Получи документы

Консультация для воспитателей «Семейное чтение, как средство духовно-нравственного становления личности»

Наталья Синева
Консультация для воспитателей «Семейное чтение, как средство духовно-нравственного становления личности»

«Семейное чтение как средство

духовно-нравственного становления

личности и духовного обогащения

семьи»

Составила воспитатель Синева Н. В.

2015 г.

В современной России в настоящее время очень мало читают. В последние годы в СМИ нет, нет, да и возникнет дискуссия о том, нужны ли книги. Может быть их может заменить компьютер или телевизор. Выражение «Чтение-окно в мир познания» сегодня устарело. Печально, но компьютер и телевизор для наших детей- это и развлечение, и источник информации, и эмоциональная подпитка. Конечно, и телепередачи бывают умными, и компьютерные игры полезными. Но чаще они только обучают, а духовно не развивают.

Публикация «Консультация для воспитателей „Семейное чтение, как средство духовно-нравственного становления личности“» размещена в разделах

На протяжении веков именно герои книг формировали характер юного человека, его нравственные качества. На классической литературе выросло и сформировалось не одно поколение детей и подростков и даже в неблагополучных семьях из уличных мальчишек подчас только лишь благодаря чтению вырастали настоящие мужчины: честные, смелые, надежные.

В современном мире традиция семейного чтения становится, как никогда актуальна. Где если ни в книгах, человек может найти утешение и ответы на многие вопросы. Книги, которые формируют домашний круг должны отличаться теплотой, объединять семью.

К. Д. Ушинский писал: «Читать- это ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». Чтение лежит в основе духовного воспитания личности и задача родителей – привить ребенку любовь к чтению. Но как это сделать?

Необходимо подбирать произведения детской художественной литературы с учетом возраста и жизненного опыта. В отобранных произведениях необходимо выделить ситуации, с которыми ребенок может встретится или уже встречался в реальной жизни. Также необходимо вскрыть воспитательный потенциал этих ситуаций.

Замечательная семейная традиция – читать и обсуждать книги. Обсуждая с ребенком на равных поступки героев и ситуации, описанные в книге родители могут построить с ребенком доверительные отношения, научат его формулировать и высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других. С помощью вопросов необходимо побуждать ребенка высказывать свои соображения, почему произошла ситуация, почему каждый из героев вел себя именно так, а не иначе, как это сказалось на судьбах других людей. Родители могут проиграть разбираемую в книге ситуацию в виде игры, с тем, чтоб ребенку было легче представить себя на месте персонажей и действовать с их позиции.

Все это научит ребенка тщательно взвешивать свои слова и поступки, он будет задумываться о том, как они повлияют на чувства и настроения близких ему людей. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье и помочь в этом могут прекрасные произведения писателей-классиков.

Чтобы чтение сближало родителей с ребенком необходимо соблюдать правила:

1. нужно выбрать такое время, когда вы интуитивно почувствуйте, что готовы к чтению.

2. необходимо найти место, где вам обоим будет удобно.

3. постараться сделать так, чтоб во время чтения вас никто не беспокоил.

4. неотвлекатьсяна это короткое время, а подарить свое внимание только ребенку. И тогда ваша близость поможет ребенку чувствовать себя уверенным и счастливым от совместного дела.

Очень важно, чтобы взрослые читали художественные произведения в режиме медленного чтения. Последовательность шагов совместного медленного чтения детей и взрослых, в том числе и родителей продиктовано особенностями читательской деятельности и включает в себя четыре этапа.

Первый этап. Рассматривание книги с ребёнком. Обсуждение названия текста, иллюстраций. Беседа о том, какие вопросы возникли, на что вы обратили внимание. Главный результат- возникновение желания прочитать книгу.

Второй этап. Чтение текста взрослым в режиме медленного чтения остановками для комментариев, включение воображения, усиление эмоций). Главное – чтобы остановки не затягивались, не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Задача остановок – помочь маленькому читателю «войти в текст».

Третий этап. Обсуждение прочитанного. Делать это можно по -разному:

-предложить коротко рассказать, в чем суть текста. Если трудно, необходимо задать наводящие вопросы. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за неудачи, торопить его.

-можно поиграть в игру «Правда – неправда». Ребенок отгадывает, где правда, а где ложь в ваших утверждениях, например «Посадил дед репку?», «Вытащил дед репку?» Свои ответы ребенок должен обосновать.

-можно предложить выразить отношение к прочитанному с помощью красок, мимики, жестов.

Четвертый этап. Воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий:

-можно разыграть рассказ в лицах, где взрослый говорит за автора, а ребенок – от лица героев.

-если ребенку трудно запомнить сюжет, можно предложить ему нарисовать ему «мультик» с помощью взрослого он вспомнит и нарисует основные сцены, а потом опираясь на картинки, попробует «озвучить» мультфильм.

-также предлагать задания на свободное рассказывание с использованием иллюстраций и иных зрительных опор.

Главное на этом этапе – взрослый должен понять, на какие сферы читательской деятельности (эмоции, воображение, реакция на содержание) в первую очередь воздействует художественное произведение.

Работа с текстом обеспечивает:

-эмоциональную отзывчивость (сопереживание ситуации, героям, автору);

-постижение содержания произведения на репродуктивном (пересказ, аналитическом (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, матировка событий, поступкам героев) уровнях;

-осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции.

Таким образом, семейное чтение- это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения. Живое общение с книгой, которую малыш читает с мамой и папой, весомый аргумент к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка к новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь.

Также семейное чтение – домашняя педагогика чтения. Она компенсирует дефицит общения. Время отданное ритуалу семейного чтения сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.

Поэтому домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушаний, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Важно помнить – что минуты, проведенные за семейным чтением, останутся с ребенком на всю жизнь.

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине.

Использование сказкотерапии как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Конспект НОД для детей подготовительной группы «А» Тема: «Использование сказкотерапии как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников.

Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников [«Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Автор опыта: Сороколетова Мария Федоровна, воспитатель муниципального.

Презентация «Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей» Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск возрождения России особенно актуально, так как общество и.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский) Семья на Руси считалась изначальным, Богом.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников воспитатель Струкова Лариса Сергеевна МАДОУ «Детский сад «Ивушка».

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к.

Видеоролик «Праздник как средство духовно-нравственного воспитания в ДОУ» В настоящее время Россия переживает непростые времена. Материальный мир стал доминировать над духовным: большинство семей озабочено решением.

Презентация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Семейное чтение, как средство духовно-нравственного становления личности»
Опубликовано: 24 мая 2018 в 09:50
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД