Получи документы

Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду.

Мадина Курбанова
Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду.

Ознакомление с профессиональной деятельностью близких взрослых позволяет дошкольникам осознать личностную и социальную значимость труда.

М. В. Крулехт в книге «Дошкольник и рукотворный мир» отмечает: «Труд — центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту». Но если трудовая деятельность мамы и папы в быту доступна для наблюдения детьми и ребенок ощущает на себе результаты этой деятельности, то профессиональная деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка-дошкольника. Зачастую дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения (например, труд шахтера, сталевара) или результат труда не выражен материально (например, труд экономиста, бухгалтера). Рассказы детей о труде родителей свидетельствуют : дошкольники нередко не понимают сути их профессиональной деятельности, даже если знают профессию родителей и бывали у них на предприятии (рабочем месте). «Моя мама работает менеджером. На работе она пишет, разговаривает по телефону, на компьютере печатает… Еще она с другими людьми встречается…».

Публикация «Консультация для воспитателей, Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду,» размещена в разделах

Возможно, нет необходимости знакомить дошкольника с содержанием труда менеджера, однако знакомство с профессией родителей позволяет наглядно продемонстрировать детям личностную и социальную значимость труда. Пример родителей помогает дошкольникам понять, что каждый взрослый человек является носителем определенной профессии, в трудовой деятельности человек себя выражает, результатом его труда пользуется все общество, трудом мамы и папы можно гордиться, от их трудовой деятельности зависит благосостояние семьи, а от выбора профессии -жизненный путь человека.

Экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведенные под руководством В. И. Логиновой в 1980-е годы, показали, что детям доступны системные знания о труде, базирующиеся на ключевом понятии «трудовой процесс». Главным педагогическим условием воспитания ценностного отношения к труду выдвигается формирование системных знаний о трудовом процессе.

Работая над данной проблемой, необходимо поставить задачу - помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать на доступном ему уровне личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии их родителей.

На первом этапе работы выявляется уровень знаний детей о ценности труда родителей методом опроса. В анкету можно включить следующие вопросы:

• Где и кем работает мама (папа?

• Чем занимается на работе мама (папа?

• Для чего мама (папа) это делает?

• Любит ли мама (папа) свою работу?

• Кому стало хорошо от того, что мама (папа) делает на работе?

На втором этапе работы нужно помочь старшим дошкольникам осознать личностную и социальную значимость профессиональной деятельности родителей.

Наиболее эффективными методами, помогающими старшим дошкольникам осознать личностную и социальную значимость профессиональной деятельности родителей являются:

• Проведение тематических недель «Мама и папа на работе».

На протяжении этих недель дети знакомятся с трудом своих родителей. Проводятся специальные игры, занятия, образовательные ситуации по теме труда родителей (минутки вхождения в день «Вас приветствует воспитатель (пожарный, летчик, продавец)», беседа «Все работы хороши», рисование «Люди в белых халатах», спортивное развлечение «Мы - регулировщики», музыкальная постановка «Кем быть?», мини-спектакль «Ой, к нам пришел портной» и др.). В уголке природы и центре детского экспериментирования могут размещаться образцы горных пород, угля - результаты труда шахтеров, в игровом центре «Маленькая хозяюшка» - графические рецепты приготовления простых блюд, в центре игр для мальчиков- альбом с фотографиями автомобилей разных марок.

• Уголок трудовой славы родителей.

В уголке размещаются почетные грамоты, благодарственные письма, которыми награждены родители воспитанников, фотографии, иллюстрирующие их профессиональную деятельность, вырезки из газет, рассказывающие об их трудовых успехах. Воспитатели знакомят детей с содержанием всех представленных в уголке трудовой славы родителей материалов: рассматривают вместе с дошкольниками фотографии, читают заметки и пр.

• Рассказы родителей о своей профессии. Самое яркое событие для детей - приход в гости родителей воспитанников с рассказами о своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда.

• Модели трудовых процессов.

В работе по ознакомлению детей с трудом взрослых могут использоваться модели трудовых процессов, в том числе предложенную разработчиками программы «Детство» лесенку трудового процесса, ступени которой последовательно обозначают цель труда, материалы, инструменты, трудовые действия и результат. Когда дети осваивают данную модель, можно предложить им вместе с родителями заполнить ее соответствующими рисунками. Экскурсии на место работы родителей. Яркое впечатление оставляют экскурсии на место работы родителей.

Яркое впечатление оставляют экскурсии на место работы родителей. Можно обыграть с детьми экскурсию, например, в пожарную часть, где дети не только смогут рассмотреть пожарную машину, но и увидеть место, где принимается сигнал о пожаре, понаблюдать за тем, как машина готовится к выезду. В процессе экскурсии дети понимают, что профессия пожарного требует ответственности, хорошей физической подготовки, мужества и доброго сердца, от профессионализма пожарного зависят жизни попавших в беду людей.

• Фотоальбомы «Я как папа», «Я как мама».

Испытать чувство гордости за труд своих родителей детям помогло создание фотоальбомов «Я как папа» и «Я как мама». В данных альбомах собраны фотографии мальчиков и девочек, изображающих своих родителей на рабочем месте. Под каждой фотографией размещается небольшое четверостишие, передающее отношение ребенка к профессии папы или мамы.

К празднику 8 Марта можно оформить стенгазету «Мамы всякие важны», рядом с фотографиями мам разместить рисунки и рассказы детей о труде своих мам.

• Театрально-игровая программа для воспитанников других групп «Что взрослые делают на работе».

Своеобразным итогом работы по ознакомлению детей с профессиями родителей может стать театрально-игровая программа для воспитанников других групп "Что взрослые делают на работе?" Дети разыгрывают театрализованные миниатюры о людях разных профессий (прежде всего своих мам и пап, рассказывают о значимости профессий родителей для других людей.

Долгое время дошкольная педагогика пыталась обойти проблему дети и деньги. Вместе с тем, большинство детей при ответе на вопрос «Зачем трудятся родители отвечают: «Чтобы заработать деньги». Дошкольники знают, что взрослые получают деньги за труд, однако далеко не всегда связывают денежный эквивалент с результатами их труда.

Исследования М. В. Крулехт показали, что системные знания о труде, его направленности на результат, удовлетворяющий разнообразные потребности человека (в пище, жилье, услугах медицины, образования, бытовых услугах, развлечениях, «дают возможность старшему дошкольнику установить связь между результатами труда и деньгами, получить осознанное представление о том, что деньгами оплачивают результат труда людей».

Дети с уважением относятся к родителям и их трудовой деятельности. Для многих дошкольников она является эталоном профессиональной деятельности и они планируют освоить профессию родителей в будущем.

В результате дети не только открыли для себя увлекательный мир трудовой деятельности взрослых, но и осознали их в новой социальной роли человека-труженика.

Правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Любимая работа - великое благо. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно трудиться на благо своей семьи, города, страны, уважают и чтят люди.

Публикации по теме:

Формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников через познавательную деятельность Формирование здорового поколения – одна из главных проблем нашего государства. Она является особенно актуальной на современном этапе развития,.

Формирование позитивных установок к труду у детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру профессий родителей В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии.

Формирование эмоционального отношения к продукту изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди.

Формирование положительного отношения к труду у старших дошкольников в организованных формах работы Из опыта работы: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ в организованных формах работы. воспитатель Харламова.

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов.

Консультация для родителей «Формирование ценностного отношения детей к миру семьи» Консультация для родителей на тему «Формирование ценностного отношения детей к миру семьи» Современные исследования свидетельствуют о решающей.

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Развивать связную речь — логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание,—.

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 Формирование фонематического.

Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ. Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных.

НОД по физическому развитию, направленное на формирование ценностного отношения к здоровью «Зарядка для мартышки» Представленный конспект непрерывной образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста разработан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду.
Опубликовано: 30 сентября 2017 в 18:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД