Папки-передвижки

Консультация для воспитателей. «Художественное творчество» (лепка)

Степанида Янбахтина
Консультация для воспитателей. «Художественное творчество» (лепка)

Лепка во всех возрастных группах:

Первая младшая группа:

Обучение лепке в основном сводится к общим учебно-воспитательным задачам : содействовать формированию интереса к лепке, знакомить со свойствами материала, учить правильно пользоваться глиной (не разбрасывать, лепить за столом, обучать простейшим техническим приемам (отрывать, раскатывать, соединять, учить лепить несложные предметы (палочки, мячик). Малышей увлекают различные действия с глиной: соединение и расплющивание, скатывание и раскатывание. Освоив элементарные действия с глиной, дети овладевают умением лепить предметы простейшей формы: столбики, карандаши, палочки. Основная цель данного этапа – научить движению, которое даст возможность получить цилиндрическую форму. Следующий этап- изображение шаровидной формы (шарик, мяч, апельсин и т. д.). Научившись лепить предметы цилиндрической и шаровидной формы, дети могут изображать и более сложные, как например, забор из нескольких столбиков, баранку из согнутого столбика, башенку из нескольких колец, погремушку из столбика и шара. В этом возрасте необходимо проводить повторные занятия, чтобы все дети в течение года овладели навыками лепки цилиндра и шара. Занятия по лепке носят предметный характер, т. е дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом.

Публикация «Консультация для воспитателей, „Художественное творчество“ (лепка)» размещена в разделах

Вторая младшая группа:

(1 квартал) Дети второй младшей группы более подготовлены к занятиям по лепке. Они уже владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска. Дети учатся согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины. Следующий этап – это изменение знакомого предмета для получения другого: например свернуть палочки в колечки, баранки, бублики. После того как дети освоят лепку столбика и кольца, дети учатся лепить предметы округлой формы, т. е. скатывать ком глины между ладонями круговыми движениями. Тут понадобится координация движения обеих рук, зрительный контроль за этими движениями, чтобы ком глины принял округлую форму. Упражняясь, дети лепят шары, мячи, яблоки, апельсины, вишни.

(2 квартал) Дети вначале учатся изображать дискообразные предметы приемом расплющивания шарообразной формы между ладонями. Дети могут изобразить лепешку, печень, пряник и украсить их, углубляя поверхность пальцем или специально приготовленными палочками – печатками. В этом случае им предоставляется самостоятельность.

(3 квартал) детей учат лепить предметы, состоящие из нескольких частей: самолет, снеговик, башенка из шариков, кольцо или диск, птичка, кукла-неваляшка. Поэтому по заданию воспитателя дети лепят снеговика только из двух шаров: большого и маленького, а самолет – из трех валиков. Постепенно в процессе лепки включаются в работу пальцы. Теперь педагог может предложить детям вылепить пряник, пирожное с украшениями, выполненными путем защипывания краев.

(4 квартал) в летнее время закрепляют умения, полученные в течение предыдущих кварталов. Дети могут лепить вишни, ягоды, грибы, некоторые овощи и фрукты. Обучение лепке педагог строит так, чтобы к моменту перехода в среднюю группу дети владели необходимой техникой и умениями для создания выразительного образа. Дети 3-4 лет могут уже в большей степени, чем дети 3-го года жизни, лепить по собственному замыслу, (тоже применяется рассматривание иллюстраций, картинок, т. е предварительная работа).

На первых занятиях педагог показывает приемы изображения и объясняет их. Все действия при показе должны быть четкими и понятными, чтобы детям было понятно воспитатель предлагает перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе., обучение детей в э том возрасте должно предусматривать развитие детской самостоятельности, поэтому в тех случаях, когда приемы знакомы, их не показывают.

Средняя группа

На первых занятиях детям предлагают раскатывать ком глины прямыми и круговыми движениями, расплющивать полученную форму между ладонями. Повторные задания проводятся для закрепления способов лепки и более точного выполнения требований педагога. Для этого педагог учит лепить не только движениями ладоней, но и передавать пальцами характерные детали формы. Кроме того, пальцами дети уточняют овальную форму, например моркови, огурца.

Во втором квартале детям предлагают лепить предметы из целого куска (овощи, фрукты, а также фигурки состоящие из нескольких частей. (кукла, фигурка девочки в шубе, кролика, кошку, зайца, мишку игрушечного). Строение фигуры человека дети поймут быстрее, если научатся лепить снеговика. В средней группе дети лепят снеговика из трех частей. Дети могут изобразить руки и другие детали, после этого можно учить лепить куклу в платье или фигурку девочки в длинной шубке. Постепенно задачи усложняются: детей учат изображать животных. Например кошку они начинают лепить с туловища овальной формы, затем голову и хвост. Продолжая совершенствовать способы лепки, воспитатель учит детей заострять и закруглять пальцами конец столбика, защипывать края диска-лепешки для создания более красивой и полной формы, (пирожок, ватрушка, печенье, блюдце).

В третьем квартале решаются новые задачи: научить детей оттягивать глину при лепке мелких частей, вдавливать ее пальцами для получения полых предметов, загибать края у расплющенной формы во время лепки посуды, прочно скреплять части, замазывая места скрепления. Оттягивать глину от общей массы дети учатся, изображая цыпленка, птичку, рыбку. Нужно научить детей делить глину на необходимое количество частей. Дети учатся лепить посуду. Для этого показываем два способа: вдавливание пальцами округлой и цилиндрической формы (для получения стакана, кружки) и отгибание краев у расплющенной формы (тарелка, блюдо, поднос, ручку чашки дети лепят, используя умение защипывать и оттягивать глину от общей формы, а также новым способом – примазыванием к вылепленному сосуду глиняного валика. В летний период создаются возможности для закрепления приобретенных умений, дети лепят все предметы, которые научились делать в течение учебного года. Воспитатель объясняет и показывает способ лепки, полный или частичный.

Старшая группа

В начале года дети лепят наиболее простые и знакомые для них предметы, учатся передавать характерные детали движением всей руки и главным образом пальцев, учатся изображать предметы из отдельных частей, из целого куска путем вытягивания частей из общей массы, лепят фрукты, овощи, лепят фигуру человека и животных. Лепка из целого куска – это работа по народной игрушке (петушок, уточка-свистулька и кукла, лепка по народной игрушке помогает детям учиться лаконичному изображению формы, декоративно оформлять налепы и росписи. Так постепенно детей подводят к работе с натуры. (1 квартал)

Начиная с декабря воспитатель учит детей передавать признаки предметов: длинный – короткий, толстый - тонкий, устанавливать фигурку в вертикальном положении, соблюдать относительную величину частей, плотно скреплять части вылепленной фигурки, прижимая их одну к другой и сглаживая места скреплений. Дети учатся лепить Деда Мороза, Снегурочку по типу дымковской игрушки, девочку и мальчика в зимней одежде, причем туловище и голову лепят из целого куска, а руки и ноги – отдельно, плотно примазывая их к туловищу, лепят животных из одного куска, лепка посуды из целого куска по мотивам керамических народных изделий, желательно вылепленную посуду декоративно оформить.

(2 квартал).

Дети учатся устанавливать фигурки на подставках. Темами лепки могут быть фигуры человека и животного в движении: танцующий петрушка, медведи из сказки «Два жадных медвежонка», сценка из сказки «Колобок».

При лепке посуды используется новый способ – ленточный, когда дно-диск соединяется с лентообразной стенкой – расплющенная глиняная палочка(3 квартал)

Летом детям повторяют пройденное, применяют знакомые способы лепки, делают предметы и скульптуры, которые можно использовать для игр (птичий двор, дети лепят как по заданию воспитателя, так и по замыслу детей после предварительных наблюдений или с натуры. Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показ требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались, например уточка - свистулька.

Подготовительная группа

Перед воспитателем стоит задача – научить детей лепить предметы характерной формы. Для этого вначале года им предлагают изображать овощи и фрукты. Так, в старшей группе дети лепили разные по форме (огурец и свеклу, чтобы лучше понять их особенности по контрасту. Задачи усложняются дети лепят два однородных предмета различной формы, например одно яблоко овальной формы (крымское, а другое – округлой (антоновское, несколько видов огурцов. Детей учат создавать фигуры по игрушке или скульптуре, изображающих предмет в действии: поющий петух, играющий котенок, лепят животных по представлению. Продолжают лепить фигуру человека. Сначала это несложные фигурки. Повторяющие по способу те, что лепили в старшей группе, постепенно во время лепки с натуры дети уточняют форму, пропорции человеческой фигуры. Фигуры людей можно лепить и по игрушкам дымковских мастеров. Дети могут лепить сказочные персонажи. Во втором квартале отрабатывается умение лепить из целого куска. Передавая сюжет сказки, дети учатся соблюдать взаимосвязь между фигурами, соразмерять их и плотно прикреплять к подставке.

В подготовительной группе детей обучают лепке посуды из колец. А также путем выбирания глины из цилиндрической или шарообразной формы стекой. В первом случае кольца, сделанные из валиков, укладывают одно на другое и плотно соединяют, замазывая места соединения с внутренней и внешней сторон.

Во втором случае левая рука держит изделие, а правая рука стекой делает углубление, постепенно увеличивая его. Первым способом можно вылепить кружку, миску, солонку, вазу для цветов, а вторым – горшочки, кувшины, округлые и цилиндрические вазы. Одновременно детей учат обрабатывать поверхность изделия, заглаживая ее мокрой тряпочкой для последующего украшения рельефом или росписью ангобом (ангоб — это глина, разведенная до консистенции сметаны, грунтовка) или гуашью.

В 3 квартале воспитатель обучает детей коллективной лепке. На основе раннее полученных знаний и умений дети создают коллективные композиции. Работа строится на изображении по представлению, но не отменяется лепка с натуры, по картинке. В подготовительной к школе группе дается предметная сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов можно проводить или по предложению воспитателя, или по замыслу детей. На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности. Занятия по замыслу проводятся в течение всего года, по мере того как дети накапливают знания и умения. Наиболее сложно детям изображать человека, поэтому воспитатель организует рассматривание кукол, проводит наблюдения на улице. Во время прогулки: на катке или в парке, обращает внимание на фигуру человека, соотношение ее частей, предлагает сравнивать фигуры взрослого и ребенка. А как отобразить движение? Лучше всего обратить внимание детей на то, как двигаются люди. Обучая детей предметной или сюжетной лепке, воспитатель использует художественную литературу : подбирает произведения где персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях, можно применять игровые приемы: например провести игру в гончарную мастерскую, игра предваряется рассказом о том, как мастера создают посуду или другие изделия, а дети начинают лепить посуды для игры (в «магазин»

Публикации по теме:

Перспективное планирование по лепке в первой младшей группе, по программе Вераксы «От рождения до школы» Сентябрь № недели Тема. Цель Источник Детский сад с 3 сентября по 7 сентября 1. Тема: Пряники для мишки. Цель: Использовать изобразительный.

Рекомендации к проведению занятий РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЛепкаОсновной пластический материал, который используют в обучении детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей. «Художественное творчество» (лепка)
Опубликовано: 5 апреля 2013 в 07:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД