МААМ-картинки

Консультация для воспитателей ДОУ на тему «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников»

Литченко Евгения Леонидовна
Консультация для воспитателей ДОУ на тему «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников»

Слово сказка известна с 17 века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", рассказывать. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Ярким собирателем сказок был А. Н. Афанасьев В 1857 - 1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок.

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ на тему „Сказка как средство развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах

Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и дети их очень любят. Из сказок они черпают множество познаний: первое представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намёк").

Сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Существует несколько классификаций сказок :

-художественные (народные и авторские) сказки

-дидактические (цель дидактической сказки - передать ребёнку некое новое знание,

умение, навык)

-сказки о животных

-сказки о людях (волшебные, новеллистические)

-кумулятивные (многократное повторение одних и тех действий или элементов)

-бытовые сказки (характерной приметой этих сказок становится воспроизведение в них

обыденной жизни)

Строение сказки одинаково во всех типах:

1. Зачин - эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями, зачину иногда предшествует присказка, обычно шутливая, она украшает сказку.

2. Основное повествование - развитие сюжета

3. Концовка - любая сказка имеет счастливый конец

Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребёнка и приобретение им учебных знаний.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно - следственные взаимосвязи, делать выводы.

Работая со сказкой в области развития связной речи преследуются такие цели, как:

-создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

-совершенствование лексико - грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

-развитие диалогической и монологической речи;

-приобщение детей к истокам народной культуры

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму:

-слушаем

-рассказываем

-проживаем

-сочиняем сказку

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой - организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте.

Предлагаю Вашему вниманию некоторые игры и игровые приёмы и использованием сказок :

1. Определение лишнего слова

Ребёнок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное.

Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух - ребёнок определяет лишнее слово - избушка.

2. Шагаем в сказку

Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: как бы вы поступили в такой ситуации?

3. Помоги герою найти свою сказку

На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев, и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.

4. Сказочные слова

Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают из сказок, а затем перечислить все слова, с которых начинается сказка.

5. Хорошо - Плохо

Формировать у детей умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.

Например (мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо? Почему (Мышка помогла помогла вытянуть репку. Это плохо? Почему? А кошка могла съесть мышку)

Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка,истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

В заключении хотелось бы сказать : читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению.

Публикации по теме:

Режиссерская игра как средство развития связной речи у старших дошкольников Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание,.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников» Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников» Подготовил: воспитатель.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников» Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального государственного образовательного.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство развития речи младших дошкольников»Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство развития речи младших дошкольников» .

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Использование словесных игр для развития связной речи» (февраль. 2019) Связная речь – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных.

Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников» Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями, ищут новые подходы в образовании. Как.

Педсовет «Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников» ПЕДСОВЕТ – ДЕЛОВАЯ ИГРА Слайд2 «Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников». Дата проведения:.

Сказка как средство развития речи дошкольников Сказка как средство развития речи дошкольников Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Легкая для детского.

Сказка как средство развития связной речи у дошкольников Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной.

Выпускная аттестационная работа «Режиссерская игра как средство развития связной речи у старших дошкольников» Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ на тему «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников»
Опубликовано: 24 июня 2019 в 13:58
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД