Папки-передвижки

Консультация для воспитателей и родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук»

Татьяна Ивановна Лепа
Консультация для воспитателей и родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев

В. А. Сухомлинский

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Развитие мелкой моторики пальцев рук“» размещена в разделах

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего

возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой

моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая, не только оказывает благоприятное влияние на умственное развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений – это в дальнейшем облегчит приобретение необходимых навыков.

Зарубежные и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Так В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Поэтому разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Для развития мелкой моторики руки существует много интересных приёмов, при этом используются разнообразные стимулирующие материалы.

К ним относятся:

- Самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, который оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Использование тренажеров и массажеров повышает интерес детей.

Массаж пальцев начинают с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию.

Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»).

Массаж ладонных поверхностей проводится каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости. Его также можно проводить с помощью грецких орехов, Массаж «четками или карандашами.

Пальчиковые игры и упражнения. Их можно условно разделить на 3 группы: игра без предметов; с использованием атрибутики; игры с предметами. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5—10 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения.

Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок. Вся работа направлена на снижение гиперактивности, эмоционального напряжения, развития мелкой моторики пальцев рук. Пересыпание песка, перебирание его руками расслабляет, успокаивает и служит массажем для рук. Проводятся различные упражнения: рисование на песке пальцами, палочкой, путем раздувания через трубочку, раздвигания руками, нахождение маленьких игрушек в песке.

Развитию тактильных ощущений способствует «Пальчиковый бассейн», Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательной активности рук.

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки : мозаика, фигурки на магнитах, рамки и вкладыши, пазлы, разные виды конструкторов, кубики, игрушки-шнуровки, деревянная пирамидка.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность :

– застёгивание и растёгивание пуговиц, молний, кнопок

– запускание пальцами мелкие волчки

– нанизывание колец на тесьму

– бизиборды

– разминание пальцами пластилина и глины

– закручивание крышек, завод механических игрушек

– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха)

- разминание руками поролоновых шариков, губки

- рисование, раскрашивание, штриховки

- резание и вырезывание ножницами

Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Мелкая моторика, умственное развитие, удачное сочетание генов, воспитания и окружающей среды - идеальная основа для развития умственных способностей малыша. Главное - не упустить время!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Значение развития мелкой моторики пальцев рук» Значение развития мелкой моторики пальцев рук велико и значимо. Динамические упражнения для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых.

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования». Актуальность. На всех этапах.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у дошкольника-важнейший этап его к школьному обучению» Консультация для родителей на тему : «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению» Уважаемые.

Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук» «Развитие речи детей через мелкую моторику рук» Цель: повышение уровня компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития речи.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук» Развивая мелкую моторику ВАЖНО: • Для штриховки или раскрашивания необходимо иметь альбомы и раскраски; • Простой и цветные карандаши должны.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи. Формирование мелкой моторики пальцев рук»Мастер-класс для педагогов «Развитие речи. Формирование мелкой моторики пальцев рук» Хочу поделиться с вами некоторыми своими мыслями. В этом учебном году я набрала 2-ю младшую группу. В ходе своей работы обнаружила, что.

Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рукРазвитие мелкой моторики пальцев и кистей рук ТЕНЕВОЙ ТЕАТР Цель: ставится педагогом в зависимости от вида занятия. Задачи: - коррекция мелкой моторики пальцев и кистей рук; - развитие.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего и дошкольного возраста. Консультация-практикум для воспитателей Ребёнок не говорит. Ребёнок плохо говорит. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей» «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов».

Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста Ум на кончиках пальцев. Развитие у ребёнка мелкой моторики рук Цель: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей и родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук»
Опубликовано: 8 сентября 2017 в 21:49
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД