МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Использование сказки при подготовке детей к школе»

БЕЛОГРИВЦЕВА ОЛЬГА ИВАНОВНА
Консультация для воспитателей «Использование сказки при подготовке детей к школе»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1155

Дошкольное отделение №2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ ПРИ

ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

ПОДГОТОВИЛА : ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ № 11 БЕЛОГРИВЦЕВА О. И.

МОСКВА 2017 г.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование сказки при подготовке детей к школе“» размещена в разделах

В настоящее время издается большое количество теоретической и ме-тодической литературы по подготовке детей к школьному обучению. Между тем актуальность этого вопроса из года в год только возрастает.

В недавнем прошлом при подготовке детей к обучению в школе многие практические психологи применяли тетради, в которых дошкольникам предлагалось выполнить задания на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, а также упражнения на развитие сенсомоторной координации. Подобные пособия и методики были рассчитаны преимущественно на решение педагогических, а не психологических задач.

Но готовность к школе - это не только развитие интеллектуальных способностей дошкольника (умений читать и писать). Не менее важна мотивация. Когда ребенок готов принять на себя "роль ученика", у него появляется желание учиться, а игровая деятельность естественным образом уступает место учебной.

Большое значение имеет эмоционально-личностный показатель, когда ребенок волевыми усилиями может регулировать свои эмоции и поведение, выполнять требования педагога и слушать его на протяжении всего урока. Особую роль играет адекватное общение со сверстниками и взрослыми, ко-гда у детей складываются первоначальные моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы.

Уровень познавательного развития также является одним из компонентов готовности к обучению в школе : ребенок владеет определенным запасом знаний об окружающем мире, проявляет интерес к знаниям, способен понять связи между явлениями, без особых затруднений списать задание с доски или записать под диктовку учителя.

Одним из компонентов занятий с детьми по подготовке их к школе яв-ляется игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Детям, которые не научились в игре добровольно подчинять свои действия правилу, будет в дальнейшем трудно сознательно подчиняться требованиям учителя.

Несмотря на внешнее стремление многих детей скорее пойти в школу внутренне они чаще всего бывают не готовы к новому этапу в своей жизни. Поступление в первый класс нередко сопровождается тревогой и страхом неизвестности. Справиться с возникающими психологическими проблемами дошкольникам поможет сказка. Погружаясь в мир сказочных образов, дети будут чувствовать себя спокойнее, научаться преодолевать трудности, не бояться ошибок. Главное - грамотно и вовремя использовать методику включения сказок в воспитательно -образовательный процесс.

Я хочу предложить вашему вниманию "лесные сказки" М. А. Панфиловой, которые легли в основу психологического тренинга по подготовке детей к обучению в школе.

Сказка помогает сформировать у детей позитивные модели поведения, позволяет им на эмоциональном и вербальном уровнях понять и осознать "что такое хорошо и что такое плохо”, дает возможность каждому ребенку примерить на себя разные роли, оценить свой поступок со стороны. Дошкольники с удовольствием принимают сказку, т. к. она легко и плавно переходит в игру и наоборот. В сказках нет скучных нотаций и бесполезных нравоучений. Слушая сказки, ребенок может мечтать, думать, развиваться.

Эти сказки раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:

сказки для адаптации к школе - дети знакомятся со школьными атрибутами, обстановкой в классе, ролью учителя, правилами поведения на уроке: "Создание "Лесной школы"", "Букет для учителя", "Смешные страхи", "Игры в школе", "Школьные правила";

сказки об отношении учеников к вещам, повествующие о том, как правильно обращаться со школьными атрибутами, учат аккуратности и самостоятельности: "Собирание портфеля", "Белочкин сон", "Госпожа Аккуратность", "Жадность", "Волшебное яблоко (воровство)", "Подарки в день рождения”;

сказки об отношении учеников к урокам и знаниям, раскрывающие понятие зависимости оценки от количества затраченного труда или усвоенного материала, важности адекватного отношения к результатам: "Домашнее задание", "Школьные оценки", "Ленивец", "Списывание", "Подсказки";

сказки о здоровье и о том, как стать большим, учат сопереживать, приходить на помощь другу, соблюдать режим: "Режим. Телевизор", "Бабушкин помощник", "Прививка", "Больной друг";

сказки о школьных конфликтах, помогающие корректировать агрес-сивное поведение: "Ябеда", "Шапка -невидимка (демонстративное по-ведение)", "Задача для лисенка (ложь)", "Спорщик", "Обида", "Хвосты (межгрупповые конфликты)", "Драки", "Грубые слова", "Дружная страна (межполовые конфликты)", "Гордость школы".

Сказки, в которых анализируются поступки героев, способствуют воспитанию нравственных и этических качеств у детей. В ходе занятий каждому ребенку дается возможность высказаться, оценить действия сказочных лесных героев. Сопереживая им, воспитанники обращаются к своим чувствам.

По сюжету сказок каждый герой действует: куда-то идет, что-то достает, кому-то помогает, от кого-то убегает, проявляет активность; принимает решение, делает выбор, полагаясь на самого себя, т. е. действует самостоятельно; преодолевает препятствия, может терпеть временные поражения, но оказывается победителем, добивается успеха. Когда дети "пропускают" свои волнения через сказочные образы лесных школьников, им легче осознавать их причины.

Обсуждения сказок проходят с опорой на следующие вопросы:

• О чем эта сказка, чему она учит, что мы узнали из сказки? Где бы мы могли применить эти знания в нашей жизни? - т. е. проговаривается основная тема сказки, где есть общие ответы на общие вопросы.

• Почему и зачем герой (герои) совершает тот или иной поступок? Зачем ему (им) это нужно было? - выясняются мотивы поступков.

• Как герой (герои) решает проблему, с которой столкнулся? Какой способ поведения он выбирает - пассивный или активный? - вырабатываются способы преодоления трудностей с использованием их в реальной жизни.

• Какой эмоциональный отклик вызывают у окружающих герои сказки : радость, печаль, сострадание? - определяется эмоциональная направленность по отношению к окружающему миру и к самому себе.

• Какие чувства вызывает прочитанная сказка? - активизируется чувства самих детей.

Данный психологический тренинг рассчитан на 30 занятий, включает 30 сказок.

Представленный опыт работы дает положительные результаты. Так, школьные психологи отмечают, что воспитанники ДОО, в работе с которыми в ходе подготовки к обучению в школе использовались сказки, успешно адаптируются к новым условиям. Они более усидчивы, внимательны на уроках, знают и стараются соблюдать правила поведения на переменах, стремятся оказывать помощь сверстникам в решении различных ситуаций.

Таким образом, при подготовке детей к школе педагогам и специали-стам детского сада важно помнить о том, что при недостаточном уровне развития учебной мотивации, произвольности, умения подчинять свои действия правилам ребенок будет испытывать трудности в обучении. Поэтому играйте с детьми в сказку - обучая и обучайте по сказкам - играя.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Утина Светлана Юрьевна воспитатель.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 238 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о подготовке детей к школе» «Что родители должны знать о подготовке ребенка к школе.» Подготовку детей к школе надо начинать с младшего дошкольного возраста. Следует.

Консультация для родителей воспитанников «Место и роль семьи в подготовке детей к школе» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА «Детский сад комбинированного вида № 9 «Родничок».

Консультация для воспитателей «Сказки в жизни детей» Воспитатель Игошева И. Ф «Сказки в жизни детей». Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при подготовке и проведении праздника» МБДОУ «Д/с № 17 «Росинка» Консультация для пед. работников “Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при подготовке и.

Мастер-класс «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель IКК Чернова Н. А. Своё выступление мне хочется начать с высказывания: «Без игры, нет, и не может быть полноценного.

Практикум для воспитателей «Использование Mimio при знакомстве детей с художественной литературой» Практикум для воспитателей «Использование Mimio при знакомстве детей с художественной литературой» Цель проекта: Заинтересовать педагогических.

Роль творческой игры при подготовке к школе В подготовительной группе несмотря на то, что возрастает роль учения и труда, игра продолжает сохранять свое значение. Педагоги используют.

Выступление на родительском собрании на тему «Подготовка детей к школе. Роль игры при подготовке к школе» Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда, развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование сказки при подготовке детей к школе»
Опубликовано: 8 января 2018 в 17:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД