МААМ-картинки

Консультация для воспитателей: Комплекс упражнений для совершенствования голосо — речевых навы

ЕкатеринаЩербина
Консультация для воспитателей: Комплекс упражнений для совершенствования голосо — речевых навы

Консультация для воспитателей : «Комплекс упражнений для совершенствования голосо - речевых навыков».

Учитель-логопед Щербина Е. Б.

2016г.

14слайд 1) Дыхание - это энергетическая база речи, поэтому первой "сту-пенькой является развитие физиологического и фонационного дыхания. Для этого выполняются следующие упражнения : встать прямо и спокойно дышать, положив одну руку на живот, для контроля движений диафрагмы, а другую - сбоку на рёбра, для контроля движений грудной клетки. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 с., а затем осуще-ствляем вдох через нос и выдох через рот.

Публикация «Консультация для воспитателей: Комплекс упражнений для совершенствования голосо — речевых навы» размещена в разделах

2) Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем уд-линяем выдох до 10 и 15.

3) Долго произносим звук [м], направляя его как бы в маску, с целью, нахо-ждения для себя наиболее оптимального, удобного звучания. Упражнение должно выполняться свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечево-го пояса, живота были расслаблены.

15 слайд. Данное упражнение в сочетании с постукивающим движением пальцев называется вибрационным гигиеническим массажем и служит для настройки речевого аппарата на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных:

1. постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук "мммм"; 2. кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм"; 3. кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук "ввввв"; 4. кончиками пальцев подбородка, озвучивая звук "зззззз"; 5. кончиками пальцев области груди, озвучивая согласный "ддддд".

16 слайд 5) Произносим слоги "ра-ра, ра-ро, ра-ру, ра-рэ, ра-ры" с поворо-тами головы то вправо, то влево. Данное упражнение служит для активизации и тренировки мышц гортани.

17 слайд 6) Упражнения основного комплекса органично дополняет ком-плекс парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Парадокс её заклю-чается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Гимнастика оказывает следующее воздействие на организм человека: снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения "тяжести в голове"; ак-тивизирует носовое дыхание; способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости и др. Упражнения основного комплекса дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой включают следующие реко-мендации: думать только о вдохе носом, тренировать вдох, он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный; вдох делать одновременно с движением, в ритме своего шага, выдох - ре-зультат вдоха, надо стараться не замечать выдоха, он должен быть естествен-ный, пассивный, самопроизвольный. Комплекс включает следующие упраж-нения :

"Повороты головы" - исходное положение: встать прямо. Повернуть голову вправо и сде-лать короткий шумный вдох. Затем сразу же (без остановки посередине) повернуть голову влево, шумно и коротко "понюхать воздух" слева. Выдох происходит во время поворота головы, однако внимание на нем не акцентируется. И так 16 движений. Ни в коем случае нельзя напрягать шею. Туловище должно быть неподвижно, плечи не движутся вслед за головой и не поднимаются.

"Тянем канат" - исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони сжаты в кулаки. Слегка присесть, руки согнуть в локтях, как будто что-то тянем, сделать короткий шумный вдох, вернуться в исходное положение.

"Обними плечи" - исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч, ладони сжаты в кулаки. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Сразу же после короткого вдоха руки расходятся в разные сто-роны. В этот момент на выдохе пассивно уходит воздух.

18 слайд 7) Для тренировки мышц артикуляционного аппарата мы пред-лагаем комплексы артикуляционной гимнастики, которые оформлены в виде "сказок о весёлом язычке". Комплексы можно выполнять вместе с детьми:

Жил был дружок весёлый язычок (высунуть широкий язык) в своем малень-ком домике (улыбнуться, показав зубы). Утром язычок выходил на крылечко (положить язык на нижнюю губу, смотрел вверх (потянуть кончик языка к носу, светит ли солнышко, вниз (потянуть язык к подбородку, высохли ли лужи (упражнение выполняется 6-8 раз, играл на дудочке (вытянуть губы в трубочку 6-8 раз) и к его домику сбегались веселые пони (поцокать язычком). На пони язычок ехал к тётушке, которая встречала его приветливой улыбкой (улыбнуться). Тётушка пекла блинчики (высунуть язык пошлёпать по нему п-п-п-п-п, которые язычок очень любил есть с клубничным вареньем (облизать губы). Во дворе у тётушки жил хомячок (перекатываем воздух из одной щеки в другую, язычок любил играть с хомячком (упираем язык то в правую, то в левую щеку) и дразнить индюка (пошлепываем по верхней губе бл-бл-бл). Вечером за язычком приходила мама и пела ему песенку (пропеть аааааааааа, язычок улыбался (растянуть губы на улыбку) и засыпал (зевнуть с закрытым ртом).

19 слайд 8) Для развития силы голоса мы предлагаем произносить звук [у], имитируя различные ситуации:

• гудит пароход, который находится далеко в море;

• гудит пароход, который стоит у причала;

• свистит паровоз, который подходит к станции;

• свистит электричка, которая проносится мимо станции.

20 слайд Изменение высоты голоса - одно из наиболее значительных ору-дий его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, которая ок-рашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной. Для тренировки умения менять высоту голоса мы предлагаем следующие упражнения :

"Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произно-ся дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.

"Генератор звука" - тянем гласные звуки [а], [о], [у], постепенно изменяя вы-соту голоса, как будто поворачиваем ручку звукового генератора

"Инопланетянин" - попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук [у] произносился низким голосом, а [и] - высоким

"Шагаем по ступенькам" - произносим фразы "Первый этаж, второй этаж:седьмой этаж", постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по сту-пенькам.

22слайд Речь, произносимая громким выразительным голосом, но слишком быстрая или чересчур медленная тяжело воспринимается слушателями. Для тренировки темпа речи мы рекомендуем последующий комплекс :

прочитать скороговорку: " Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ" в том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:

• вы диктуете нерадивому ученику данное сообщение.

• вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой бе-седе.

• вы рассказываете данное сообщение большой аудитории.

• вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

Встать прямо, расслабиться, на медленном выдохе передать стук колес поезда в разном темпе:

поезд отходит от станции: тук-тук-тук-тук:

прибавляет ход: туктуктуктуктук:

мчится быстрее: так-чики,так-чики,так-чики. так-чики:

замедляет ход: туктуктук-тук-тук-тук:

11) Для того, чтобы речь педагога была благозвучной и выразительной необ-ходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализа-тора : хорошее речевое дыхание, чёткая артикуляция, богатая интонация. Да-лее приводим упражнения на развитие всей мелодико-интонационной сторо-ны речи:

Произнести с интонациями радости, удивления, восхищения скороговорку:

Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки.

Произнести с интонациями порицания, печали, безразличия скороговорку:

Зимой бы съел грибок, да снег глубок.

Произнести с вопросительной интонацией скороговорки:

Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?

Проворонила ворона вороненка?

Около колодца кольцо не найдется?

Произнести строчки из различных стихотворений сначала с интонацией во-проса, а затем утверждения, как бы отвечая на вопрос, например:

Воет ветер в степи огромной? - Воет ветер в степи огромной

Собирала Маргарита маргаритки на горе? - Собирала Маргарита маргаритки на горе и др.

Прочитать стихотворения, повышая на пол тона каждую строчку, как бы идя вверх по лестнице, чтобы звук голоса усиливался :

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

А. К. Толстой.

Прочитать заданный текст с интонациями удивления, страха, восхищения: "Уля ли я ли? Ульян ли я ли? Оля ли я ли? Осип ли я ли? Аля ли я ли? Алик ли я ли? Эля ли я ли? Эдик ли я ли? Или я Ирина? Или я Илья?".

Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Тре-буется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные уп-ражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обра-титься к врачу фониатру. Мы надеемся, что предложенный комплекс упраж-нений поможет воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые воз-можности, что повысит эффективность их работы.

Рекомендуемая и использованная литература:

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у де-тей. - М., 2005-192c.

2. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой в 2-х частях ч. 2 - М., 1988 - 280с.

3. Зарицкий Л. А, Тринос В. А., Тринос Л. А. Практическая фониатрия - Киев, 1984-165c.

4. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстрой-ствах голоса - М., 1961-51c.

5. Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса - М., 1989 - 54с.

6. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург 1992-319c.

7. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных на-рушениях голоса. Методические рекомендации. / сост. О. С. Орлова, Ю. С. Василенко и др. - М., 1990-21c.

8. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии М., 2007 - 144с.

9. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения - М., 2003 - 304с.

10. Максимов И. И. Фониатрия. Изд. Медицина - М., 1987-286c.

11. Пекерская Е. М. Вокальный букварь - М., 1996 - 126с.

12. Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. - М., 2005-160c.

Публикации по теме:

Комплекс упражнений на фитболах для детей дошкольного возраста «И сколько хочешь радуйся, играй на все лады» Веникова Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 4» Уважаемые родители! Помните.

Комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста 1 этап: Дидактическая игра «Чайник» Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу. Я - чайник, ворчун, Хлопотун, сумасброд,.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой.

Комплекс упражнений при нарушении осанки (для занятий в домашних условиях) Цель: Укрепление мышц спины, плечевого пояса и живота. - Укрепление следует проводить ежедневно, желательно 2 раза в день – утром и вечером.

Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом — ура!» Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом – ура!» (Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы) Вводная часть.

Консультация для воспитателей «Использование музыкально-речевых игр в работе с дошкольниками» Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.

Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию в ДОУ Автор: Марина Ромахова Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить. Развитие речи.

Памятка для воспитателей II младшей группы. Профилактика речевых нарушений. Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей: Комплекс упражнений для совершенствования голосо — речевых навы
Опубликовано: 26 марта 2017 в 19:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД