Консультация для воспитателей «Детям об этикете»

Елена Каратаева
Консультация для воспитателей «Детям об этикете»

Как приятно видеть в переполненном транспорте молодого человека, уступающего место женщине с ребёнком или старушке. Невольно улыбаешься, увидев подростка, подающего руку девушке, выходящей из транспорта. С уважением смотришь на мужчин, пропускающих женщин вперёд. А ведь всё это – нормальное поведение воспитанных людей. И вырастить таких людей – наша с вами задача.

Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах и по которым складывается о нем первое впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения.

Ребенок усваивает родную речь так называемым “материнским способом”, подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Если понаблюдать, как разговаривают между собой дошкольники, можно заметить, что многие из них кричат, явно подражая кому-то из взрослого окружения. А часто ли взрослые обращаются к своему ребенку в форме не приказания, а просьбы и употребляют слово “пожалуйста”, благодарят его, высказывают свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Нередко родители называют своего сына или дочку не иначе как Вовка, Катька. Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но у него притупляется свойственное дошкольникам обострённое чувство языка. Да и пример для подражания ребёнок получает не из лучших.

Между тем, каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми и друзьями, коллегами по работе. Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.

Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Культура речи – сложное понятие. Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь (употребление как допустимое или недопустимое).

Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка). Правильность нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим – повышение общей и языковой культуры людей, развитие “языкового чутья”, языкового вкуса и интереса к языку.

Знания правил этикета и умение их использовать дает возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно, при любых обстоятельствах. В детском саду соблюдение правил этикета необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношение дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни. То, что несут нашим детям современное телевидение окружающая среда, сейчас как никогда, требует от нас, воспитателей, детского сада, всего общества пересмотра форм и методов работы. И начать, я считаю, нужно с нашей культуры и прежде всего с себя, а дети научатся у нас.

Как известно дети в силу своих психических особенностей с трудом понимают и принимают правила, которые диктуют им взрослые. Даже если ребенок смог запомнить и словесно воспроизвести правило, это не является гарантией того, что он его осознал и выполнит в определенных ситуациях. Чтобы правило стало осознанным, оно должно быть эмоционально привлекательным, личностно значимым, должно стать мотивом действия ребенка.

Наблюдая за детьми в детском саду, можно сделать вывод, что тема этикета в настоящее время действительно очень актуальна.

Работу по воспитанию культуры поведения дошкольников надо начинать с углубленного изучения теории по этой теме.

Для начала необходимо выделить основные направления и этапы работы.

1 этап. Знакомство и корректировка уже имеющихся знаний у детей.

Для этого можно провести серию образовательной деятельности «У Винни-Пуха День Рождения», «От улыбки станет всем светлей!», «Рыцари и дамы», «Легенда о двух половинках», «У меня зазвонил телефон», «Не хочу быть неряхой», «Что такое дружба?», «Мужчины и женщины в семье», «Уроки доброты», «В гостях у феи вежливости», «Что такое хорошо и что такое плохо». «Изготовление и оформление подарков». В этой образовательной деятельности детям дается понятие в том, кто такой культурный человек, на конкретных примерах показываются правила поведения и общения в общественных местах.

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы,которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста.

Продолжительность бесед с детьми 4-5 лет составляет 20 мин,с детьми 6-7 –30-35 мин. Кроме того, воспитатель постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким,но интересным, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, игра, песенка). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает,как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет, о мотиве поступка, также они овладевают следующими умениями:

o Умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

o Умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;

o Правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.)

o Могут правильно выбрать слово (из предложенных, наиболее точно характеризующее поступок героя;

o При работе с произведением могут подобрать название, зменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);

o Объясняют смысл знакомых пословиц;

o Могут сочить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они накапливают лишь базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.

2 этап. Закрепление полученных знаний.

На этом этапе используются:

а) сюжетно-ролевые игры. Дети упражняются в правилах культурного общения в игровой деятельности. С этой целью организуются игры «Семья», «Парикмахерская», «Кафетерий», «Больница», «Ювелирный магазин». Здесь дети в непринуждённой обстановке показывают свои знания и умения. Тем детям, которые забывают о культуре и хороших манерах, другие дети, которые, уже овладели навыками этикета им подсказывают.

С детьми разыгрываются этюды, ситуации, которые подводят их к пониманию того, что мало знать вежливые слова, нужно связывать их с правилами поведения. Такие игровые ситуации как: «На дне рождения», «В транспорте», «В кинотеатре» знакомят детей с правилами поведения в гостях в общественных местах. Игры: «Семья», «Рыцарский турнир», «Дочки-матери» знакомят с правилами этикета для девочек и мальчиков. Используются проблемные ситуации, в которых дети самостоятельно ищут правильное решение.

б) Дидактические игры для ребенка, также хороши при отработке правил и усвоения норм культуры поведения. Задания подбираются самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма, составь по картинкам костюм для прогулки и для праздника; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке.

в) театрализованные игры.

С детьми я готовят постановки сказок «Заяц Хваста», «Лиса и журавль», «Теремок» и другие. Это помогало детям не только оценивать поступки героев, но и выражать их характеры и манеры поведения с особыми эмоциями и интонациями речи. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед сверстниками вносят осознание многих правил поведения в общественных местах, затрагивают правила поведения зрителей в театре, помогают вспомнить правила гостевого этикета.

Также закрепляются знания об этикете на праздниках и развлечениях, таких, как «День вежливости», «Мистер и миссис детский сад».

г) Режимные моменты: сервировка стола, умывание, сборы на прогулку.

Проводится систематическая целенаправленная работа по развитию культуры поведения не только на занятиях, но и во всех видах деятельности, в повседневной жизни детей. Этому способствует содержательная жизнь в детском саду. Например, часто используется сундучок добрых дел, в нем дети находят разные задания: помочь малышам одеться на прогулку, помочь дворнику и другие. Волшебный стул – дети садятся на стул и вспоминают вежливые слова, коробка «мирилка» – дети используют ее при ссорах и обидах друг на друга.

3 этап. Самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными обстоятельствами.

На этом этапе проводятся экскурсии в общественные места: в школу, магазин, аптеку, на почту, в библиотеку, лес. Здесь дети в реальной обстановке могут применить свои знания и практические умения в области культурного поведения и общения. Пригласить на чаепитие родителей - здесь дети показывают знания гостевого этикета, накрывают стол, обслуживают гостей (мам).

Воспитание культуры поведения невозможно без личного примера взрослых в семье, поэтому свою работу нужно вести в тесном контакте с родителями

Среди родителей нужно провести разъяснительную работу по созданию благоприятной обстановки дома. На своих индивидуальных консультациях ив группе, выступлениях на родительском собрании нужно убедить родителей в том, что и дома необходимо поддерживать те требования, которые выдвигают воспитатели в детском саду, Этим работа с родителями не ограничивается. В родительском уголке нужно вывешивать информацию на темы «Кто такой культурный человек», «Как научить ребенка здороваться», «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Формирование культуры трапезы» и другие. Такая планомерная и поэтапная работа с детьми, конечно, дает хорошие результаты.

В повседневной жизни детей всё реже стали возникают конфликты, воспитанники становятся свободнее в общении со сверстниками и взрослыми. Речь детей становится богаче, чаще используются вежливые слова. В общественных местах дети начинают вести себя тихо, спокойно, здороваются с проходящими мимо людьми, мальчики пропускают девочек, помогают девочкам одеваться на прогулку.

Дети следят за своим внешним видом, стали более отзывчивыми и добрыми.

За столом необходимо усовершенствовать навыки еды: дети едят аккуратно, бесшумно сохраняют правильную осанку.

Чтобы лучше узнать ребёнка, необходимы знания о его семье. В начале года нужно провести анкетирование родителей, с помощью которого выясняют знания родителей об этикете, а в дальнейшем, проанализировав анкеты, даются необходимые консультации, делаются папки-передвижки, воспитатели рассказывают о том, какими навыками этикета могут овладеть их дети.

Все эти методы и приемы направлены на то, чтобы сформировать у ребенка навыки культурного общения и этикета не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.

Публикации по теме:

«Транспорт разный есть на свете». Презентация — пособие для работы по реализации нескольких образовательных областей Данный наглядный материал можно использовать при работе в разных образовательных областях. В данном пособии представлена классификация транспорта.

Конспект НОД в средней группе по освоению ОО «Коммуникация» с использованием мнемотехники «Транспорт» .

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Детям об этикете»
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 23:41
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...