МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Индивидуализация в работе с детьми дошкольного возраста»

Любовь Афанасьева
Консультация для воспитателей «Индивидуализация в работе с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

С принятием ФГОС ДО наблюдается, повышенный интерес к индивидуализации образовательной деятельности в целом, что характерно для педагогических изысканий последнего времени.

В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования :

Публикация «Консультация для воспитателей „Индивидуализация в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Цель педагога:

создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

Задачи педагога:

-формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;

-индивидуализация образования каждого ребенка;

-формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий;

-формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром;

-стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;

-создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;

-своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы;

-формирование и развитие у дошкольников качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности;

-создать условия для развития самостоятельности в планировании, реализации замыслов;

-разработать систему ППС (психолого-педагогического сопровождения) индивидуального сопровождения ребенка;

-развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности в условиях социализации и индивидуализации детей.

Концепция модернизации образования выделяет принцип индивидуализации, как один из ведущих методов образования. Развиваются эти идеи в русле «личностно-ориентированного подхода» к образованию. Почему индивидуализация образовательной деятельности так актуальна сегодня? Актуальной становится проблема новой технологии образовательного процесса, которая должна начинаться с индивидуализации обучения, исходить из потребностей личности и определяться индивидуальным темпом развития. Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования детей. Главным является не формирование личности с заранее определенными свойствами по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.

5фото, 6фото, 7сл. Направления индивидуализации подразумевает под собой развитие индивидуальных способностей детей :

•первое направление индивидуализации заключается в раскрытии

неповторимости детской личности. В этом контексте принцип

индивидуализации получает свое наиболее полное определение: помимо знаний об индивидуальных особенностях детей, опоры на них в педагогической деятельности он предполагает создание таких воспитательных условий, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, помогают полноценному формированию его как личности.

•второе направление–индивидуальный подход к детям с нарушением в развитии в воспитательно-образовательном процессе.

Второе направление заключается в том, чтобы педагог, учитывая

индивидуальные особенности ребенка, помог ему добиться полного усвоения содержания программы. От педагога требуется ежедневное применение воспитательных технологий не только общеразвивающей, но и коррекционно-профилактической направленности. Если кто-то из детей не достигает заданного уровня усвоения, их относят к отстающим. Проводится работа с тем, чтобы подтянуть их к уровню, достигнутому всеми. Эта работа носит коррекционный характер и является одной из составляющих процесса индивидуализации.

8фото,9сл. В чем состоят некоторые методы индивидуализированного обучения? Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения, по принципу реагирования. Этот цикл, включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.)Если цели не были достигнуты–пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети

получают возможность выбора: какого животного будет лепить, каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.) Задача педагога–помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости, может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Пример лепки показывает и другой элемент обеспечения индивидуализации : тщательный отбор материалов.

Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности –от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. Например, пластилин, песок, вода, кубики и конструктор «Лего» обладают большой открытостью и гибкостью; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности. Можно подобрать и менее гибкие материалы, но так, чтобы они обеспечивали больше возможностей их применения. Например, можно подобрать пазлы с количеством элементов от 6 до 240. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы. Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за грушки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, воспитатель дает важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку вмешательство педагога происходит очень своевременно.

Иррадирующее обучение (от слова «иррадиация» - распространение) как метод индивидуализации обучения основано на признании различий интересов, мотивов и на динамике продвижения. Эта тактика состоит из трех действий: 1-е: «У нас появилась новая интересная игра. Тот кто хочет научиться играть в нее, может подойти сейчас ко мне (в центр рисования, в др. центр) 2-е: «Ира, Алеша, вы сегодня узнали что-то новое (научились, увидели, услышали и т. п., давайте расскажем об этом всем ребятам (родителям, сотрудникам ДОУ) 3-е: «Если вы хотите что—то узнать (сделать, найти и т. п., можете обратиться к Ире и Алеше…» Получая внимание от эмоционально значимого взрослого, приобретая во взаимодействии с другими или в самостоятельной деятельности новый опыт или новое знание, ребенок, как правило, стремится поделиться с детьми, с которыми он дружит (продемонстрировать им приобретенное умение). Если такая передача опыта культивируется в группе как ценность, то постепенно новые сведения или новый опыт станут достоянием многих.

Индивидуализация образования может быть обеспечена за счет принципиально нового метода, метода использования раздаточных материалов –тематических комплектов карточек с заданиями. Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках активно внедряемого в ДОУ проектного метода. Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый ребенок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт, раскрывающий

(иллюстрирующий) тему со всех сторон –в изображениях, в словах, в символах, в цифрах. Каждый ребенок выбирает свое, но вместе –в паре, в группе дети делают одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов. Этот метод актуален для детей старшего возраста. Но переработав его, в какой-то мере его можно будет применить и у нас.

С целью индивидуализации педагогического процесса используются некоторые компоненты детской субкультуры: это уголки: «Моё настроение», «Здравствуйте, я пришел», «Кто сегодня именинник», «Мой выбор», «Звезда дня» и т. д.

10фото,11сл. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Индивидуализация–обучение, при организации, которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково–каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей).

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того, чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны. И готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами, в том случае, если их инициатива не принимается детьми. Внимание педагогов должно быть направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе. 12сл. фото,

13сл. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ» Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Индивидуализация образовательной деятельности.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Консультация для воспитателей и родителей «Секреты заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» Как правильно выбрать стихотворение для ребёнка? 1. Стихотворение соответствует возрасту ребёнка. 2. Подбирайте стихи, которые интересны детям.

Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Педагогический проект «Индивидуализация обучения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится: «Одним из основных принципов дошкольного образования является: построение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Индивидуализация в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 октября 2021 в 15:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД