Консультация для воспитателей «Фольклор для маленьких»

Светлана Кудрина
Консультация для воспитателей «Фольклор для маленьких»

Сказка - это новелла, состоящая из цепи взаимосвязанных, однотипных частей. Кумулятивная композиция сказки (т. е. повторение эпизодов с нарастанием напряжения и усложнением действия) по сути своей - серия потешек, в которых присутствуют разнохарактерные персонажи, отличаю-щиеся и внешними особенностями. Вместе с тем персонажи потешек являются и типическими образами русской народной сказки, которые требуют художественного раскрытия, постепенного вхождения в мир народного искусства. Вот почему встрече ребенка со сказкой должна предшествовать подготовительная работа, суть которой - постепенное формирование у него об-разного, художественного восприятия сюжетов, более широких по объему и глубоких по содержанию.

Исследовательская работа с народным поэтическим словом для самых маленьких показала: детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно по законам красоты "открывается" перед ними притягательная сила народного слова - "чутье языка", элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному, национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, к родному краю, Родине.

Однако эти высокие цели достижимы, если педагог работает с народными произведениями методически грамотно, если он сознательно выбирает приемы, адекватные возрастным возможностям малышей. Видя группу в целом, воспитатель "чувствует" каждого ребенка и ведет занятие так, будто обращается именно к нему, взаимодействует именно с ним (так воспринимает взрослого ребенок). Вместе с тем перед воспитателем стоит задача: зная возможности детей, активизировать роль каждого, пытаясь раскрыть их индивидуальность. Более того, у него должна быть установка на поиск индивидуальности.

Если иметь в виду конкретные методы и приемы в работе с детьми третьего года жизни, то следует учесть, что дидактика раннего детского возраста включает обобщение известных методов обучения маленьких (см. ис-следования Н. Аксариной, Р. Тонковой-Ямполъской, К. Печоры, В. Пантюхина, Э. Фрухт, А. Фонарева, Б. Радиной, С. Новоселовой и др.).

Вместе с тем на современном этапе интенсивно разрабатываются и новые принципы, методы и приемы обучения. На материале фольклорной тематики нами выполнена работа, результат которой - разработанная на основе изучения ориентировочно-исследовательской деятельности дидактическая система для детей раннего возраста. Стало очевидным, что методы и приемы должны быть дифференцированы при обучении на первом, втором и третьем годах жизни ребенка.

Как отмечалось выше, третий год жизни в отличие от первых двух не-сет в себе новации с установкой на речевое взаимодействие с ребенком, на обращение к его внутреннему миру, обогащенному эмоционально и умственно на основе развивающегося образного восприятия и наглядно-образного мышления. Именно это создает предпосылки для введения эле-ментов знаковой культуры (в слове, в рисунке, в игрушке и т. п.).

Общие дидактические принципы обучения детей раннего возраста -активность и посильная самостоятельность - остаются ведущими и для детей третьего года жизни, особенно в первое полугодие. Они осуществляются, во-первых, установкой на двусторонний контакт (обеспечение понимания смыслового содержания полностью); во-вторых, потребностью речевого взаимодействия (необходимостью контакта со взрослыми); в-третьих, потребностью эмоционального взаимодействия (сопереживанием по поводу содержания произведения); в-четвертых, потребностью действенного соучастия (введением элементов помощи и совместных действий со взрослым в процессе ознакомления с произведением). Иными словами, педагог постепенно ведет детей от ситуативно-художественно обогащают детей. (Разумеется, воспитатель может проявить и собственное творчество в изготовлении ярких пособий для занятий.)

Каждое занятие должно быть структурно выдержано, иметь логику преподнесения материала, а следовательно, включать этапы освоения. Успешность работы в выборе методов и приемов будет зависеть от уровня профессиональной компетенции педагога, его умелости и даже творческой одаренности.

Публикации по теме:

ЛукоморьеЛукоморье По сказкам А. С. Пушкина. С детства мы любим слушать сказки,а произведения А. С. Пушкина занимают особое место. Это русалка, кот,33 богатыря.

Новый год у воротНовый год у ворот Новый год у ворот, композиция из детских ладошек, сделано из цветной бумаги, присутствуют: Дед Мороз, снегурочка, ёлочка, лисица и заяц.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние птицы
  • Игрушки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Фольклор для маленьких»
Опубликовано: 15 марта 2014 в 14:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление развивающей среды на стене в беседке ДОУ. «Времена года».
Стену в беседке мы решили оформить в экологическом направлении, дерево "Времена года". Сначала подготавливаем стену: обдираем старые облущенные слои,...
Конспект познавательно-игрового занятия для старшей группы «Август заглянул сегодня в...
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды...
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...