Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Куклотерапия»

Надежда Власова
Консультация для воспитателей «Куклотерапия»

В старину, прежде чем начать делать куклу, выполняли свой ритуал: наводили в доме порядок, надевали чистую одежду, читали молитвы. Считалось, что куклу сможет сделать только добрый человек. Плохой сделать не сможет - у него не хватит терпения. «Когда творишь куклу – душа отдыхает, кукла меня лечит» - так говорили мастерицы, изготавливая куклу.

Так что же такое куклотерапия? Отвечая на этот вопрос можно сказать: «Это праздничная, волшебная психотерапия».

Публикация «Консультация для воспитателей „Куклотерапия“» размещена в разделах

Куклотерапия – лечит. Изготавливая куклу, мастерицы испытывают прилив сил и радости, когда заканчивают работать над своей куклой. Эта кукла становится их талисманом, помощником, кукла радует.

Есть еще один способ исцеления через куклотерапию. Если человек болен, устал, у него депрессия, что-то накипело на душе, то человек может изготовить куклу, которая будет олицетворять эту его боль. Эта кукла будет «плохой» куклой, и человек постарается ее уничтожить ее после того, как это что-то покинет его вместе с последним стежком. Психотерапевты говорят: чтобы в Вашу жизнь пришло что-то новое, старое должно уйти, зажить своей жизнью. Но куда уйдет старое? Чтобы «отпустить» старое, мы должны дать ему его собственную самостоятельную жизнь в теле куклы.

Сейчас куклотерапия – это эффективный метод работы с детьми по формированию психологического здоровья. Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Показания для применения метода «Куклотерапии» :

- различные отклонения в развитии речи;

- эмоциональная неуравновешенность;

- неадекватная самооценка;

- тревожность, страхи;

- проблемы в общении.

Мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с задачами педагога.

В качестве основного приема воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ейс радостью свои лучшие чувства, эабывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.

Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

Функции, которые выполняет куклотерапия :

- коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

- релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

- воспитательную - психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

-

Развивающую - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.)моторики;

- Обучающую – обогащение информаций об окружающем мире.

Развивающие занятия по куклотерапии ставят перед собой цель: создание условий для успешной адаптации ребенка, к работе в коллективе, для развития его личности.

Развивающие – воспитательные задачи :

1. Развитие познавательной сферы ребенка.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

3. Формирование коммуникативных навыков.

4. Обогащение представления об окружающем мире.

5. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

6. Активизация и развитие речи.

7. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Занятия куклотерапией имеют свою структуру:

1. Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие

2. Разминка. Ее задача сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.

3. Основная часть. В основную часть занятия вхотит импровизация на тему какой-либо сказки

4. Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.

5. Окончание занятия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.

Занятия могут проводится индивидуальные и групповые.

Время занятий – 25 минут.

Цель занятия: развитие психологического здоровья детей.

Задачи:

1. Обучить детей изготавливать традиционную народную куклу.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие мышления, памяти, воображения, речи.

4. Воспитание чувства благодарности к родителям.

5. Воспитание доброжелательности, уважения к другим людям.

6. Развитие чувства сплоченности, доверия.

7. Повышение самооценки.

8. Снятие тревожности.

Используемое оборудование: Слайдовая презентация. Проектор, компьютер, проигрыватель с записью музыки, сундучок, кукла, подносы с материалом для занятия.

-Что же даёт куклотерапия?

• это тренинг, раскрепощающий застенчивых и аутичных,

• это лучший способ проиграть и проработать конфликтные ситуации в семье и не только в ней,

• это формулирование и «отрепетирование» сценариев, образов своего желаемого будущего,

• это тренинг по умению «держать себя в руках» (навык саморегуляции,

• тренинг по вырабатыванию навыков адекватного выражения собственных чувств.

И наконец:

изготовление и вождение кукол даёт нам всем (и детям и взрослым) следующее:

«Мануальный интеллект» (развивает мелкую моторику руки и пластику кисти,

• развивает способности к образному мышлению,

• учит концентрировать внимание,

И самое главное

развивает очень редкое и обязательное для Художника умение: выражать характер малыми средствами! Всякаякуклотерапия проходит в три этапа:

Первый этап - Изготовление (пошив) куклы

Второй этап - Обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились», церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.

Третий этап - собственно, сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий ведущего с помощью кукол и т. п. Кукольный театр.

Какой же процесс считается самым важным здесь, в куклотерапии?

Может быть, Вы удивитесь - но самый важный этап куклотерапии - это первый этап.

Ибо нет ничего важнее самого процесса изготовления куклы - этого процесса творения НОВОЙ ЖИЗНИ, пусть и СКАЗОЧНОЙ.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Кукла оберег (безликая)»Мастер-класс «Кукла оберег (безликая)» На Руси в куклы играли и девочки и мальчики (и даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает.

Развлечение «День Матери»Развлечение «День Матери» В нашем детском саду прошло развлечение "День Матери". На котором дети читали стихи о маме. Пели песни. Играли в игры: "Собери урожай".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Куклотерапия»
Опубликовано: 13 ноября 2014 в 14:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД