Консультация для воспитателей «Фольклор для маленьких»

Светлана Кудрина
Консультация для воспитателей «Фольклор для маленьких»

Сказка - это новелла, состоящая из цепи взаимосвязанных, однотипных частей. Кумулятивная композиция сказки (т. е. повторение эпизодов с нарастанием напряжения и усложнением действия) по сути своей - серия потешек, в которых присутствуют разнохарактерные персонажи, отличаю-щиеся и внешними особенностями. Вместе с тем персонажи потешек являются и типическими образами русской народной сказки, которые требуют художественного раскрытия, постепенного вхождения в мир народного искусства. Вот почему встрече ребенка со сказкой должна предшествовать подготовительная работа, суть которой - постепенное формирование у него об-разного, художественного восприятия сюжетов, более широких по объему и глубоких по содержанию.

Исследовательская работа с народным поэтическим словом для самых маленьких показала: детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно по законам красоты "открывается" перед ними притягательная сила народного слова - "чутье языка", элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному, национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, к родному краю, Родине.

Однако эти высокие цели достижимы, если педагог работает с народными произведениями методически грамотно, если он сознательно выбирает приемы, адекватные возрастным возможностям малышей. Видя группу в целом, воспитатель "чувствует" каждого ребенка и ведет занятие так, будто обращается именно к нему, взаимодействует именно с ним (так воспринимает взрослого ребенок). Вместе с тем перед воспитателем стоит задача: зная возможности детей, активизировать роль каждого, пытаясь раскрыть их индивидуальность. Более того, у него должна быть установка на поиск индивидуальности.

Если иметь в виду конкретные методы и приемы в работе с детьми третьего года жизни, то следует учесть, что дидактика раннего детского возраста включает обобщение известных методов обучения маленьких (см. ис-следования Н. Аксариной, Р. Тонковой-Ямполъской, К. Печоры, В. Пантюхина, Э. Фрухт, А. Фонарева, Б. Радиной, С. Новоселовой и др.).

Вместе с тем на современном этапе интенсивно разрабатываются и новые принципы, методы и приемы обучения. На материале фольклорной тематики нами выполнена работа, результат которой - разработанная на основе изучения ориентировочно-исследовательской деятельности дидактическая система для детей раннего возраста. Стало очевидным, что методы и приемы должны быть дифференцированы при обучении на первом, втором и третьем годах жизни ребенка.

Как отмечалось выше, третий год жизни в отличие от первых двух не-сет в себе новации с установкой на речевое взаимодействие с ребенком, на обращение к его внутреннему миру, обогащенному эмоционально и умственно на основе развивающегося образного восприятия и наглядно-образного мышления. Именно это создает предпосылки для введения эле-ментов знаковой культуры (в слове, в рисунке, в игрушке и т. п.).

Общие дидактические принципы обучения детей раннего возраста -активность и посильная самостоятельность - остаются ведущими и для детей третьего года жизни, особенно в первое полугодие. Они осуществляются, во-первых, установкой на двусторонний контакт (обеспечение понимания смыслового содержания полностью); во-вторых, потребностью речевого взаимодействия (необходимостью контакта со взрослыми); в-третьих, потребностью эмоционального взаимодействия (сопереживанием по поводу содержания произведения); в-четвертых, потребностью действенного соучастия (введением элементов помощи и совместных действий со взрослым в процессе ознакомления с произведением). Иными словами, педагог постепенно ведет детей от ситуативно-художественно обогащают детей. (Разумеется, воспитатель может проявить и собственное творчество в изготовлении ярких пособий для занятий.)

Каждое занятие должно быть структурно выдержано, иметь логику преподнесения материала, а следовательно, включать этапы освоения. Успешность работы в выборе методов и приемов будет зависеть от уровня профессиональной компетенции педагога, его умелости и даже творческой одаренности.

Публикации по теме:

ЛукоморьеЛукоморье По сказкам А. С. Пушкина. С детства мы любим слушать сказки,а произведения А. С. Пушкина занимают особое место. Это русалка, кот,33 богатыря.

Новый год у воротНовый год у ворот Новый год у ворот, композиция из детских ладошек, сделано из цветной бумаги, присутствуют: Дед Мороз, снегурочка, ёлочка, лисица и заяц.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние птицы
  • Игрушки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Фольклор для маленьких»
Опубликовано: 15 марта 2014 в 14:24
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...