Получи документы

Консультация для воспитателей «Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей»

Елизавета Костылева
Консультация для воспитателей «Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей»

Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию, не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса : воспитателями, педагогом-психологом, специалистами ДОУ, младшими воспитателями и родителями. Центральная фигура единого коррекционного процесса – ребенок.

Публикация «Консультация для воспитателей „Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей“» размещена в разделах

Для создания единого речевого пространства в детском саду необходим «Единый логопедический режим» - строго ограниченный круг требований к общей речевой культуре, устной речи детей и взрослых. Выполнение речевого режима, на наш взгляд, способствует эффективности коррекционной работы, предотвращает возникновение некоторых речевых недостатков.

Перечислим основные требования логопедического режима :

• Правильная, выразительная речь учителя-логопеда, воспитателя, помощника воспитателя, всех членов педагогического коллектива должна быть образцом для дошкольника.

• Каждому педагогу группы необходимо знать речевые возможности ребенка в конкретный период, познакомить с ними сотрудников группы должен учитель-логопед.

• Всем педагогам необходимо добиваться от детей правильного произношения новых слов, терминов. Вводить их в активный словарь можно только, руководствуясь рекомендациями учителя-логопеда.

• Каждый педагог обязан всегда и везде обязательно исправлять ошибки в речи детей, но делать это нужно спокойно. В играх не целесообразно привлекать всех детей к исправлению речевых недостатков конкретного ребенка. На занятиях, напротив, стоит фиксировать внимание на ошибках, предлагать детям найти ошибку и исправить ее.

• В исправлении недостатков речи должны участвовать все специалисты ДОУ.

• Необходимо следить, чтобы ребенок аккуратно, без пропусков посещал занятия в логопедической группе. Необоснованные пропуски занятий прерывают коррекцию, и зачастую приходится начинать работу сначала.

• В присутствии ребенка никогда не следует высказывать сомнений по поводу реальности исправления его речи. Всегда нужно внушать веру в успех.

• От детей надо требовать, чтобы они говорили так, как учитель-логопед.

• Каждый небольшой сдвиг в улучшении речи ребенка надо поощрять.

Воспитателю, музыкальному руководителю, педагогу-психологу, родителям необходимо обязательно посещать индивидуальные и групповые логопедические занятия, консультироваться с учителем-логопедом по вопросам исправления речи детей.

• Речь дошкольников должна быть литературно правильной, без вульгаризмов. Нужно следить, чтобы ребенок говорил по правилам орфоэпии.

• На вопросы педагогов дети должны научиться давать полные, развернутые ответы. Нужно помогать детям оформлять собственные высказывания, задавая точные вопросы, побуждать дошкольников к речи.

Кратко охарактеризуем основные требования к деятельности всех специалистов детского сада, принимающих участие в коррекции речи детей.

Старший воспитатель (методист) детского сада компенсирующего вида совместно с учителями-логопедами составляют годовой план работы ДОУ. В нем отражаются дошкольная образовательная программа и парциальные коррекционные программы для детей с общим недоразвитием речи в соответствии с возрастом. Организует и проводит микропедсоветы в группах; руководит деятельностью ПМПК ДОУ; разрабатывает обязательную документацию и контролирует ведение ее в группе и соблюдение охранительного режима в соответствии с требованиями СанПиН; анализирует посещение индивидуальных и групповых занятий; следит за соблюдением единого речевого режима; помогает оснащению логопедических кабинетов развивающими играми, игрушками, игрушками, методической литературой; отвечает за повышение квалификации педагогов.

Воспитатель, являясь первым помощником учителя-логопеда в коррекционной работе, должен иметь высшее или среднее педагогическое образование и обязательно пройти курсовую подготовку по основам теории и практики логопедии, обладать абсолютно правильной речью и уметь «слышать» дефекты речи у детей. Осуществляя закрепление знаний, полученных детьми на групповых и индивидуальных логопедических занятиях, знакомится с характером речевого дефекта каждого ребенка и его речевыми возможностями с целью поэтапной коррекционной работы. Предусматривает закрепление логопедических заданий в процессе выполнения всех режимных моментов (например, обучает накапливанию количественного и качественного словарного запаса, тренирует отдельные грамматические конструкции во время прогулок, коллективных и индивидуальных игр).

Музыкальный руководитель в период с 1 по 15 сентября проводит изучение воспитанников с нарушениями речи, выявляя возможности каждого ребенка по следующим параметрам:

• слушание музыки (устойчивость внимания детей, их заинтересованность);

• певческие навыки (протяжность пения, соблюдение дыхания между фразами);

• движение под музыку (бодро, легко, свободно);

• выразительность исполнения танцевальных движений;

• правильность передачи мелодии.

Руководствуясь результатами обследования, отмечает: наличие или отсутствие навыка; навык в стадии формирования; стойкость (нестойкость) навыка. Затем выделяет группу детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях по коррекции общей моторики, координации движений, чувства музыкального ритма и слуха, составляет график работы с ними и неуклонно ему следует. На каждого ребенка заполняет протокол обследования музыкального развития ребенка и составляет карту индивидуальной работы с ним на каждый период коррекционного обучения.

Педагог-психолог, занимаясь развитием высших психических функций дошкольников, должен следовать календарно-тематическому плану учителя-логопеда и воспитателя. Для занятий он подбирает лексический материал из изучаемых в данное время обобщающих понятий, использует те же лексико-грамматические конструкции, что и на занятиях по программе образовательного стандарта и логопедических занятиях.

Младший воспитатель группы должен соблюдать требования единого логопедического режима. Оказывать необходимую помощь, становясь непосредственным участником коррекционной работы. На первых этапах пребывания детей в группе он «оречевляет» все режимные моменты. Для этого совместно с учителем-логопедом подбирает и использует художественную литературу для воздействия на чувства ребенка, развитие его восприимчивости к слову. Например, формируя санитарно-гигиенические навыки, учит правильно держать расческу, читая при этом потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Чтобы дети после сна не забыли заправить постели, можно прочитать отрывок из стихотворения Е. Благининой:

Я, как мама, не люблю

в доме беспорядка.

Одеяло расстелю ровненько

и гладко.

При возвращении с прогулки обратить внимание на коврик у порога:

Видишь, коврик у порога,

Он постелен неспроста,

Будет в группе чистота.

Помощь младшего воспитателя необходима во вторую половину дня, когда закрепляются в индивидуальном порядке задания логопеда. В это время он проводит час самокоррекции, давая детям задания на развитие графомоторных умений, упражнения на воспитание сенсорных качеств, логического мышления. Для этого в группе должно быть достаточное количество индивидуальных конвертов с заданиями. Один ребенок занимается с воспитателем, а остальные выполняют задания по штриховке, обводке, собирают пазл-мозаику, подбирают предметы по цветовому фону.

Взаимосвязь в работе всех педагогов группы компенсирующего назначения позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки: автоматизировать звуки, формировать необходимые лексико-грамматические конструкции, накапливать словарный запас и помогать развитию связной речи.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Грамматический строй речи детей 4–5 лет» Грамматический строй речи детей 4-5 лет У детей в возрасте 4 — 5 лет формирование грамматического строя речи занимает значительно больше.

Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО «В воспитании все дело в том, кто воспитатель» Д. И. Писарев • Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные преодолеть.

Консультация для воспитателей «Особенность связной речи детей в возрасте 2–3 лет» В первой половине второго года у ребенка наиболее интенсивно развивается понимание речи: он начинает связывать представления об окружающих.

Консультация для воспитателей «Развитие речи и творчества детей младшего дошкольного возраста» Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, которая необходимая каждому человеку. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в игре» Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача.

Консультация «Необходимость коррекции речи ребёнка в дошкольный период»Консультация «Необходимость коррекции речи ребёнка в дошкольный период» В настоящее время одной из проблем детей дошкольного и школьного возраста являются речевые нарушения, связанные с недостаточным развитием.

Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей шестого года жизни» Речь - инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью театрализованных игр» Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее… О. П. Радынова Театр – это волшебный мир, в котором ребенок.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Развитие речи на данный момент одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание в коррекции речевого развития дошкольников» Немаловажную роль в развитии речи детей играет трудовое воспитание, способствующее формированию общих положительных качеств и свойств личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей»
Опубликовано: 29 января 2016 в 18:41
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД