороны у предмета нейтрального, не вызывающего у ребёнка определённых устойчивых эмоций. Например, карандаш (хорошо – можно рисовать, плохо – может сломаться). Далее детям предлагается предмет, вызывающий конкретные эмоции (шприц. У детей он вызывает плохие эмоции, но нужно найти и положительное: плохо – делает больно, хорошо – быстро выздоравливаешь. Шоколад хорошо – вкусно, плохо – болят зубы)

Игра «Наоборот» предлагается назвать предметы противоположные по значению. Так в игровой форме дети знакомятся с антонимами.

2. Со среднего возраста, мы используем метод прямой аналогии (подобрать предметы по заданной форме или цвету).

В этом возрасте мы усложняем игру «Хорошо – плохо». Предлагается игра «Адвокаты – прокуроры». В которой один ребенок называет только положительные стороны объекта, а второй – только отрицательные.

В игре «Наоборот» называются предметы противоположные по функциям (карандаш – рисует, ластик – стирает).

3. В старшем возрасте продолжаются усложнения: необходимо назвать предмет имеющий противоположности. Например, нож – и острый, и тупой одновременно.

Начинаются творческие задания. («Что, если)

Например, колобок стал размером с девятиэтажный дом, как изменится сказка? А, если он попадет в каменный век… А, если колобок не из теста, а бриллиантовый…

Так же в старшем возрасте, я учу детей выстраивать цепочки по аналогии: структурной и функциональной (машина двигается, перевозит людей, дети называют объекты, которые тоже двигаются и перевозят людей.

Дети любят фантастическую аналогию. Однажды я предложила детям пофантазировать на тему: что будет, если вместо воспитателя к ним придет Снежная Королева, а если Маша из мультфильма «Маша и медведь», а если Карабас–Барабас…

К старшему дошкольному возрасту у детей развивается абстрактное мышление, и мы часто используем схематические таблицы для описания игрушек, животных. А так же описания времени года и заучивания стихотворений.

Работа с ассоциациями в старшем возрасте усложняется, так детям предлагаются готовые картинки, которые нужно связать по ассоциациям и составить целый рассказ. Например, Это капля воды – от капель дождя прячутся под зонтом – дождь часто идет осенью, когда на улице холодно, и мы одеваем шапки – шапки вяжут из шерсти овец и т. д.

Один из наших самых любимых методов, используемых в старшем возрасте – это метод «моделирования маленькими человечками», которые показывают, что все объекты, окружающие нас бывают твердые, жидкие или газообразные.

На пером этапе, дети учатся определять с помощью человечков отдельно твердые объекты, отдельно жидкие, отдельно газообразные.

А на втором этапе задания усложняются: показать человечками стакан с водой – это два вида человечков, а закипающий чайник – это уже три вида человечков.

Метод «системный оператор» позволяет объяснить детям, что все объекты уже чем –то были, и еще чем-то будут. Например, цыпленок был яйцом, а станет либо петухом, либо курицей.

В подготовительной группе идут усложнения. Мы объясняем, что любой объект, например, дом.

Состоит из частей. Но сам дом является частью улицы, города. А раньше дома были совсем другие. И даем детям задание придумать дом будущего.

По такой же схеме, дети придумали многофункциональный стульчик будущего, который передвигается в воздухе.

Таким образом, в результате внедрения методов ТРИЗ в работу с дошкольниками, мы получим творческое, нестандартно мыслящее поколение.

И как сказал Я. А. Каменский: «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».

Фото «ТРИЗ — это не сложно!»
Консультация для воспитателей - фото
Фото №1 Консультации для воспитателей педагогов Консультация для воспитателей на тему ТРИЗ это не сложно
Публикации по теме:

Конкурс для воспитателей по знанию методики организации сюжетно-ролевых игр «Детство — это игра, игра — это детство!»Конкурс для воспитателей по знанию методики организации сюжетно-ролевых игр «Детство — это игра, игра — это детство!» Раздать всем зрителям смайлики. «Детство – это игра, игра – это детство» Ведущий: Я рада приветствовать в этом уютном зале вас, уважаемые.

Консультация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие.

Консультация для родителей «Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ» Все родители хотят, чтобы их ребенок был «самым-самым»: самым умным, самым сообразительным, самым уверенным, самым успешным. Как же развивать.

Консультация для родителей по ТРИЗ технологии в изобразительной деятельности Консультация для родителей по ТРИЗ технологии. Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем.

Консультация для родителей «ТРИЗ-игры для детей» Консультация для родителей «ТРИЗ-игры для детей В современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать.

Консультация для учителей-логопедов и воспитателей «Загадки дошколят (ТРИЗ)» КОНСУЛЬТАЦИЯ для учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп Загадки дошколят (ТРИЗ) Учитель-логопед, Чепурнова Надежда Викторовна.

Консультация-практикум для воспитателей и воспитателей групп раннего возраста. Взаимодействие с семьёй Содержание: 1. Мини-лекция. Особенности взаимодействия с родителями с учётом личностных особенностей. 2. Разбор педагогических ситуаций.

Мастер-класс «ТРИЗ — это интересно!» Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми. Задачи:.

«Это наша Земля». Рассказ, составленный методом ТРИЗ. Подготовительная группа компенсирующей направленности "Это наша Земля" Папа с мамой опять уехали в экспедицию. Но ничего, мы с сестренкой будем жить с дедушкой. Ведь уже столько раз мы приезжали.

Консультация для воспитателей «ТРИЗ-теория решения изобретательных задач» Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «ТРИЗ — это не сложно!»
Опубликовано: 28 декабря 2017 в 06:30
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД