Консультация для воспитателей «Изготовление поделок из природного материала. Лесная скульптура»

Наталья Карпова
Консультация для воспитателей «Изготовление поделок из природного материала. Лесная скульптура»

Консультация для воспитателей

На тему: «Лес и художественное творчество»

Воспитатель : Карпова Н. В.

Братск, 2013г.

План:

1. Значение леса в жизни человека

2. Влияние скульптур, изготовленных из природного материала на развитие художественного вкуса

3. Понятие «Лесная скульптура»

4. Направления и жанры лесной скульптуры

5. Поиск и заготовка лесного материала «Лес – это великий дар природы»

6. Первичная обработка материала, отделка и его хранение

7. Инструменты и приспособления необходимые при изготовлении поделок из природного материала

8. Вывод

9. Заключение

Лес – это великий дар природы. Лес – легкие планеты. Лес дает человеку множество необходимых вещей: древесину, целебные растения, орехи, грибы, ягоды. Однако, лес не только источник материальных благ, но и источник вдохновения.

Лесная красота влияет на эмоциональный настрой человека, а это, в свою очередь, влияет на качество его труда.

Находясь у себя дома, в городской квартире, хочется повторить те впечатления, вернуть тот эмоциональный настрой, который получил, побывав в лесу, перебрать собранные во время прогулки засохшие корни, сучки, наросты оригинальной формы, постарайтесь увидеть в них характер будущей скульптуры и сделать эту скульптуру, работа над которой принесет большую радость и будет «витамином души».

Чтобы сделать художественное произведение, красивую поделку, скульптуру из лесных находок – корневищ, веток, сучков, старых пней, наростов, отмерших частей дерева, надо развивать ассоциативное видение. То есть научиться отыскивать в природе материал, который сам по себе бы ассоциировался с образом животного, птицы, человека или же было видно, что этому материалу декоративность можно придать при обработке.

Большинство любителей приобщились к лесной скульптуре с посещения выставок мастеров этого вида творчества. На таких выставках становится понятно, какие работы относятся к «лесной скульптуре», какие к произведениям, характерным для народного промысла.

Немаловажным источником развития вкуса и ассоциативного видения является общение с увлеченными людьми. Ведь знакомясь с авторами их работами, быстрей привыкаешь к формам и линиям, свойственным лесной скульптуре. Обмен мнениями о скульптуре, обсуждение возможных фигур из заготовок, знакомство с методами работы с деревом, передача навыков – всегда принесут большую пользу «лесному скульптору»

Изготовление из отмершего древесного материала оригинальных художественных произведений давно переросло в самобытное искусство.

Авторы работают с необычным, непривычным материалом – используются только части засохших деревьев, обрабатывая этот материал, достигают особой художественной образности и красоты готового изделия.

При изготовлении скульптуры не применяется техника традиционной резьбы по дереву, как это принято во всех видах народного творчества. Природные формы материала обычно подсказывают автору художественный замысел и служат основными элементами задуманного изделия.

Обобщенность образа лесной скульптуры делает зрителя как бы соучастником творчества. Работы будят фантазию, возбуждают воображение. Зрители стараются додумать образ, разгадать замысел автора, то есть зритель как бы сам включается в творческий процесс.

Ничего не надо решительно отсекать и добавлять! Автор вторгается в материал очень аккуратно – снимает кору с заготовки, моет ее, протирает и придает ей устойчивость. Он чуть-чуть помогает природе выявить созданный ей образ.

Направления «лесной скульптуры»:

1. Декоративная скульптура и композиция

2. Декоративно – прикладные изделия

3. Миниатюры, малые жанровые скульптуры

4. Бижутерия (украшения)

5. Лесные находки

Поиск материала для лесной скульптуры – это уже начало творчества. Процесс поиска требует сосредоточенного внимания.

Пригодится при заготовке материала небольшой топорик, ножовка, перочинный нож, привязанный на яркую веревочку (чтобы не потерять его в траве). Понадобится так же сумка или рюкзак.

Поиск материала иногда может быть целенаправленным, необходимо, например, отыскать какую-либо деталь к уже имеющейся заготовке, или подобрать заготовку к задуманной работе.

Где лучше всего искать материал? Конечно в лесу, но не стоит углубляться в него. На обочинах дороги, ведущей к лесу, на берегах рек, ручьев и размытых водоемов. Так же интересное место для поиска – участки, где разрабатывается торф. Здесь больше всего корней сосны. В городских парках, на бульварах, осенью, легко найти интересные срезы сучков и веток, после обрезки деревьев и кустарников.

Всегда при поиске материала, следует помнить главную заповедь – всемерно беречь и сохранять природу, не портить, не губить живое.

Любитель художественного творчества должен иметь значительный запах заготовок для своих изделий. Это нужно для их заблаговременной просушки, а так же для составления композиций из них. Однако не форсируйте сушку, так как в этом случае в древесине возникает внутреннее напряжение и древесина, как правило, трескается.

До сушки, ее необходимо вымыть в горячей воде, при помощи щетки, чтобы убить насекомых, живущих в коре.

Сушить нельзя на солнце, около плиты или батареи, во избежание трещин.

Непросушенную заготовку нельзя ни шлифовать, ни лакировать, ни склеивать, ни полировать. Остатки и обрезки не выкидывайте – они могут пригодится. Особенно опилки, они служат для изготовления шпаклевки для заделки швов, трещин и соединений деталей.

Хранить материал рекомендуется в сухом и темном месте. Место хранения заготовок должно быть проветриваемым и быть защищенным от дождя и солнца.

Склеивание, полировка, шлифовка, тонирование и лакировка – все это обработка изделия.

Для работы над лесной скульптурой требуется клей, лак воск, полирующие вещества и др.

Клей может быть столярный, из лаков используются нитро-целлюлозные лаки, в качестве полирующих средств используют марганцовку, медный купорос и др.

Основные требования к склеиванию деталей – это прочность соединении я и «незаметность» места склеивания. Эти требования выполняются тщательной подготовкой составных частей.

Для соединения деталей лесной скульптуры часто применяют металлические штыри. Для штырей подойдут кусочки жесткой проволоки или тонкие гвозди без шляпок.

Когда работа склеена и скомпонована, то есть создана художественная композиция, автор приступает к декоративной обработке поверхности поделки.

Шлифуется материал наждачными шкурками. Если поверхность поделки плохо отшлифована и на ней остались риски, задиры и заколы, после покрытия лаком скульптура приобретает грязный и неопрятный вид, так как под лаком проявляются самые мелкие дефекты, которые до этого были незаметны. Придется снимать лак и полировать все заново.

Тонирование (подкрашивание) – этот вид отделки применяется главным образом для усиления декоративности работы. Иногда необходимо тонировать изделие, чтобы оно было одинаковым по цвету, иногда чтобы подчеркнуть выпуклые светлые или впалые темные места. Тонировка применяется после зачистки и перед покрытием композиции лаком или воском.

Прежде чем покрыть изделие лаком, надо обтереть его влажной тряпочкой. При этом поднимается ворс, размочаленные шкуркой, волокна дерева. Когда поверхность высыхает, ворс удаляется мелкой шкуркой и только после этого следует приступать к лакировке. От сильного блеска следует избавляться, дерево должно сиять своим светом – изнутри.

Для изготовления лесной скульптуры необходимы следующие инструменты: пилы, напильники, ножи, стамески и др. Необходимо так же иметь ручную дрель, буравчик 5-6 мм., деревянный молоток и резиновый.

Автор в основном работает вручную и из приспособлений использует лишь электродрель с насадками для шлифовки и полировки.

После окончания работы с нитролаками и клеем, зачистите инструмент, проветрите, вымойте руки теплой водой.

Наждачную бумагу при полировке наклейте на срез не толстой палочки.

Строгать древесину от себя. Хорошо на левую руку надеть старую перчатку – это защитит ее от повреждения.

Если занятия лесной скульптурой приносит вам творческие радости, то хорошо приобщить к этому виду творчества детей и подростков.

Лесной скульптурой увлекаются не только взрослые, она особенно хорошо воспринимается детьми, которые очень любят работать над поделками, напоминающими сказочных персонажей.

Работа в детских коллективах показывает, что дети любят бродить по лесу, отыскивая «находки». Работая над материалом, они постепенно усложняют произведения до настоящих композиций и скульптурных ансамблей.

Радость творчества и возможность самовыражения, желание сделать маме, бабушке, сестре скромный подарок к 8 марта в виде брошки или любого сувенира – привлекают детей.

Художественные работы повышают эстетическое и художественное знание, воспитывают и прививают вкус, прививают трудолюбие, решают задачу организации правильного использования свободного времени и досуга.

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы с неблагополучными семьями Перспективное планирование работы с детьми и их родителями неблагополучных семей в М ДОУ Детский Сад №15 «Лужок» в первой младшей группе.

Планирование работы с родителями по теме «Экспериментальная деятельность дошкольника» Цель: Углубить знание родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром. Привлечь родителей к активному.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Времена года и погода
  • Осень
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Изготовление поделок из природного материала. Лесная скульптура»
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 12:33
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Подарок для мамы. (Фотоотчёт)
Совсем недавно прошёл замечательный праздник, день матери. Мама - первое и главное слово в жизни каждого человека. Наши детки из второй младшей группы...
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...