Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр на занятиях и вне занятий»

Алла Ткаченко
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр на занятиях и вне занятий»

Когда мне было поручено подготовить консультацию по теме "Использование дидактических игр на занятиях и вне занятий", я решила сделать презентацию.

В время собрания я предложила коллегам поиграть в дидактическую игру, что существенно расслабило коллектив и настроило на позитив.

Презентация во вложении.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование дидактических игр на занятиях и вне занятий“» размещена в разделах

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Структура дидактической игры :

- дидактическая задача (цель, состоящая из игровой и обучающей;

- содержание игры

- игровые правила;

- игровые действия;

- окончание игры, подведение итогов.

Цели дидактической игры :

1) познавательная — это то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами ему нужно в данной игре передать;

2) воспитательная — это те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.

Классификации дидактических игр :

- По содержанию: математические; сенсорные; речевые; музыкальные; природоведческие;для ознакомления с окружающим миром; по изобразительной деятельности

- По дидактическому материалу : словесные; настольно-печатные; с предметами и игрушками; с картинками; компьютерные дидактические игры

- По числу участников: коллективные; групповые; индивидуальные

Игры по формированию математических представлений

Это игры направленные на развитие у ребят логического мышления. Дети учатся: сравнивать и группировать предметы, по внешним признакам, по их назначению;

производить анализ, синтез, решать поставленные задачи

Дидактические игры по в развитии речи детей

Это разнообразные словесные игры. В ходе игры ребенок комментирует свои действия, рассказывает, о том, как он выполнял задание или как нашел выход из проблемной ситуации, отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками.

Дидактические игры в эстетическом воспитание детей

Это игры, обучающая задача которых направлена на знакомство детей с произведениями искусства, театра. Так же оформление дидактической игры прививает ребенку чувство прекрасного, формирует эстетический вкус.

Дидактические игры в нравственном воспитании дошкольников.

В процессе игры воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Основные виды дидактических игр :

1. Словесные игры

2. Настольно-печатные игры

3. Игры с предметами

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Словесные игры можно объединить в 4 основные группы:

1. Игры, которые помогают формировать умение выделять главные признаки явлений и предметов: «Отгадай-ка», «Да – Нет», «Магазин»

2. Игры, которые развивают у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать нелепицы, делать логические выводы: «Похожий – не похожий», «Бывает – не бывает»

3. Игры, которые учат обобщению и классификации предметов по различным признакам: «Назови одним словом», «Кому что нужно?»

4. Игры на развитие сообразительности, внимания, выдержки, быстроту мышления, чувства юмора: «Глухой телефон», «Краски», «Садовник» и так далее.

Настольно-печатные игры

Разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании :

- Подбор картинок по парам.

- Подбор картинок по общему признаку.

- Запоминание состава, количества и расположения картинок.

- Составление разрезных картинок и кубиков.

- Описание, рассказ о картине с показом действий, движений.

Дидактические игры с предметами

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Эти игры что очень важны для развития отвлеченного, логического мышления.

Для детей младшей группы используют предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам. С возрастом используют предметы, в которых разница между ними становится менее заметной

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Правила, которые воспитатель должен учитывать в работе с дидактическими играми :

1. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры.

2. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр.

3. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку.

4. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности.

5. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты

6. Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).

7. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр на экологических занятиях с дошкольниками Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня.

«Использование дидактических игр в жизни детей» Консультация для родителей Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей.

Использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях для развития музыкального слуха детей Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 12 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ.

Консультация для педагогов: «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому.

Консультация для воспитателей «Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях в детском саду» Для взрослых не секрет, что ребёнок-дошколёнок любит петь и танцевать, что счастливые моменты его жизни всегда сопровождает музыка. Музыкальные.

Консультация для воспитателей «Использование физкультурного оборудования на занятиях и в самостоятельной деятельности»Консультация для воспитателей «Использование физкультурного оборудования на занятиях и в самостоятельной деятельности» Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно. И не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет.

Консультация для воспитателей «Организация музыкально-дидактических игр с дошкольниками» Музыкальный руководитель: Горохова Л. В., муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38, г. Апшеронск. «Дайте.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ» Среди многих проблем последнего времени, касающихся.

Консультация для воспитателей «Руководство воспитателя во время проведения дидактических игр» Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность,.

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию»Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию» Применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию В наш современный век информационного и технического прогресса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр на занятиях и вне занятий»
Опубликовано: 22 января 2017 в 12:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД