МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Формирование и развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР»

Ирина Трунова
Консультация для воспитателей «Формирование и развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР»

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед совершенствует и речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их, то есть те навыки и умения, которые были получены на логопедических занятиях.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование и развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР“» размещена в разделах

Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых умений и навыков. Перед воспиталем группы детей с ОНР стоят коррекционные и общеобразовательные задачи.

Закрепление у детей навыков связного высказывания может происходить как на фронтальных, так и на занятиях по познавательному развитию, художественно – эстетическому и трудовому развитию, и других видах самостоятельной и совместной с взрослыми детской деятельности.

Овладение воспитателем методами и приёма обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию и формированию речи дошкольников.

На занятиях рекомендуется использовать следующие приё мы и методы: объяснение, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала (который должен быть реалистичным, целесообразным, соответствовать возрастным особенностям, речевые упражнения, самостоятельная оценка собственной и сверстников речевой деятельности.

При проведении того или иного НОД педагогу необходимо находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приёмов, для повышения активности и самостоятельной деятельности детей.

При работе над пересказом (вид монологической речи, в группе для детей с ОНР воспитателю необходимо учитывать следующее:

- на первом этапе сформировать у детей подробному пересказу, затем выборочному, и на третьем этапе - творческому пересказу.

Подробный пересказ воспитывает навык последовательного полного изложения мысли.

Выборочный пересказ формирует умение отделять более узкую тему от общего текста.

Творческий пересказ воспитывает воображение, формирует умения и навыки использовать впечатления из собственного жизненного опыта и совё отношение к данной теме.

Подбирая произведения для пересказа, воспитателю необходимо учитывать следующее:

- высокую художественную ценность, идейную направленность;

- динамичность, лаконичность, образность изложения;

- чёткость и последовательность изложения. Развёртывания действий. Занимательность содержания.

Помимо этого необходимо учитывать доступность содержания литературного произведения, учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности детей.

При обучении детей пересказу, воспитателю необходимо использовать следующие методы и приё мы:

- дву и трёх кратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ и рассматривание иллюстраций по произведению, речевые упражнения, точные указания педагога относительно выполнения того или иного задания. О правильном их использовании будут свидетельствовать результаты детей во время НОД.

Любому виду пересказ должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысла и выразительности. Это поможет детям овладеть причинно – следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен.

Следующей формой работы над формированием и развитием связной речи, является составление рассказов по картине.

Выделяют следующие виды НОД по обучению детей рассказыванию по картине:

- составление описательного рассказа по предметной картине;

- составление описательного рассказа по сюжетной картине;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту;

- составление рассказа с элементами творчества;

- завершение рассказа по готовому началу;

- прослушивание текста и нахождение в нём смысловых ошибок;

- составление рассказа – описания о любимой игрушке, или той игрушки, о которой мечтаешь или которую хочешь получить в подарок.

На занятиях с использование картины ставятся разнообразные задачи, которые зависят от содержания используемого материала:

- формировать у детей умение правильно понимать содержание картины;

- воспитывать чувства, которые вызывает та или иная картина;

- формировать умение составлять связный рассказ по картине;

- активизировать и расширять словарный запас.

К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются следующие требования:

- точная передача сюжета, целесообразность использования языковых средств, самостоятельность.

У детей формируются умения и навыки по описанию события, указывая место и время действия, придумывание того что было и того что ещё будет. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

Для коллективных рассказов необходимо подбирать картины с достаточным по содержанию материалом, в данном виде детской деятельности формируется и развивается чувства коллективизма.

Одним из важных заданий является, составление по картинам рассказов – загадок, которые можно использовать в разнообразных видах деятельности.

Таким образом, так как дети с ОНР испытывают затруднения при пересказе и составлении рассказа по картине, можно выделить основные направления коррекционной работы:

- составление предложений по двум предметным картинкам, с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными предложениями;

- восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку, одно или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах, отсутствует начало или конец предложения;

- составление предложений по «живым картинкам», с демонстрацией действий на доске;

- восстановление предложений по смысловой деформацией;

- отбор слов из названных педагогом, и составление с ними предложения.

Постепенно у детей формируются умения располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова.

Формирование связной речи, изменение её функций является следствием усложняющейся деятельности ребёнка и зависит от содержания, условий и форм общения ребёнка с окружающими.

Связная речь - это особая форма коммуникативной деятельности. У детей с ОНР это форма сама не формируется, это проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания.

Публикации по теме:

Перспективный план учителя-логопеда на июнь дата Совместная деятельность игры и упражнения на свежем воздухе Индивидуальная коррекционная работа с детьми Методическая деятельность.

Заботливым родителям о работе логопеда в детском саду в условиях логопунктаЗаботливым родителям о работе логопеда в детском саду в условиях логопункта ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ О РАБОТЕ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ САДУ Уважаемые родители! С детьми Вашей группы работает логопед Добрынина Эльвира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование и развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР»
Опубликовано: 8 мая 2014 в 20:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД