Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Детский сад и семья»

Татьяна Иванина
Консультация для воспитателей «Детский сад и семья»

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Публикация «Консультация для воспитателей „Детский сад и семья“» размещена в разделах

Семья и дошкольные учреждения –два важных института социализа-ции детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учрежде-ние играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образова-ние, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослы-ми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие до-школьника без активного участия его родителей в образовательном про-цессе вряд ли возможно. Семья-важнейший институт социализации детей. Она-первое и основное звено, которое связывает жизнь ребенка с окружа-ющей средой, помогает ему устанавливать связь с окружающим миром, ярко проявлять свои интеллектуальные возможности, быстрее реализовы-вать их.

Существенное значение имеет многоаспектное содержание мира се-мьи: этнографическое, культурологическое, социально-нравственное, тру-довое (О. Л. Зверева, С. А. Козлова, М. В. Крулехт, Т. А. Куликова, В. И. Ло-гинова, Т. Я. Шпикалова и др.). Благодаря своей необычайной емкости мир семьи представляет интерес с художественной, исторической, этнографиче-ской, социологической научной и воспитательной точки зрения. Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможно-стей открытия мира семьи своему ребенку. Причины разные: одни родите-ли не хотят, другие не могут правильно рассказывать и показывать, по-скольку не обладают нужным опытом и т. д. Здесь на помощь должно прийти дошкольное образовательное учреждение, так как в детских садах воспитательно-образовательная работа с детьми отличается целенаправ-ленностью, педагогической грамотностью, организована на научных осно-вах и осуществляется специально подготовленными людьми. Дошкольное образовательное учреждение должно направить работу на формирование у детей направленности на мир семьи.

Выражение «дети - зеркало семьи» при всей своей кажущейся ба-нальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Родители всячески стимули-руют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодей-ствия с окружающими людьми. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание — это прежде всего самовоспитание родителей : очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не облада-ют, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

Существует несколько определений семьи.

1. Семья - основанная на браке или кровном род-стве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной по-мощью, моральной и правовой ответственностью.

2. Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей.

3. Семья – это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития.

Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка яв-ляется обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспиты-вающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасно-сти одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые явля-ются членами семейных коллективов. Недополучивший родительской люб-ви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к пе-реживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстни-ков, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Вы-росший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изне-женности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребен-ка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным факто-ром формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизнен-ных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем : дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клу-бок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вме-сте отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаи-моотношения.

Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересо-ванности в социализации личнос­ти ребенка, но и индивидуальной заинте-ресованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей.

Воспитание детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика вос-питания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и сте-пенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

Все родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей, существо-вать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, родительской властью. Он должен заключаться в самих родителях.

Семья во многом может помочь детскому саду. В этой связи целена-правленную работу необходимо проводить с родителями воспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения, так как прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у дошкольников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традици-ям, верам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Вряд ли воспитатель сможет перевоспитать родителей, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия пo отношению к ребенку и другим людям при проведении специ-альной работы возможно. Л. В. Байбородова считает, что в основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:

- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимо-действия при организации совместной деятельности и общения;

- опору на положительные стороны родителей и детей;

- доверие ребенку и родителям;

- принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ре-бенку, к решению возникающих проблем;

- принятие, учет традиций семьи, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам се-мьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;

- обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и ро-дителей;

- содействие формированию гуманных, доброжелательных, ува-жительных отношений между родителями и детьми;

- забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;

- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.

Так дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению с детским садом, условиях воспитания, поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь родителям дошкольника продолжить линию воспитания, начатую в ДОУ. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не уди-вишь. Но, как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском са-ду, инициативы администрации, ее причастности к решению вопросов пе-дагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенство-вания работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам. Воспита-тели зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. Детский сад только тогда удовлетворяет в пол-ной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Роди-тели должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотре-нию, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в дет-ском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и вос-принимают их другими глазами.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания разви-вались в работах В. А. Сухомлинского, который утверждал, что «в до-школьные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суж-дения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Взаимодействие семьи и ДОУ - важнейшее условие успеха в воспита-нии детей, но оно возможно в том случае, когда воспитатели и родители становятся единомышленниками, способными вовремя заметить и устра-нить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обес-печивающую развитие внутренних сил и нравственное становление расту-щего человека.

Знание общих тенденций развития семьи и факторов, влияющих на социализацию личности в семье, воспитателю необходимы знания в обла-сти социальной педагогике для выработки стратегии и тактики педагогиче-ски грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифи-цированной психолого-педагогической и социальной помощи.

Публикации по теме:

Детский сад и семья Воспитание ребёнка не сводится к обучению ребёнка совокупности известных знаний и умений, а необходимо формирование эмоционального отношения.

Детский сад и семья — территория здоровья Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости.

Детский сад и семья. Пути взаимодействия Взаимоотношения педагогов дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) на сегодняшний день самая актуальная проблема. Ведь,.

Консультация для воспитателей «Конструктивная деятельность для воспитателей раннего возраста» Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование.

Консультация для воспитателей «Внимание! Детский травматизм» Консультация для воспитателей «ВНИМАНИЕ! Детский травматизм»(часть 1) Дети дошкольного возраста, как правило, проявляют повышенный интерес.

КВН «Семья и детский сад» Содержание 1. КВН «Семья и детский сад» 2. Награждение родителей сертификатами за участие в конкурсах. 3. Награждение детей сертификатами.

Методическое пособие для музыкальных руководителей и воспитателей «Детский игровой фольклор» В современной системе образования игра не должна отходить на задний план. В обществе на всех ступенях образования совершается грубейшая.

Проект «Семья и детский сад» УЧАСТНИКИ: дети 9-ой группы, их родители и воспитатели. ЦЕЛЬ: познакомиться с историей семей наших детей. ЗАДАЧИ. 1. Знакомить детей с историей.

Родительское собрание в нетрадиционной форме КВН «Семья и детский сад» Ведущий: Добрый вечер, ув. Родители! Сегодня мы собрались дружной компанией, чтобы весело провести этот вечер. Мы вас всех приветствуем.

Семья и детский сад: воспитание толерантности Слайд 2. Мы все живем в обществе. Вокруг каждого из нас очень много людей. Как правило, мы даже не задумываемся, что каждый уникален, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Детский сад и семья»
Опубликовано: 2 августа 2015 в 11:20
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД